Содержание номера Архив Главная страница


Нелли ГОРОВСКАЯ (Нью-Йорк)
Фроим ГОРОВСКИЙ (Нью-Йорк)

ДОМА ЛИ МЫ В АМЕРИКЕ?

В начале ХХ века в знаменитом кафе "Золотой Рог", культурном центре Нижнего Ист Сайда, излюбленном месте отдыха еврейской интеллектуальной и артистической элиты, разгорелся жаркий спор между двумя теоретиками - Бером Боруховым и Хаимом Арлозоровым. Бер Борухов, молодой сионист, недавно приехавший из России, утверждал, что эмиграция в Америку для еврейского народа является лишь вынужденной и временной мерой и только переселение и колонизация Палестины представляет собой подлинно активный выход. "Взяв в руки страннический посох - уверял Борухов - мы лишь переносим "еврейский вопрос" из одного географического пространства в другое". Он выражал опасения, что массовая еврейская эмиграция в Америку приведет к обострению отношений между нееврейским большинством и еврейским меньшинством. Против этих пессимистических прогнозов энергично возражал Хаим Арлозоров, талантливый пропагандист сионизма, приехавший в Америку из Палестины. Американское еврейство, по мнению Арлозорова, надо рассматривать как уникум, не имеющий прецедентов в истории... "Каждый американский еврей, - шутил Арлозов, - если описывать его с помощью нашей гротескной наукообразной терминологии, является свободно-ортодоксально-космополитически-ассимиляционистски-националистически-сионистским мыслителем". Спорящие стороны не пришли тогда к единому мнению...

* * *

В романе Андрея Битова "Пушкинский дом" двое вчерашних одноклассников ведут бесконечный спор по "еврейскому вопросу". Недовольный несговорчивостью оппонента, один из них предъявляет другому "кругленький счет": в классе дружил преимущественно с евреями, жена "полупархатая", к тому же всегда симпатизировал Америке. "Америка-то тут причем?" - удивляется собеседник. "А как же, - убежденно заявляет бывший друг, - все знают, что Америка - это еврейская страна".

Вспоминается, как в бытность свою президентом Франклин Делано Рузвельт сказал министру финансов Генри Моргентау (еврею) и экономисту Лео Кроули (католику), что Америка - "протестантская страна, в которой католикам и евреям приходится нелегко". Однако президентство Джона Кеннеди навсегда покончило с мнением, будто католикам в США нелегко. Что касается евреев, то широко распространенное (и среди друзей и среди врагов) мнение, что их позиции в Америке являются благоприятными и устойчивыми, безусловно имеет под собой почву.

Американское еврейство, насчитывающее сегодня 5,8 млн. человек, составляет более половины всех евреев диаспоры и превратилось в мощную экономическую и политическую силу страны. С середины ХХ-го века в той или иной форме местные еврейские федерации, общинные советы и фонды социальной помощи существовали в 300 городах 43 штатов, в которых было сосредоточено практически все еврейского население США. Особенностью американской общинной жизни является ее конфедеративный характер, который существенно отличается от моноструктур, принятых в европейских странах. Многообразие форм общинных организаций, существование параллельных общин и структур вызвано пестротой еврейского населения, формировавшегося на основе напластования разных иммиграционных волн, а также присущему американскому образу жизни "духу плюрализма". Первая сефардская община Шеэрит Исраэль недолго оставалась в "гордом одиночестве". С середины XIX века ее дополнили общины немецких и восточноевропейских евреев, каждая из которых имела свою особенность и специфику. В Америке, в отличие от Старого Света, никогда не существовало официальной еврейской общины со своими традициями, ограничениями, налогами и судопроизводством. Участие американских евреев в организованной еврейской жизни основано на добровольных началах, а "вклады" в местные фонды еврейской социальной помощи рассматриваются одновременно как пожертвования и как членские взносы. Иммигранты-евреи могли быть или не быть евреями по собственному усмотрению, и, если они предпочитали не быть евреями, не обязаны были становиться христианами. Они могли стоять на нейтральных позициях просвещенного светского гуманизма или религиозной индифферентности, и все это - при полной свободе выбора, невмешательстве правительства и полной эмансипации. Наиболее важными общенациональными организациями стали Еврейский комитет социальной помощи (с 1917 года, координация общинных центров), Совет еврейских федераций и фондов социальной помощи (1932 г.). В ответ на события Хрустальной ночи в Германии создана организация Объединенный еврейский призыв (1939 г.). Среди многочисленных всеамериканских еврейских организаций и объединений следует отметить женскую сионистскую организацию Хадасса (1912 г.), Антидиффамационную лигу Бней-Брит (1913 г.), Американскую сионистскую организацию (1918 г.), Еврейский рабочий комитет (1934 г.). Для объединения действий общенациональных организаций были созданы Национальный совет по координации межобщинных отношений и Конференция президентов главных американских еврейских организаций, которая включала в конце 90-х годов 45 всеамериканских организаций. Так что знаменитое "еврейское лобби" отнюдь не является ни тайным, ни зловещим. Этот термин означает систему организаций, которые способствуют проведению еврейских интересов в американскую политическую жизнь. Сегодня американские евреи занимают руководящие посты в политике, бизнесе, средствах массовой информации, науке, культуре, медицине, интеллектуальной и политической жизни. Все свидетельствует об удивительной включенности евреев в жизнь американского общества. В настоящее время на федеральном уровне насчитывается 10 сенаторов-евреев, 25 членов Палаты представителей. Два члена Верховного Суда, председатель совета Федеральной резервной системы, десятки Нобелевских лауреатов и ведущих фигур Уолл-стрита. При этом американская еврейская община высказывает большую заинтересованность в судьбах мирового еврейства. С созданием государства Израиль у нее появился новый центр притяжения, стимулирующий национальные чувства и национальную ответственность. В послевоенные годы американская община взяла на себя защиту прав еврейского меньшинства в Восточной Европе, поддержку движения отказников за свободу эмиграции.

Столетию сионизма журнал "Нью рипаблик" посвятил специальный номер. Выпуск открывался большой хвалебной статьей, посвященной американскому еврейству, написанной главным редактором журнала Мартином Перецом под названием "Бог, который не подвел". "Богом, который подвел" евреев, в статье назван коммунизм. И хотя говорят, что неисповедимы пути Господни, попробуем проследить, какими неведомыми ранее тропами вел "Бог, который не подвел", евреев в эту благословенную страну, которую они почитают своей Родиной.

С чего начинается Родина (уточним: для еврея)? Вероятно, она начинается с религиозной свободы. Америка стала Америкой благодаря тому, что соблазнила Старый Свет своими свободами, первая и главная из которых была свобода совести, свобода искать и находить своего Бога. Не надо забывать, что основали эту страну диссиденты и религиозные сектанты, бросившие вызов официальной церкви, черпавшие вдохновение непосредственно из Ветхого Завета. Неудивительно, что на американской земле много больших и малых городов названо в честь упоминаемых в Священном писании: имеется 30 иерусалимов, 20 хевронов, несколько сионов, содомов и др.

А может она начинается с демократического устройства государства? Америка, в отличие от Старого Света, не имела предыстории неравенства евреев перед законом. В Европе еврей не мог войти в характерную для средневековья вассальную иерархию, их официальное неравноправное положение прочно укоренилось в христианской традиции. Америка не знала феодализма. Евреи пользовались со времен провозглашения независимости гражданским, религиозным и политическим равноправием. Первая поправка к Федеральной конституции фактически завершила этот процесс, запретив Конгрессу официально устанавливать и поддерживать какую бы то ни было религию. Аналогичные поправки были внесены и в конституции отдельных штатов. Такая система была беспрецедентна для всей двухтысячелетней истории евреев.

А может, она начинается с того исторического момента, когда первый президент Соединенных Штатов лично благословил "синагогу сатаны" в известном ответном письме Мозесу Сейхесу - раввину старейшей синагоги в Нью-Порте (Род-Айленд)? Джордж Вашингтон написал, что на американской земле синагоги имеют равные права с христианской церковью. "Правительство Соединенных Штатов не санкционирует фанатизм, не поощряет религиозные преследования. Оно желает, чтобы проповедники различных религий взывали к свету, а не к тьме, чтобы все народы жили на этой земле без страха под собственной виноградной лозой и смоковницей. Государство требует только одного: чтобы те, кто живет под его покровительством, не теряли своего достоинства как граждане этой страны".

Нельзя не обратить внимание, что в этих словах, по сути, выражен дух концепции "автономизма", сформулированной в начале нашего века Шимоном Дубновым: "Евреи во всякой стране, принимая активное участие в ее гражданской и политической жизни, пользуются всеми правами как граждане этой страны и как отдельные люди - представители своей нации. Признавая гражданские права евреев, государство должно признать и их национальные права, т.е. право на самобытное внутреннее развитие, вытекающее из свободы самоопределения". Так и не осуществленная в Старом Свете опаленная пламенем Холокоста "формула автономизма" нашла свое наиболее полное воплощение на американской земле. Интересно отметить, что даже американские сионисты, фактически разделяя "автономистские" воззрения, утверждают, что Америка - "это не галут" и американские евреи - не "потенциальные эмигранты в Израиль", они у себя дома и суть сионизма усматривают в возвращении нации "благородства духа" и "уверенности в себе". Мордехай Каплан, автор популярной в 30-х годах в Америке книги "Иудаизм как цивилизация" писал, что "...неправильно считать, что настоящая еврейская жизнь невозможна нигде, кроме исторической родины. При желании, способностях и преданности делу можно возродить и воплотить в рамках демократической американской цивилизации сущностно важные и волнующие аспекты жизни нашего народа в Эрец Исраэль". Может быть, поэтому с 1948 года только 71000 американских евреев "возвратились" на историческую Родину.

Но не подведет ли евреев Бог в дальнейшем? Несмотря на то что существуют различные прогнозы по поводу будущего американской еврейской общины, все сходятся на том, что факторов, угрожающих национальному существованию и процветанию евреев в США как особого этноса, немало. Эти факторы как внешнего, так и внутреннего порядка.

Долгое время лояльные отношения между американскими евреями и их страной зиждились на двух опорах. Первая опора означала, что евреи рассматриваются как составная часть американского "иудео-христианского" наследия, члена "большой тройки" - "triple melting pot", (тройственного плавильного котла), "триптиха", представленного тремя большими общинами, тремя великими вероисповеданиями - "протестантизм-католичество-иудаизм". Подобная традиция считалась воплощением плюралистической сущности Америки, принимающей евреев как равных. Однако в последнее время привычная модель "триптиха" стала устаревать - быстро растет число американцев, принадлежащих к другим религиозным направлениям, включая ислам и иные восточные религии. По социальным прогнозам, в США будет возрастать роль ислама, и уже к началу ХХI века равновесие "тройки" может быть нарушено. Второй опорой является исторически сложившееся отделение церкви от государства. Однако в последнее время и эта, казалось бы, незыблемая твердыня зашаталась. В прошлом прочная "разделительная стена" между государством и церковью сегодня дала брешь. Определенная часть христианского общества обеспокоена ростом преступности, девальвацией семейных ценностей, аморальностью и другими социальными болезнями и считает, что приходится платить слишком дорогую цену за "антирелигиозное" законодательство, за "секулярный (светский) гуманизм".

Существуют также и серьезные проблемы внутреннего характера. Американской еврейской общине предрекают "тихую смерть" в результате ассимиляции, ослабления национальных традиций, национальной самоидентификации и самосознания. Демографические показатели указывают, что в последние годы половина евреев выбирает себе в супружескую пару нееврея. С 1985 года количество смешанных браков удвоилось. Если в 1965 году межнациональных браков было 8%, то за 30 лет эта цифра возросла до 52%. Социологические исследования указывают также, что дети, родившиеся от подобных союзов, также имеют тенденцию вступать в межнациональные браки. Снижается рождаемость в еврейских семьях. Между 1970 и 1990 гг. она упала на 20%. Повысился также процент евреев, не вступающих в брак. За указанные 20 лет он вырос от 4% до 17%. Падает удельный вес евреев в американском обществе. В 1940 году почти 3,7% американцев считали себя евреями, сегодня их 2,2%. Самый осторожный прогноз настаивает, что еврейская популяция через 50 лет сократится примерно до 4 млн. Настораживает пошатнувшееся в последнее время еврейское единство как внутри Соединенных Штатов, так и в мире. Израиль из объединяющего фактора превратился в фактор разобщающий, идет идеологическое размеживание различных еврейских религиозных групп и политических направлений по отношению к мирному процессу и арабо-израильскому конфликту в целом. "Разброд и шатание" в израильском обществе отразились на облике еврейского истэблишмента в США.

Приведенные выше показатели и факты оцениваются учеными неоднозначно. Э. Шапиро последнюю главу своего научного труда "A Time for Healing: American Jewry Since World War II" назвал "Вопрос о выживании". На вопрос, будет ли по-прежнему процветать американское еврейство, он ответил весьма осторожно - "возможно". С.Липсет в книге "Jews and the New American Scene" изображает будущее американской еврейской общины как "хрупкий остаток", уменьшающийся в размерах и значении. Г.Сачар завершает свою монументальную "A History of The Jews in America" прозрачным намеком на то, что будущее для евреев все же более безопасно в Израиле. Алан Дершович назвал свою последнюю книгу "Исчезающий американский еврей". Обложка недавнего номера журнала New York озаглавлена: "Американские евреи исчезают?" Книга Артура Хертзберга "The Jews in America", пожалуй, самая пессимистичная. Хороня всякие надежды на возрождение, он предупреждает: "Американская еврейская история идет к своему концу. Она станет частью американской памяти как таковой".

Однако другие ученые отмечают, что сегодняшняя ситуация все же не является необратимой, и американская еврейская община имеет потенциальные возможности достойно ответить на вызов времени. Еврейской истории не привыкать ни к проблемам, ни к кризисам, она имеет по этой части большой опыт. Периоды национального и религиозного возрождения после упадка нередки в еврейской истории. "Еврейская история, темная и катастрофическая, имеет большой потенциал для национального возрождения, - отмечает американский историк Л.Давидович, - и встревоженным американским евреям это должно дать в конечном итоге надежду на "ренессанс".

Так дома ли мы в Америке? Последнее обследование, проведенное Американским еврейским комитетом в нашей стране, выявило, что 95% евреев, участвовавших в указанном опросе, считают антисемитизм серьезной проблемой и большей опасностью для евреев Америки, чем смешанные браки и потерю еврейской преемственности. По нашему мнению, в подходе к решению этого жизненно важного вопроса необходимо избегать благодушия и механического прогрессистского оптимизма. Вспомним, что до прихода Гитлера к власти немецким евреям казалось, что они очень уютно и стабильно устроены в Германии; в предвоенной Польше еврейская жизнь отличалась богатством и разнообразием. А советские евреи, поверившие в то, что "будут существовать только советской нации люди", проникновенно и искренне декламировали стихи Павла Когана: "Я патриот, я воздух русский, я землю русскую люблю. Я сдох, как пес бы, под забором в любом кокосовом краю".

Не следует оставлять без внимания тот факт, что параллельно с главной прогрессивной линией исторического развития в американском обществе всегда присутствовала юдофобская тенденция, усиливающаяся время от времени. В 30-х годах тут действовали пронацистские группировки, а начиная с 1965 года развернули антисемитскую пропаганду радикальные негритянские элементы. Черный антисемитизм представляет, по нашему мнению, особенную опасность, поскольку он опирается на многочисленную и хорошо организованную базу и провоцируется внешнеполитическими силами - исламским фундаментализмом и международным терроризмом. Долгое время лидеры американских общин характеризовали доморощенный антисемитизм "тревожным, но не угрожающим". Думается все же, что существует известная недооценка возможности фашизации общества. Наряду с учетом количества антисемитских инцидентов, которые скрупулезно подсчитываются в отчетах Антидиффамационной лиги, необходимо сосредоточить внимание на исследовании источников, стимулирующих проявления антисемитизма, на анализе фактов, их порождающих. Современный антисемитизм - это не просто поверхностное, побочное явление социальной жизни. Он содержит большой потенциал, возможность реализации которого тесно связана с общей ситуацией в стране и в мире. Чем более трудной и лишенной уверенности становится жизнь - тем выше будут вздуваться волны юдофобии. Даже противоборствующие силы могут сблизиться в общей борьбе против еврейства, раздувая расовую и религиозную борьбу. Антисемитизм и в Америке способен превратиться из силы, действующей на периферии, в лозунг новой социальной солидарности, объединяющий под своими знаменами самые противоположные слои, бросив им одно псевдомагическое слово, ведущее к сплочению: ненависть к евреям. Необходимо противостоять антисемитизму, не дожидаясь пока он станет "угрожающим". Для этого требуется духовная и организационная сплоченность. Живой инстинкт национального самосохранения, общность исторической судьбы и "память сердца" должны превратить испанских, немецких, русских, грузинских, бухарских, горских евреев в еврейских евреев, напомнив им, что несмотря на все языковые, религиозные и культурные шероховатости, они - единый этнос, единый народ.


Содержание номера Архив Главная страница