Содержание номера Архив Главная страница


Елена РОДИОНОВА (Израиль)

ИЗРАИЛЬСКИЕ ЗАРИСОВКИ

Блондинкам объявлена война

Прославленное восточное гостеприимство недаром вошло в пословицу. Если задумаешь пригласить родственников или друзей в гости, будь готов отдать последнее, что у тебя есть, а если не хватит, займи у соседа - но прими гостя по-царски. Судя по всему, в Израиле с середины прошлого года пример такого гостеприимства должны показывать граждане, прибывшие сюда из стран бывшего Советского Союза. С первого июля 1997 года вступило в силу новое "Положение о вызове туристов из стран СНГ" Министерства внутренних дел. Раньше все было просто: вы заказывали гостевое приглашение, а ваши родственники в России, получив его, отправлялись в израильское консульство за въездной визой. В Израиле приглашения оформляли нотариусы, и стоило это недорого. По новому "Положению" их можно заказать только в Министерстве внутренних дел. А прежде чем идти туда, стоит хорошенько взвесить свои финансовые возможности: это удовольствие не каждому по карману. Прежде чем оформить приглашение, вы должны внести в банк залог - по пять тысяч шекелей за каждого гостя. Деньги большие, обратно вы их получите очень нескоро, да и то не все - банк берет триста шекелей за оформление вклада. После этого гость в России получит долгожданную бумагу и начнутся его хлопоты.

В московском консyTxnk87BG/HP7o1dufjv4mSJ7e4vby3kMbJ5gVJcMB8p6j5TwCT82DWcIKFec+ +u+/9dRutL45Pe/569e+33s73Qf2oNYttIXTZpEdkhEXnAmORznJY8ke+OnNatp+0LqQhy1ydkeX y7Avn1znj6etazSnHTf7zVV4y5XK6t0V/vbf9akkv7Rtwzpu1CJZEkXA3nYo3EHI91649etXLv42 PqojtoJo5g2PMuZJvKTHXt1yegHp35rnlBqLlB6rr1e/f11CGJT92Lattf8ArqXdE8c6le21w8dp E0aSG1fyrhXK/LnJP4n610tzqd6dK024v7Gd4rtZPJQCOYiNGdc/K5YEnzM7gPXnINTzUmudLa71 vo+//A82W3opStyy1t1SOi1DXrLUb7SEvIYI4X0GGIiEHbhBhcgtguAyhgvQg981dtdA0vxDbas1 uEWW40/7NAWUYLFQuX6fKdhGBzlhz1q1yXTb8vV/P03MpwSjybvr9/fv673udF4n+Fega7p3hoW9 vf3k+meH7bw/dvOCFuJYB5krDqoRGmaMHPRB6is2+/Z/0DTdHN19m8yeNY32qN8TAkghz13c8Een Nazqt1OV9f6f/A+ZyTpKmk23u7/8P1/zMT4a+BvC/h74l+C/FJhls00DWTeuiMAjuiyFVctlcbzk juQBkc1992njDU7W3uTFe2ks15cS3MYa5jJnDn5MAAnIQKCATkg0rwhJSlv5/PX1NVCfI5x2180r 7/P9TOufiLrNpDvmMIWJT5skVxHgbm2g5Zfm/nn9fn749/tDLa/CDxhpNtdwy6hqUkNh5FpJHLOy O4BBZDggsOe4AJ6Eg3iKMsThK1KPWLV/Vf8ABM8HXhQx1OrNX5JKXW2jT36/16n4z6jDNcjS1NhI b3WNYWIK0bcSu6gqrHqSH3E844r7l8S/CbStK8IzaE93pk+oaZaBJbnTtSh1axunkUNvjuY8q24M M4+6QVPKmuXBZc6FL2ablG9/m9vM6sdjvrmKeнних дел объясняет свои действия, в частности, борьбой с нелегальными рабочими. Действительно, случается, что приезжие нанимаются на месяц своего пребывания в Израиле на тяжелые работы. Но главная забота министерства, в котором заправляют представители ультрарелигиозных партий, - нравственность граждан. Сколько здесь говорено и написано о проститутках из стран СНГ, сосчитать невозможно! Судя по публикациям в прессе, они как саранча, тучами слетаются в нашу маленькую страну и отнимают клиентуру у местных тружениц. "Но позвольте, - возражаем мы, - нельзя же всех стричь под одну гребенку. Престарелая тетушка, которую я приглашаю, не пойдет наниматься на стройку или в массажный кабинет. Нужен индивидуальный подход!". Однако мы несправедливы - индивидуальный подход, безусловно, есть. Вот, например, что произошло с петербуржцем Барыкиным, собравшимся в гости к друзьям. И виза у него была, и залог за него внесли - но в аэропорту Бен-Гурион Барыкина задержали и немедленно, ближайшим рейсом отправили обратно. Чиновникам МВД в аэропорту показалось подозрительным, что он, инженер-электронщик, работает в Питере на бумажном комбинате.

Индивидуальный подход заметен и в отношении к тем, кто собирается приехать в Израиль по туристической путевке. После введения всех этих строгостей российские туристические фирмы решили не рисковать и теперь продают путевки отнюдь не всем. Потому что по опыту знают, в каких случаях израильское консульство откажет во въездной визе. Например, одиноким молодым женщинам эта экскурсия не светит. Особенно блондинкам... МВД Израиля убеждено, что они вместо осмотра древностей немедленно займутся древнейшей профессией. А насчет блондинок у здешних чиновников почему-то особые подозрения. Так что, милые дамы, подождите, когда вам перевалит за пятьдесят и голова поседеет, тогда милости просим. Похвально, что МВД не допускает никаких поблажек. Недавно в Иерусалиме прошла конференция ведущих бизнесменов Израиля и стран СНГ. Администрация премьер-министра, под эгидой которой она была организована, заранее представила в МВД список участников, приглашенных из стран СНГ. Однако министерство не торопилось с положительным ответом. Сомнения чиновников понятны: в израильской прессе сообщается не только о развратных блондинках, рвущихся через границу, но и "русской мафии", стремящейся захватить страну. Возможно, министерство тревожило и другое: а что, если эти "новые русские", бизнесмены и банкиры, захотят нелегально подработать в Израиле на стройках, на уборке улиц или ремонте дорог??

Ильинцы

В центре иерусалимского супермаркета стояли старик и старуха, словно сошедшие с полотна передвижника: старик с клюкой и с длинной седой бородой, старуха в платочке и цветастой юбке. В магазине было полно людей, особенно много репатриантов, недавно приехавших из России: сутуловатых очкастых интеллигентов, женщин в открытых платьях, молодежи в шортах и майках. Всюду звучала русская речь. Глядя на эту легкомысленно одетую толпу, старик сказал со вздохом: "Понаехали, свиногрызы, на нашу голову!"

- А вы, дедушка, что, тоже еврей? - спросил паренек с серьгой в ухе.

- А кто же? Конечно, яврей, - сурово ответил старик.

Так я впервые встретила ильинцев, а потом и узнала о них побольше. В Израиле можно увидеть много удивительного, узнать самые невероятные истории, и история ильинцев - как раз из таких. Ильинцами их называют по имени воронежского села Ильинка, крестьяне которого уже сто лет назад исповедовали иудаизм и называли себя евреями. В начале 70-х годов нашего века двадцать семей из Ильинки переехали в Израиль, тогда здесь и закрепилось это название.

Секты "жидовствующих"(не путать с новгородской "жидовской ересью" конца XV века) , как их называли в официальных документах, появились в начале XVIII века в разных областях России - Саратовской, Тамбовской, на Дону и на Кубани. Развитие сектантства разных толков в России было следствием реформ патриарха Никона, приведших к расколу церкви. В основном в секту жидовствующих входили крестьяне. В начале XIX века их насчитывалось уже около двадцати тысяч человек. Жидовствующих преследовали так же, как старообрядцев и других сектантов. Но они были жестким, упорным народом, той же закваски, что старообрядцы. И так же крепко держались за свою веру, соблюдали все религиозные обряды иудаизма, считали выходным днем не воскресенье, а субботу. При Николае Первом "субботников иудейского вероисповедания" целыми деревнями ссылали в Сибирь, но они и там не пропали, а обжились и основали свои деревни. Даже их официальные гонители признавали трудолюбие, грамотность, трезвость, царящую в этих общинах. К концу XIX века сектантам было разрешено совершать обряды по своей вере, а после манифеста 1905 года "субботники иудейского вероисповедания" получили право на строительство синагог. В селе Ильинка тоже построили синагогу, здесь был свой раввин, и казалось, можно было, наконец, зажить спокойно. Но благоденствие оказалось недолгим. Первое время после революции и Гражданской войны советская власть относилась к ним вполне терпимо. В тридцатых годах в Ильинке был организован колхоз под названием "Еврейский колхозник". Единственным отличием от других колхозов в нем было то, что выходным днем считалось не воскресенье, а суббота. Главные испытания начались во время борьбы с космополитизмом: в 1950-м году синагогу в Ильинке закрыли, раввина сослали, а колхозникам велено было жить как все и отказаться от своих сектантских предрассудков. Но и в эти трудные времена, когда многие евреи пытались подправить "пятый пункт" в паспорте, меняя фамилии, ильинские крестьяне Матвеевы, Петровы, Степановы по-прежнему упорно писали в графе национальность - "еврей" и преодолевали все препоны для соблюдения религиозных обрядов. А когда появилась возможность уехать в Израиль, первые двадцать семей тронулись в путь. В Израиле и государство, и раббанут, не колеблясь, признали их евреями. Поначалу израильтян поражало, что эти люди, не знающие иврита, тем не менее наизусть знали молитвы и строго соблюдали все предписанные обряды. В Иерусалиме ильинцы поселились в новом, отдаленном районе Неве-Яков. Их соседями стали бухарские евреи, приехавшие в те же годы. Иерусалимцы прозвали этот район "золотые зубы", потому что у большинства бухарских евреев на зубах были золотые коронки. Говорят, Неве-Яков тех лет был живописным местом: златозубые бухарцы в перстнях, ильинцы в кепках и мешковатой крестьянской одежде, многодетные, шумные "марокканцы"... В конце восьмидесятых годов в Израиль приехало много "субботников иудейского вероисповедания" из разных концов России, но всех их по традиции называют ильинцами. А Ильинка, говорят, почти опустела.

В нашем и соседних домах живет несколько семей ильинцев. Они так же религиозны и трудолюбивы, как их прадеды, не отказываются от тяжелой работы, только за субботним столом пьют не сладкое вино, как здесь принято, а водку. Вечерами мужчины играют во дворе в домино, старухи сидят на скамеечках у блочных домов, как прежде у завалинок своих изб, а их беловолосые внуки играют во дворе со своими смуглыми сверстниками. Эти дети не говорят по-русски, не знают русских сказок, не ведают про Колобка и Мышку-норушку, они израильтяне. И вспоминая старика, который так развеселил нас ворчанием насчет понаехавших "свиногрызов", не знающих традиций, не соблюдающих субботы, я думаю, что, возможно, у него есть своя сермяжная правда.


Содержание номера Архив Главная страница