Содержание номера Архив Главная страница


Лали Шиукашвили-Конлан (Вирджиния)

ИНТЕРВЬЮ С РЕВАЗОМ ЧХЕИДЗЕ

Несколько месяцев тому назад я наконец посетила независимую Грузию и повидала в Тбилиси близких и знакомых.

После кровавых событий 9 апреля 1989 года и во время неизбежных межнациональных конфликтов и политических противостояний, сопровождавших первые месяцы независимости Грузии, ехать туда было страшно. Но вот уже почти два года в Тбилиси спокойно...

Находясь там, я не могла не посетить старого друга нашей семьи, директора киностудии -Грузия-фильм- господина Реваза Чхеидзе, которого зритель хорошо помнит, например, по фильму -Отец солдата-. Покойный Серго Закариадзе в 1969 году получил премию Каннского фестиваля за лучшее исполнение мужской роли в этом фильме - роли Отца


Реваз Чхеидзе и Софико Чиаурели

Батоно Реваз, в Грузии, конечно, многое изменилось что-то к лучшему, что-то к худшему... Какие, по-вашему, перемены произошли в духовном плане и как это отражается именно в киноискусстве? В каком положении находится сегодня всеми любимое грузинское кино?

- Конечно, самое основное, что произошло, - это Грузия восстановила свою независимость, которую потеряла в первый раз в 1801 году, когда царская Россия нарушила Георгиевский трактат, подписанный в 1783 году, и тем самым упразднила грузинскую государственность; и во второй раз в 1921 году, когда Красная Армия, по инициативе Сталина и Кирова, насильственным путем навязала ей большевистский режим.

Сегодня Грузия - свободная страна, член ООН, и, таким образом, осуществилась мечта грузинского народа. Это, несомненно, великое достижение...

Но с другой стороны нам очень трудно. Свобода-то свободой, но за эти годы мы пережили много трагических событий и сейчас переживаем экономический кризис...

- Может быть, не совсем были готовы к этой свободе?

- Абсолютно не были готовы. Не "не совсем", а абсолютно! Ведь раньше наша экономика была рассчитана на 16 республик. Ну, представьте себе, сырье мы привозили из России, Азербайджана, Молдавии и, соответственно, посылали им нашу продукцию... Все эти связи разрушились. А раз связей нет, то и производство стоит. То же самое происходит во всех республиках. Все пытаются перейти на так называемую рыночную экономику, у которой свои, пока непонятные нам, законы. И это очень сильно отражается на повседневной жизни людей...

Знаете, Советский Союз имел своего рода достояние: все как-то жили - не было особенно богатых людей, и не было нищеты. Все работали и получали зарплату, так что можно было жить. И большого разрыва между разными слоями населения не было... Была как бы "уравниловка"... Правильно это было или неправильно, но по улице нищие не бродили, и никто с голоду не умирал.

Сейчас социальной защиты нет, база для нее не создана, и поэтому жить людям очень трудно, голодающих - буквально массы во всех республиках бывшего Союза. Многие просто погибают... дети гибнут от голода...

Правда, эмеждународные организации очень помогают медикаментами, продуктами... Мы им благодарны за это, но помощь есть помощь, а основные проблемы решать невозможно, пока республика не начнет создавать свою экономику и свое богатство.

Что касается межнациональных конфликтов в Абхазии и так называемой Южной Осетии, то они принесли много человеческих жертв и, конечно, экономических потерь всем воюющим сторонам...

- В международной прессе публиковалась информация о том, что определенные круги в России были причастны к этим конфликтам...

- Вообще, я думаю, Россия с самого начала вела ошибочную империалистическую политику в отношении Кавказа... Ни в Абхазии, ни в Осетии не было никаких оснований для кровопролития. До этого я два-три раза был в Осетии, и могу с уверенностью сказать, что там не было никаких предпосылок для конфликта. Но его разжигали, планировали, и от этого в конце концов пострадала и сама Россия. Единственный ключ к решению проблем российско-грузинских отношений - это добрососедские взаимоотношения.

Грузинский народ, как таковой, никогда не был против русского народа и всегда преклонялся перед русской культурой...

- А русский народ - перед грузинской... Живя в Америке - вот уже 15 лет - я много раз слышала от эмигрантов, как они скучают... по Грузии. Они вспоминают ее как "праздник, который всегда с тобой", они расплываются в улыбках, когда речь заходит о грузинском театре, Верико (Анджапаридзе), Софико (Чиаурели), незабываемых грузинских кинофильмах...

- Мне очень приятно это слышать, и я хотел бы сказать вашим читателям, что несмотря на экономический кризис, безденежье, которые не могли не отразиться на кинопроизводстве, за последние четыре года мы все-таки сняли около 50-ти фильмов.

Нужно было перестроиться на рыночную экономику, и сейчас мы уже не государственная киностудия, а Акционерное общество -Грузия-фильм-, то есть владельцами, хозяевами всего этого дела стали люди, которые являются его членами, а их - 2800 человек. Это работники нашей студии и кинотеатров в Тбилиси, Сухуми, Батуми, Кутаиси... Нам принадлежит все это производство, движимое и недвижимое имущество.

Когда поступает прибыль, она распределяется между членами нашего Акционерного общества. Таким образом мы стараемся перейти на капиталистические рельсы. Почему я говорю "стараемся"? Потому что мир знает, как перейти от капитализма к социализму, а вот как перейти от социализма к капитализму... этого мир еще не знает... Поэтому я говорю "стараемся".

Возьмем наш устав Акционерного общества. Это сегодняшняя схема нашего грузинского кинематографа, форма управления, структура... Все это сложно, но интересно...

С нами работали немецкие юристы. Известный немецкий юрист, автор этого проекта, прежде чем создать эту схему работал с нами два года... Сейчас мы претворяем в жизнь новые планы.

- Вам как директору киностудии, вероятно, приходится немного заниматься административными делами...

- Не "немного", а много, почти все приходится делать...

- А как насчет вашей творческой деятельности? Помню, в 1990 году вы приезжали в Вашингтон с Тбилисским театром киноактера, привозили прекрасный спектакль -Дон Жуан-. Расскажите об этом театре - вы, наверное, опять тесно связаны с ним творчески...

- Ну конечно. Он целиком входит в нашу структуру...

Колоссальной потерей для театра явилась смерть создателя и главного режиссера театра Михаила Туманишвили, но коллектив продолжает свои традиции, ставит новые спектакли.

В прошлом году труппа ездила в Москву и на международный Чеховский театральный фестиваль, получила блестящую прессу, телевидение тоже говорило об их спектакле... Представлять пьесу Чехова было необязательно, и они показали "Сон в летнюю ночь" Шекспира.

- Я много слышала об этом спектакле...

- Поразительный спектакль, высочайшего класса...

- Несмотря на тяжелое финансовое положение, люди тянутся к театру, к духовной жизни... Когда я была на дневном спектакле в театре им. Руставели, зал был переполнен, причем молодежью, хотя спектакль был не развлекательный - -Дом Бернарды Альбы-...

Но возвращаясь к кино, я хотела бы спросить, какие у вас планы и чем ваша студия порадует своих поклонников?

- Я собираюсь снимать новый фильм. Сценарий пишем вместе с Эрлом Ахвледиани... Прекрасный сценарист...

- О чем этот фильм?

- Был такой диктатор всемирного масштаба - товарищ Иосиф Сталин, который нанес миру колоссальную травму, если так можно выразиться. Это историческая фигура, которую нельзя вычеркнуть из истории, как нельзя вычеркнуть Гитлера... Мы не хотим его оправдывать, но и не хотим подходить к его личности...

- То есть к "культу личности"...

- Именно... как это традиционно делается на протяжении десятилетий. У нас есть точка зрения, очень определенная. Мы хотим показать, что это было за явление и какие объективные причины породили это явление...

Сталин - это очень интересная и сложная фигура, требующая многостороннего изучения. Достаточно вспомнить слова Черчилля, которого никак нельзя заподозрить в какой-то симпатии к коммунизму...

- Ведь слова "железный занавес" принадлежат именно ему, если я не ошибаюсь...

- Да, да... Черчилль, прекрасно все знал и понимал, но как личность он ставил Сталина довольно высоко. Ведь во время войны они были союзниками и в течение 4-5 лет не раз встречались. А переписка Рузвельта, Сталина и Черчилля, которая была издана после войны... Тут очень много видимых и невидимых планов: что произошло во время Октябрьской революции, почему это произошло...

Коммунизм, который насаждался на территории Советского Союза, - это антинародное и антигуманное явление, созданное в противовес Богу. Тут колоссальный материал, который ждет своих будущих исследователей.

- Ведь в то время те, кто верил в коммунизм, - тот же Ильич, Сталин или тот же Джон Рид, которого потрясли пресловутые десять дней, они действительно верили, так как и идея-то сама по себе прекрасная. Ведь основные идеи коммунизма в социальном аспекте - это в принципе христианские идеи...

А при создавшейся исторической обстановке, включая экономический и моральный кризис, наверное, трудно было бы избежать перегибов...

Кстати, ведь диктатуру пролетариата и красный террор начал не Сталин, а Ленин и Троцкий...

- Вообще-то все это началось с Маркса, Ленин осуществил первую революцию на земном шаре, а Сталин довел это до совершенства. И именно об этом будет наш фильм. Видимо, надо было создать "империю зла", как в свое время окрестил Советский Союз президент США Рональд Рейган, чтобы потом ее разрушить.

Когда все народы убедились в том, что это действительно "империя зла", они сами начали ее рушить. После победы над Германией Советский Союз стал международным злом. И до этого был, но особенно - после победы.

Европа стояла перед опасностью, что метастазы коммунизма могут распространиться на ее территорию...

...Это было точное выражение - "империя зла". Рейган знал, что с советскими руководителями можно говорить только с позиции силы...

- Мне кажется, что вместе с Рейганом свой вклад в развал этой империи внесли наши великолепные режиссеры театра и кино, в частности, Тенгиз Абуладзе...

- Совершенно верно. Его фильм -Покаяние- встречали в Москве бурными овациями! И я представляю, какой потерей явилась для грузинского кинематографа, и не только грузинского, его смерть. Вы ведь сами работали с ним много лет...

- Да, нас связывала большая дружба и творческое единомыслие. Мы вместе учились и вместе сняли наш первый фильм -Лурджа Магданы-. Он был художником мирового масштаба, мастером международного кинематографа. Его фильмы вошли в Золотой Фонд мирового кино - он действительно оставил шедевры. Я преклоняюсь перед его искусством...

Конечно, в процессе развала империи огромное значение имела позиция грузинской интеллигенции - кинематографистов, писателей, театральной интеллигенции. Эта позиция обычно выражалась в скрытой форме, но это не мешало интеллигенции вести тайную борьбу против идеологии Москвы.

- Скажите, пожалуйста, действительно ли господин Шеварднадзе покровительствовал и помогал созданию фильмов, расшатывающих социалистическую систему? Я не раз слышала, что только благодаря ему -Покаяние- увидело свет...

- Это правда. Еще в семидесятых годах, когда Эдуард Шеварднадзе был Первым секретарем ЦК Грузии, у нас была совершенно иная обстановка, нежели в других республиках. Он очень содействовал тому, чтобы наши художники могли свободно себя выразить, особенно в театре... Он не то что закрывал глаза... Иногда он закрывал глаза как будто не понимает, то есть как будто не понимает подтекста в том или ином спектакле или фильме. Иногда он являлся инициатором создания таких произведений, в частности, и -Покаяния-. Если бы не Шеварднадзе, этого фильма бы не было.

Во-первых, мы снимали его тайно от Москвы. В производстве киностудии он не числился. Официальная Москва всегда очень четко следила за тем, что делается на -Грузия-фильме-.

- Понимала, что от грузин можно ожидать подвоха?..

- Да, да... Они понаслышке знали: что-то делается, но в бумагах это нигде не числилось... Мы их поставили перед фактом... К этому времени и перестройка подоспела, и Шеварднадзе был министром иностранных дел СССР, и, таким образом, дорога фильму была открыта, иначе он мог быть просто уничтожен или, в лучшем случае, попал бы "на полку".

Я хочу сделать одну оговорку... Нельзя все представлять так, будто Москва всему только мешала, ставила палки в колеса, а мы все ангелы... В Москве нам здорово помогали, в частности, московские редакторы и даже некоторые руководители, которые прикидывались наивными, хотя каждый из нас хорошо понимал, что к чему...

Особенно нам помогали люди искусства - тем, что создавали хорошую репутацию грузинскому кино, писали в прессе, выступали по телевидению, и поэтому в творческом смысле работать и создавать фильмы у нас было намного интереснее, чем в центре.

- Интересно, как, будучи хозяином МИДа, господин Шеварднадзе помогал реализации таких фильмов, как -Покаяние-...

- Не то, что помогал, он был как бы автором этого фильма, потому что знал, какую почву создают подобные произведения и куда ведет эта тропа...

- Грузинская кинематография уже произвела в муках незабываемые фильмы, и мы, ее верные поклонники, надеемся, что она, как и прежде, будет нашим нравственным гидом...

Большое спасибо, батоно Резо, за вашу интересную и откровенную беседу...


Содержание номера Архив Главная страница