Содержание номера Архив Главная страница


Александр БУРАКОВСКИЙ (Нью-Йорк)

ИЗРАИЛЬ И ЕВРЕЙСТВО

Интервью с Германом Брановером

Профессор Г.Брановер человек известный не только в России, Израиле и Америке, но и во многих других странах мира, куда приводят его научные интересы и религиозные пути. Родился в Риге в 1931 году, закончил Ленинградский политех, там же защитил докторскую диссертацию. Много лет пробыл в отказе. С 1972 года гражданин Израиля. Профессор Беэр-Шевского университета. Возглавляет Центр магнито-гидродинамических исследований, является президентом общества (и одноименного издательства) "Шамир" и Главным редактором Российской еврейской энциклопедии, третий том которой, едва появившись на свет, вызвал горячую полемику.

Далеко небезразличны Г.Брановеру проблемы государства Израиль, 50-летие которого мы празднуем в этом году. 17 мая в Нью-Йорке прошел грандиозный парад "Салют, Израиль!" на котором выступил премьер Б.Нетаниягу, проводящий в Вашингтоне ряд перманентных встреч с лидерами Америки, настаивающих на уступках Израиля в мирном процессе с палестинцами. А двумя днями раньше на углу 65 улицы и 5 Авеню в Манхеттене в Temple Emmanи-El, наибольшей в мире реформистской синагоге на 2500 мест, построенной в 1929 году евреями-эмигрантами из Германии, состоялось выступление бывшего премьера Ш.Переса. Проблема та же: мирный процесс.

Много пишут об этом почти все газеты мира, уделяя 50-летию Израиля достаточно места. Но далеко не вся печать освещает проблемы Израиля позитивно, включая не только прессу Америки, Англии и России, но израильскую прессу.

Об этом, и о многих других проблемах еврейства шла речь в беседе с Г.Брановером в Нью-Йорке.

* * *

- Господин профессор, мой первый вопрос относится к сегодняшним проблемам Израиля, к так называемому "мирному процессу", к позиции премьера Б.Нетаниягу, его главного оппонента Э.Барака, отношению к миру израильского населения, чрезвычайно неоднородного в своем стремлении к миру с палестинцами.

- Это вопрос вопросов сегодняшнего Израиля, это вопрос его жизни, или, не дай Бог, конца существование. Оно может прекратиться в силу тех процессов, которые развиваются на наших глазах. Вы совершенно верно отметили - это "так называемый мирный процесс". Нет никакого сомнения, что он ни к какому миру не ведет. Он ведет к войне, к уничтожению, не дай Бог, Израиля. Я бы назвал то, что происходит, самоубийственным процессом. Почему?

Во-первых, если говорить об исторической справедливости, земли эти никогда, ни под каким видом, людям, называющим себя палестинцами, не принадлежали. Во-вторых, весь мир, включая христианский и мусульманский, включая людей нерелигиозных, основывает свою жизнь на Библии и Коране, в которых совершенно однозначно подчеркивается, что эта земля была дана, я подчеркиваю - дана, еврейскому народу около 4000 лет тому назад, обещана праотцу Аврааму. Причем, обещание это неоднократно повторялось. Затем учитель наш Моисей вывел еврейский народ из Египетского плена. И народ наш завоевал эту страну и с тех пор мировая культура основана на представлении о том, что земля эта израильская, еврейская и никакой другой принадлежности в исторических летописях не имеет.

Сам тезис о существовании палестинского народа - тезис абсолютно вздорный и искусственный. Еще несколько десятилетий тому назад Г.Меир, бывшая тогда премьером Израиля заявила, что она искала во всех исторических книгах и справочниках: нет такого понятия "палестинский народ". Это какой-то конгломерат людей арабского происхождения, переселившегося в Израиль в течении последнего столетия. В средние века, после крестовых походов, в Израиле царило запустение в течении многих веков. Но никогда не прекращалось еврейское присутствие. В Иерусалиме, Цфате, Тверии всегда, в самые трудные времена, оставалась пусть небольшая, но совершенно четко выраженная еврейская община. А в середине прошлого века процесс возвращения евреев из Европы в Израиль, еще до возникновения официального сионизма, стал организованным. Известно, что еще более 200 лет тому назад основатель хасидизма, хабада Алте Ребе посылал своих хасидов в Израиль. И они селились в Хевроне. Там была мощная община с сильной мотивацией.

А когда началось в прошлом веке уже более массированное заселение Израиля евреями из Восточной Европы и началось развитие ремесел, торговли, промышленности, сельского хозяйства, сразу начали стекаться из соседних стран арабы, которые бежали от голода и запустения в своих странах туда, где была работа, еда, хлеб. Вот их-то потомки и объявили себя "палестинцами". Но, подчеркиваю, никакой исторической связи с этой землей они не имеют. И потому, это совершенно вздорная идея: палестинская земля на территории Израиля.

Если, например, США стоят на землях, которые совершенно исторически очевидно принадлежали на протяжении многих столетий индейцам, которые были пришельцами истреблены. То интересно было бы понаблюдать, что произошло, если бы потомки индейцев вдруг заявили, что, по-крайней мере, половина США принадлежит им. Можно себе представить, какой взрыв возмущения поднялся бы и что из этого получилось. Хотя, предки индейцев действительно обладают таким правом, ибо владели этой землей. Но об этом никто не вспоминает.

Что же касается Израиля, президент Америки, госсекретарь позволяют себе высказывать мнение о том, что Израиль обязан отступить, обязан отдать определенные проценты земли палестинцам. И вся терминология при этом напоминает торговлю на бирже, а не политический процесс.

Для нас речь идет не о процентах земли, а о жизни народа. Для кого-то это голые проценты, для нас, как подчеркивал один из лидеров Израиля А.Шарон, это источники воды, о которых никто из "благодетелей" не говорит. Так вот, оказывается, что если согласиться с "процентами", о которых сейчас идет "торговля", окажется, что все источники воды будут в руках палестинцев, наших заклятых врагов. Кстати, Арафат, единственный среди тех, кто занимается "так называемым мирным процессом", говорит правду. Он говорит, что его цель - завладеть всей территорией Израиля, включая Иерусалим и Хайфу. И повторяет это неоднократно. Выступает с зажигательными, гитлеровского стиля, речами перед озверевшей толпой. И надо сделать все, чтобы этого не допустить.

Из исторической практики всех народов мира известно, никакие уступки агрессору к миру не ведут, только поощряют его на еще большие требования. А мы не обращаем внимания даже на такой вопиющий факт, как Хартия палестинского движения, целью которой есть уничтожение Израиля. И хоть по Ословскому соглашению Хартия эта должна была быть официально отменена, ничего похожего не произошло. Из 33 параграфов этой Хартии в 31 - говорится об уничтожении Израиля.

- Извините, но есть часть людей, которые не думают так, как вы. Например, на выступлении Ш.Переса 15 мая в Temple Emanu-El, присутствовало почти 2500 американцев, потомков евреев разных волн эмиграции. И очень часто они сопровождали речь докладчика искренними аплодисментами. Но вот, что утверждал Ш.Перес!

Отдать палестинцам землю и признать палестинское государство на нынешней территории Израиля вынуждают евреев две главные причины: моральная (евреи никогда за 4000 историю ни над кем не доминировали и не были оккупантами) и современная ситуация в мире, когда уже не земля и ресурсы определяют уровень, цивилизованность и стабильность государства, а научные знания и новые технологии (например, процветающая Япония, Израиль). И потому, не надо бояться палестинцев...

Так вот, допустим, 100 лет тому назад палестинцев не было на территории Израиля, но сегодня они там существуют. Как с ними быть сегодня? Не потому ли слушатели Ш.Переса так аплодировали ему?

- Я начну с конца. Ш.Перес затеял весь этот самоубийственный процесс из своих эгоистических соображений. Он хотел войти в историю, он получил Нобелевскую премию мира совместно с убийцей и террористом Арафатом. И это абсолютно доказанный факт. Перес одержим этой идеей, этой манией - войти в историю, как некий миротворец. А в реальности он следует своим домыслам, своей фантазии.

А то что люди аплодировали? Это очень удобно, сидя в Манхеттене, аплодировать тому, чтобы нам, живущим там, поставить своих детей под смертельную угрозу. Им, аплодирующим, удобно быть в русле политики администрации, приятно, когда их нееврейский коллега по работе отнесется благожелательно. Я бы это назвал "галутской психологией". Она, к сожалению, доминирует у американских евреев. Им это удобно.

Но надо быть реалистами, прагматиками. Надо заботиться о том, что будет с нашим народом. Мы, евреи, уже неоднократно делали революции для других, например, в России. Мы освобождали русский народ от капитализма. Но что из этого получилось? Может быть, достаточно? Достаточно мы заботились о других, пора позаботиться о себе, о своем будущем.

Что же касается моральности. В 1967 году десяток арабских стран напали на нас с желанием стереть с лица земли. Нам помогла выдержка, выучка, помогло, если хотите, божественное покровительство. Ибо победа в 1967 трудно объяснима рациональными доводами разума. Но, так или иначе, агрессоры были отброшены. И территории, которые испокон веков принадлежали Израилю, были возвращены.

Ни у какого иного народа или государства в сходной ситуации никогда бы и не возникло такого вопроса, что эту святую землю надо отдать! Ибо если на нас напали и мы победили, то эти земли принадлежат нам, такова мировая историческая практика. Никто, например, не требует у нынешней России отдать Пруссию.

- Извините, но почему эта элементарная, казалось бы, мысль, не воспринимается мировой общественностью? Почему все, что позволено, скажем, Англии, Америке, России, многим европейским странам (если сейчас, например, поставить в Европе вопрос о возвращении к границам 1914 года, начнется Вавилонское столпотворение), абсолютно не позволено Израилю, евреям?

- Во-первых, к евреям никогда не относились, как к любым другим народам.

- Почему?

- Почему? Мне трудно ответить на этот вопрос, надо оглянуться на историю. В погромах убивали евреев, в Холокосте убивали евреев.

- Но почему, профессор, почему?

- Не знаю. Я, как ученый, могу вас заверить, что не только в таких сложных общественных процессах не все ясно, но и в науке, где, казалось бы, все доступно исследователю, очень много есть "почему", на которые нет ответа. Так устроен мир.

Но есть одно "почему", на которое я могу ответить. К сожалению, у нас - евреев, есть некий комплекс неполноценности, мы всегда чувствуем себя виноватыми и спешим эту виноватость "исправить".

- Извините, это те "моральные принципы", о которых говорил Ш.Перес?

- Это не моральные принципы, это мазохизм. Вместо того, чтобы заботиться о своем будущем, мы, почему то, заботимся, в ущерб себе о смертельно опасном для нас же противнике. Ш.Перес упомянул Японию. Но когда Япония потребовала у России миниатюрный островок где-то у черта на куличках в Курильской гряде, Б.Ельцин, который приехал в Японию за миллиардным займом, ответил: "Кто я такой, чтобы раздавать священную русскую землю". Встал и уехал, отказавшись от 1 млрд. долларов! Почему мы не можем учиться на таких примерах?

Второе утверждение Ш.Переса, что в нынешнее время территория уже не столь важна для обороны, не меньший вздор. В свое время, Америка во время операции "Буря в пустыне" убедилась: налетов авиации, ракет - недостаточно, потребовался десант на территорию Ирака, люди. Только тогда начался быстрый процесс победы над С.Хусейном. Но, победа эта, к сожалению, не была доведена до конца. Сегодня расхлебываем.

Потому, если отдать Иудею и Самарию, это значит, что в этих местах не будет места даже для дислокации одной защитительной Израильской дивизии.

Очевидно Ш.Перес не предполагает, что члены его семьи окажутся под угрозой. А надеется на лавры мировой общественности, поселившись где-нибудь в другой стране.

- Но разве этого не понимает генерал Э.Барак, нынешний партийный оппонент Б.Нетаниягу?

- Он был военным, теперь стал политиком. Причем, политиком, легко меняющим свою окраску. Он начинал справа, затем оказался слева. Вся трагедия в том, что руководят страной, как и везде, политики. А у них, в большинстве, ничего святого нет, кроме желание сохранить свой пост и взобраться при возможности, выше. Поэтому, главное - здравомыслие, здоровый подход к реальным событиям.

Кстати, я каждый раз при приезде в Америку, Канаду встречаюсь с большими группами евреев, выходцев из бывшего СССР. У них, кстати, очень здоровый подход ко всем этим проблемам. Но они не могут осмыслить происходящее, не могут примириться с идеей, что евреи, которые всегда считались народом мудрым, своими же руками губят свое будущее.

- Вы говорите о среднестатистическом эмигранте-еврее. Но обратимся, например, к известному не только в Израиле писателю Амосу Озу. Он тоже не понимает, что нынешний "мирный процесс" ведет к уничтожению еврейского государства?

- Это проявление того же мазохизма. Это тот же гнилой либерализм, одурманенность социалистическими идеями, заботой о других в ущерб нам самим. Амос Оз - талантливый писатель, но из среды "гнилой интеллигенции". Он целиком на стороне левых. И это определяет его образ мышления. Не логика, не здравый смысл, а идеология.

- Б.Нетаниягу в своей речи 17 мая во время парада в Манхеттене говорил о том, что он сегодня прилагает большие усилия для "искоренения израильского большевизма", стараясь "превратить Израиль в полную противоположность советскому государству". Он имел в виду именно эти проблемы?

- Естественно! Хочу заметить, в личном плане каждый человек, независимо от идеологии, отлично понимает, что такое хорошо, а что такое плохо. И никогда злодея-соседа не только не пустит в комнату, но еще и решетки поставит на окнах от возможной опасности. Но когда доходит до общенациональных проблем, находятся люди-мазохисты. К счастью, в Израиле их не так уж и много. Именно потому Б.Нетаниягу и пришел к власти с подавляющим перевесом голосов, если не считать арабскую часть населения, голосовавших за левых. И это не взирая на то, что эти арабы пользуются всеми благами цивилизации страны, включая просвещение, медицину и прочее.

- Ш.Перес и Э.Барак в своих выступлениях обращаются к такому аргументу, мотивируя необходимость скорейшей организации палестинского государства: среднестатистическая рождаемость у палестинцев намного больше, чем у евреев. И если их не отделить сегодня, они со временем эволюционным путем уничтожат еврейское государство, станут большинством.

- Во-первых, существует традиционный ответ: Израиль создан как еврейское государство для приема евреев из всех стран мира. И резервы эти далеко еще не исчерпаны. В одной России, вопреки официальной статистики агентства "Сохнут", которое утверждает, что осталось около 1,5 млн. евреев, их намного больше. Могу сослаться на работу по сбору данных для "Российской еврейской энциклопедии", другие социологические источники. Согласно этим данным выясняется, что число евреев в несколько раз больше названной цифры. Ибо имеется огромное число людей еврейского происхождения, которые в силу разных причин записаны неевреями. И если бы правительство Израиля действительно приложило гигантские усилия для абсорбции, создания рабочих мест, еще миллионы людей приехали из России, и это изменило существующий национальный баланс.

Я уже 6 лет состою председателем Комиссии при премьер-министре по трудоустройству олим. У нас есть профессиональный план, одобренный правительством, авторитетами в мире. Но, к сожалению, планы эти не выполняются. Никому не до того, все заняты Ословским самоубийством.

Во-вторых, если бы евреи жили по еврейской традиции, по Торе, в их семьях число детей было бы в пределах от 5 до 15 человек. И нам бы демографические угрозы не были абсолютно страшны. А желание всех левых принадлежать к "мировой культуре" к "мировой цивилизации", а, по сути, к бескультурью, есть своеобразное декадентство. Когда певцы не столько поют, сколько дергаются и стоят на голове. А балет похож на пляску Витта. Когда скульпторы выставляют в качестве произведения 17 бутылок, наполненных мочой. Это факты.

- Но, профессор, невозможно реально представить еврейский народ, как однородную массу людей, живущих по законам Торы. То, что мы сегодня наблюдаем, особенно в среде эмигрантов из России, где большинство впитывало в себя и опиралось на русскую культуру, на ее традиции, на ее высокие образцы, на русскую классику, сегодня не готовы жить по Торе, Хорошо это или плохо, не об этом сейчас речь. Но это - реальность. Это реальная масса людей, ищущая реальный ответ в существующей ситуации, а не теорию с любыми ее нюансами. Как быть?

- Естественно, русская классика ничего общего не имеет с нынешним бездарным декадентством в Израиле. И никто не пытается русских евреев насильно заставить жить по Торе. Но мы знаем, что в России сейчас идет интенсивный процесс возвращения к Торе, особенно среди молодежи, в среде интеллигенции, среди физиков и математиков, людей талантливых, с абстрактным мышлением. Это факт.

Более того, я часто читаю лекции, и доказываю, как современные науки массированно ведут к возвращению к религиозной философии и познанию. Этот процесс начался в мире всего несколько десятков лет тому назад и нарастает лавинообразно. Огромный взрыв публикаций на эту тему. И в России, в частности. Потому, ничего невозможного нет в том, что евреи возвратятся на стезю Книги, изучения и следования Торе. Когда 2500 лет тому назад евреи были в Вавилонском плену, они тоже ассимилировались. И, не смотря на это, после возвращения из плена весь еврейский народ возвратился к своим истокам и традициям. И это случалось в еврейской истории не один раз. То же случилось после победы Маккавеев над греками, после чего мы празднуем Хануку. У нас, слава Богу, достаточно богатая история, чтобы найти сходные исторические параллели.

Кроме того, если проэкстрополировать на будущее процессы, происходящие в современном еврейском обществе, то окажется, что процент людей, живущих по Торе, постоянно и очень быстро увеличивается. В основном, за счет того, что в традиционно еврейских семьях, а число их увеличивается, рождаемость очень высока. Чего не скажешь о еврейских семьях, ставших на путь ассимиляции, браков с неевреями.

- Но в связи с этим хотел бы вас спросить о некотором, на мой взгляд, феномене. Вы, как главный редактор "Российской еврейской энциклопедии", не столько уделяете в ней место евреям, оставившим заметный след в еврейской культуре, сколько разыскиваете следы еврейства в людях, занимающих сегодня руководящее место, например, в России. Не похоже ли это на элементарную конъюнктуру, приспособляемость, интересы бизнеса в ущерб реальности?

- Отнюдь нет! Я не шовинист, и не утверждаю, что евреи - генетически более способны, чем другие народы. Но, видимо, тысячелетняя закалка, тренировка мысли (ведь изучение Талмуда - это мощная гимнастика ума) накладывает отпечаток на человека, который этим занимается. И, как это не странно, на его ближайших потомков. Из этой среды вышли такие гении, как Эйнштейн. Однако же, дети Эйнштейна никакого отношения к еврейскому народу не имеют.

- Но при чем здесь Чубайс, генерал Малиновский, Немцов, Новодворская, Сатаров, Сванидзе и т.д., часть из которых не считают себя евреями и не желают быть в Энциклопедии, но один из редакторов РЕЭ З.Вагнер утверждает, что он лучше знает кто есть еврей, проявляя это "знание" (кстати, очень сомнительное по законам Торы) лишь к людям влиятельным.

- На заседании редколлегии РЕЭ после длительных дебатов пришли к заключению, что эта энциклопедия должна отразить достижения евреев, или тех, кто вышел из еврейской среды, не обязательно оставшись евреем в духовном смысле. В этом нет противоречия.

- Я с вами не согласен. Например, вы не включили в РЕЭ известнейшего поэта с Украины Абрама Кацнельсона, автора более 20 книжек поэзии Аркадия Ривлина (в том числе единственной книги о Бабьем Яре), Моисея Фишбейна - еврейского талантливого поэта, пишущего на украинском языке, и. т.д. И, может быть и не скромно, я тоже член Союза писателей СССР, СП Украины, автор опубликованных романов и повестей исключительно на еврейскую тематику, например, романа "Готеню" и др., однако тоже не удостоился чести. Нет ли тут своеобразного еврейского шовинизма, связанного с поклонением власти, не более того?

- Таких вопросов я получил уже множество. И, действительно, на них нелегко ответить. При таком отборе ошибки неизбежны. И мы их будем исправлять в дополнительном восьмом томе. Однако мы решили включить в РЕЭ Жириновского, хоть он по галахе евреем не является.

- Это чрезвычайно удивительно. И необъяснимо. Как можно включить в РЕЭ политика Жириновского и "забыть" поэта Кацнельсона? Это непостижимо!

- Я думаю, что это от непонимания, что такое энциклопедия. В Израиле я получил массу писем, наполненных возмущением из-за того, что мы включили в РЕЭ Троцкого, Свердлова, Урицкого, Кагановича и. т.д. И не потому, что они хорошие, или плохие. Например, даже Гитлер должен быть в энциклопедии. И Ленин. Такова уж природа Энциклопедии.

- Но увлечение политическими "знаменитостями" при игнорировании не столь известных деятелей еврейской культуры больше похоже на элементарную конъюнктуру. Однако я хочу спросить о другом. Часто встречаешься с такой религиозной трактовкой Холокоста (причем, говорят об этом раввины даже в просветительских радиопередачах, рассчитанных на русскоязычных евреев, в большинстве своем - пенсионеров, свидетелей Холокоста): это Божья кара за игнорирование традиций, греховную жизнь, несоблюдение Торы. И, если бы, мол, не было Гитлера, был бы другой изверг, кто выполнил Божью кару.

- Холокост, это такая болезненная, трагическая тема, что нам сейчас не следует входить в какие-либо анализы причин Холокоста. Это выше нашего понимания. Однако надо констатировать, исторически подобные "Холокосты" встречались и раньше в еврейской истории. Например, когда древняя Иудея была покорена Римом, убийства и угон в рабство коснулись миллионов евреев. Но тогда населения в мире было в несколько сот раз меньше, чем сейчас. Б.Хмельницкмй - это тоже Холокост. Тогда во всем мире было чуть больше 1 млн. евреев, а он убил и искалечил почти полмиллиона евреев. В процентном отношении это была не меньшая трагедия.

Можно, конечно, хоть это нужно вести с чрезвычайной осторожностью, найти некоторое рациональное объяснение тому, как случилось и почему мир допустил эти Холокосты? Ведь при Гитлере при явном попустительстве большинства стран произошло то, что в цивилизованном обществе не могло произойти. Гитлера много раз можно было остановить задолго до начала Холокоста. Почему этого не сделала ни одна страна мира?

Бытует такое объяснение: они видели в Гитлере некий заслон от большевизма. И тут иногда появляется обвиняющий перст в сторону евреев. К сожалению, мы должны констатировать, что в создании большевизма евреи сыграли весьма печальную роль. Но я бы не хотел сейчас говорить об этом.

Можно констатировать лишь один неоспоримый факт, трагические события наступают лишь тогда, когда евреи начинают заниматься не своим делом. Это не еврейского народа дело - устанавливать коммунизм в той, или иной стране.

Я не знаю, кто мог бы сегодня давать точные объяснения произошедшего. Может быть, великие праведники. Мы с вами не на таком уровне.

- Однако согласитесь, сегодня, когда еще живо поколение людей, родители которых "ушли" в газовые камеры и Бабьи Яры Холокоста, объяснять это "Божьей карой" - кощунственно.

- Я думаю, что говорить можно лишь об извлечении уроков из прошлого. Но мы мало учимся на ошибках прошлого. Сегодня, мы об этом уже говорили, Израиль благодаря "мирному процессу", толкают к новому Холокосту. А ведь у нас 5 млн. евреев. И если, не дай Бог, воцарится Арафат вместе с Асадом, вместе с Мубараком (не должно быть иллюзий на счет мира с Египтом), это будет началом конца. Вот об этом надо думать!

Пришло время евреям заниматься своими собственными проблемами, а не проблемами других народов. А чем мы, даже в Израиле, занимаемся. Некоторые лидеры страны заявляют, что сионизм умер, что мы живем в постсионистскую эру. И это повсеместно муссируется на конференциях, в докладах, выступлениях на радио и телевидении. То есть, по секулярным понятиям евреи, прибывшие в Израиль, могут забыть о своих традициях, они умерли. Но это - средневековье.

Жизнь показывает, что эти идеи не работают на Израиль, а лишь разрушают его. Много пишут о том, что у молодежи в современной израильской армии, всегда сильной своим духом, нет никакой мотивации. И это правда. Ибо много людей приехало, но им не объяснили, что это священная земля, что здесь можно жить и выжить, соблюдая традиции, соблюдая уникальную еврейскую нравственность, которую евреи передали всему человечеству. В том числе, через христианство и ислам. Но все это предано забвению. Именно поэтому уроки истории так важны. И главным, превыше всего, должна быть сегодня забота о безопасности еврейского народа и его государства. Мы должны знать, что имеем такие же права на земле, как и все другие нации.

- Не могу не спросить вас еще об одном. Многие шовинисты в разных странах, в частности - в России, когда их обвиняют в радикальном национализме, возмущаются, говорят: а разве сионизм - не национализм? Ведь вы, евреи, обвиняя нас, сами делаете тоже самое в Израиле.

- Я, честно признаться, не имею особых претензий к националистам, которые проявляют свой национализм на своей территории, в своей стране. Ибо можно назвать это национализмом, а можно - национальной гордостью, приверженность национальной культуре и традициям. Здоровая нация до определенной степени должна быть националистичной, должна любить свой народ и предпочитать своих собратьев всем другим. Я не говорю, что национализм должен выражаться в убийствах и погромах. Это - экстремизм.

- Но в полиэтнических странах, какими являются большинство стран Европы, где кроме доминирующей нации проживают еще и множество других этнических групп населения, такое поведение "титульной нации" становится похожим на дискриминацию по национальному признаку.

- Я не очень склонен давать советы, что делать другим народам, они сами должны решить свои проблемы. Мне по горло хватает забот о нашем народе. Кроме того, я не очень могу согласиться с евреями, которые возмущаются тем, что некоторые русские их не любят. Есть разные русские, как и разные евреи. Есть русские антисемиты? Меня не так это коробит, ибо Россия - не наша страна. Главное, чтобы каждая нация здраво относилась к тому, что составляет ее национальные интересы. Я не думаю, что кто-то может выражать какие-то претензии по этому поводу.

- Что бы вы пожелали русским евреям-эмигрантам, проживающим в Америке? Особенно - пожилым, которым тяжело влиться в новую культуру.

- Я бы пожелал одну простую вещь. Если человек возвращается к своим истокам, это дает ему самое глубокое нравственное удовлетворение. Это делает его более цельным, более спокойным. Он будет в мире, в гармонии с самим собой и с окружающими его людьми. Я говорю это по собственному опыту, ибо до тридцати лет был весьма воинствующим атеистом.


Содержание номера Архив Главная страница