Содержание номера Архив Главная страница


Лали ШИУКШВИЛИ-КОНЛАН (Вирджиния)

ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГАЛЕРЕЯ В ТБИЛИСИ

Анна Итонишвили и ее брат Георгий на фоне своих картин.

Находясь недавно в Тбилиси, я наконец посетила Детскую художественную галерею имени выдающейся грузинской художницы Елены Ахвледиани, которая после большевистского переворота в России вместе с другими грузинскими и русскими художниками оказались на чужбине, в Париже. Это был тот бурный период интенсивных поисков новых форм в изобразительном искусстве, когда они, как и Модильяни, Пикассо, Утрилло, Гудиашвили, Какабадзе, Бенуа, Сорин и другие, были завсегдатаями богемного парижского кафе "Ротонда" на Монпарнасе...

Здание галереи, которое находится в живописной части старого Тбилиси, было подарено детям правительством Грузии еще в 70-х годах. Здесь представлены работы юных живописцев, скульпторов, графиков, керамиков, а также любителей прикладного искусства в возрасте от 4-х лет. В фонде галереи хранится более 50 тысяч произведений не только из Грузии, но и из других республик бывшего Союза и 40 зарубежных стран. Благодаря усердию и усилиям работников галереи периодически проводятся различные мероприятия, направленные на развитие в детях вкуса, восприятия красоты и разнообразия окружающего, еще не знакомого им мира. Из-за плачевного экономического положения галерея пока что довольствуется минимумом, и только благодаря самоотдаче, преданности и бескорыстию ее руководителей она продолжает покорять посетителей своими экспонатами. Сегодня в числе "покоренных" находятся разные международные представительства, организации и, конечно, посольства иностранных государств. Они участвуют в финансировании выставок, выпуске календарей с репродукциями детских рисунков.

Узнав о том, что в Детской галерее проходит персональная выставка 5-летней девочки, с работами которой я уже была знакома, я решила во что бы то ни стало забежать туда. К счастью, на месте оказались директор галереи Лия Горгадзе и заведующая отделом информации Марианна Таборидзе, с которыми мне удалось побеседовать. Предлагаю вашему вниманию основные моменты нашей беседы.

* * *

Лия Горгадзе:

- Рисование - это самый лучший способ самовыражения. Детям трудно писать или рассказывать, поэтому они выражают себя на бумаге, чувствуют себя самими собой, и это для них огромное счастье. Я думаю, что самое большое счастье для ребенка - не повторять чьи-то стихи или песни, а отличиться самому, представить что-то свое, поэтому именно в рисовании проявляется их индивидуальность.

Марина Таборидзе:

- Очень много детей выросло у нас... Мы дали им направление, что определило из будущую профессию. Многие из них стали прекрасными художниками.

- Как это все началось и сколько лет существует галерея?

Лия:

- Уже почти 27 лет. А началось это в 1968 году, когда моя мать, сама профессиональная художница и член кабинета эстетического воспитания, начала собирать детские работы. И когда она увидела, что это очень своеобразный и интересный мир, начали устраивать выставки. Вы помните и знаете, что было время, когда самовыражение не допускалось...

- А на "свободу творчества" детей смотрели как бы сквозь пальцы?..

Лия:

- Так получалось... У них, конечно, не было зала, потом им дали зал в школе #1. Тем временем работы накапливались, было очень много тематических работ, очень интересных графических работ и скульптур. И вот назрел вопрос о создании Детской галереи. Нам очень помогли правительство и знаменитые художники Ладо Гудиашвили, Уча Джапаридзе, Елена Ахвледиани. Они добились того, чтобы нам дали прекрасное помещение на последнем этаже здания Филармонии, где постоянно устраивались выставки детских картин, в которых была выражена непосредственность, открытость, красочность... Это был бум не только в Грузии... К нам приезжали из-за границы и, конечно, из других республик. Они хотели перенять наш опыт, им было интересно, как мы организовали и как ведем это дело... Впоследствии подобные галереи открылись в Ереване, на Украине, в Средней Азии, в республиках Прибалтики.

- Можно сказать, вы были первой ласточкой...

Лия:

- Да, действительно... Потом нам дали это здание с прекрасным видом на город и удобными помещениями и залами, где дети с удовольствием приходят знакомиться с творчеством друг друга, занимаются рисованием. Есть дети, у которых прекрасно развито чувство фантазии, есть дети, которых надо направить... Многие из таких детей не умеют рисовать - им просто хочется... Мы старались направлять их не потому, чтобы посадить их в какие-то рамки, а просто дать им темы, чтобы заработала фантазия, чтобы "развернуться".

- Судя по рисункам, которые висят здесь, вы провели колоссальную работу... То, что вы раскрываете в детях индивидуальность, относитесь к ним с такой любовью, с таким вниманием и уважением к их творчеству, мне кажется, помогает формировать в них свободомыслие - в хорошем смысле этого слова, конечно...

Марина:

- Несомненно... Свободомыслие и доброту...

- А проводят ли они какую-либо параллель с музыкой? Я задаю этот вопрос потому, что почти все дети здесь учатся музыке, и она не может не оказывать влияния на их творчество.

Марина:

- У нас есть группа свободного рисования. Преподаватель рисования также играет на фортепиано... Она дает слушать музыку, затем спрашивает, что она вызывает в ребенке, что он чувствует, что он видит, как он хочет это изобразить... И в ее классе очень много интересных работ. Она специалист и как художница, и как пианистка - она окончила консерваторию. И детям это интересно, они очень любят такие уроки. Кроме этого у нас устраиваются концерты и выставки. При открытии каждой выставки устраивается концерт, где выступают те же дети, чьи картины выставляются в зале.

Лия:

- В течение почти 27 лет у нас никогда не портились работы. Дети бегают, играют, резвятся - мы не запрещаем им вести себя так, и они сами как-то ведут себя в рамках положенного... Даже приятно, что дети живые, здоровые, радостные...

- Наверное, имеет значение и то, что это их работы, их творчество... И это такие прекрасные работы, что как-то подсознательно они и не думают о том, чтобы навредить или испортить... Мне припоминается рассказ одного официального лица из мэрии Тбилиси. Во время одной из встреч зашел разговор о силе и воздействии подлинного искусства. Он рассказал о том, что в период политических противостояний было совершено много актов вандализма. Здание фуникулера на горе Мтацминда - "визитной карточке" Тбилиси - тоже было подвергнуто повреждению. Но, представьте себе, вредители не тронули колоссального панно на громадной стене, выполненного одним из талантливейших грузинских художников Кокой Игнатовым. Рука не поднялась... Но, вернемся в галерею. Мне очень повезло, что вы открыты...

Марина:

- А мы всегда открыты. По субботам у нас проводятся телевизионные конкурсы, то есть дети танцуют, поют, играют в спектаклях, показывают кукольные представления. Из них отбираются самые лучшие, устраивается концерт, и все это транслируется по телевидению. Кроме этого, мы отбираем лучшие работы тех детей, которые участвовали в передаче, и устраиваем большую выставку.

- А кто решает, какие работы лучше? Жюри, в состав которого входят сами дети?

Лия:

- Оно состоит из старших. Я хочу добавить, что у нас очень тесные связи с разными странами, особенно с Японией. Там есть Институт цвета, если я не ошибаюсь. Заведовал этим институтом Акио Ота, очень интересный человек, наш большой друг, известный человек в Японии. Он много нам помогал, сообщал о международных детских выставках. Мы посылали работы наших детей, и они всегда получали высшие награды, премии, дипломы не только в Японии, но и во Франции, Германии, Соединенных Штатах. Теперь у нас нет таких связей... Мы стараемся все это как-то восстановить, воскресить...

- Миссия, которую вы взяли на себя, не может пройти незамеченной или неоцененной, так как работать в таких условиях - просто героизм... В один из моих приездов мы с мужем в ресторане познакомились с одним американцем. И он, которому показали Тбилисскую телестудию, извинившись перед грузинскими мужчинами, поднял тост за грузинских женщин в лице работниц детской телевизионной передачи. Он просто не мог поверить, что эти женщины, работая в нечеловеческих условиях и получая смехотворную зарплату, работают с такой самоотдачей и создают высококачественную продукцию. "Именно поэтому я готов вложить в эту страну", - сказал он...

Лия:

- Мы как раз и сотрудничаем с Отделом детских передач телевидения...

- А когда у вас намечается открытие выставки, как вы сообщаете о ней: объявляете об этом в газете, рассылаете приглашения, брошюры, буклеты?..

Лия:

- Нам это очень сложно, потому что у нас нет ни компьютера, ни копировальной машины. Нет элементарных вещей, которые облегчили бы нашу работу. Мы все это печатаем на машинке, все делаем "вручную"...

Марина:

- Вот, например, эти календари на 1997 и 1998 годы с репродукциями детских работ напечатаны по инициативе грузинского молодежного движения защиты экологии и партии "зеленых" и финансированы программой ТАСИС Европейского Союза. Календари посвящены Международному дню Черного моря.

Лия:

- Была также устроена выставка "Черное море глазами детей". В своих рисунках дети выразили беспокойство загрязнением любимого моря. Многие работы принадлежат тому периоду, когда море, особенно после Чернобыля, было просто отравлено, и говорить об этом открыто не многие решались... А вот дети выражали на бумаге то, о чем между собой говорили взрослые...

Просматриваю календари... Что ни страница - маленький шедеврик! Вот дельфин, спасающий своего детеныша; а вот осьминог с одной щупальцей на костыле; а вот красное солнышко с черными от загрязнения слезами, сверху смотрящее на беспомощных обитателей моря... Читаю слова главы Европейского Союза Дениса Корбоя: "Дети обладают уникальной способностью видеть и говорить правду с такой простотой, которой могли бы позавидовать сами взрослые..."

- Насколько я знаю, у вас иногда проходят и персональные выставки.

Лия:

Даже довольно часто. Вот сейчас, например, у нас проходит персональная выставка одной девочки... Ее зовут Анна Итонишвили, ей недавно исполнилось 6 лет, она уже учится в первом классе, а выставляется у нас с трех лет. Интересуется абсолютно всем... Ее родители говорят, что она все время требует информации. Это невероятно интересная девочка, с особым восприятием окружающего мира. Работы Анны настолько интересны, что мы продлили их показ. Выставку посетили многие художники, иностранные гости, международные организации, аккредитованные в Тбилиси, а также представители посольств...

* * *

Я поблагодарила Лию и Марину "от имени всех детей мира" и попрощалась.

Хочу добавить несколько слов: в прошлом году я побывала в квартире-мастерской Анны, у которой есть 3-летний братишка Георгий, тоже увлекающийся рисованием. Когда я спросила его, "повлияли ли на его творчество" работы его сестренки, он категорически отверг мое предположение и сказал что-то вроде того, что "идет своим путем..." В разговоре с родителями детей выяснилось, что они - правнуки таких корифеев грузинского изобразительного искусства, как Мосэ Тоидзе и Ладо Гудиашвили... Бабушка Нана, конечно, показывает внукам альбомы Гогена, Модильяни, Ван Гога... Анна даже по-своему интерпретировала знаменитый "Танец" Матисса и тем самым сделала большой сюрприз бабушке, его старой поклоннице. Но... любимым художником Анны является не кто иной, как Леонардо...

Предлагаю вам самим оценить работы этих невероятных детей...


Смотри также:


Содержание номера Архив Главная страница