Содержание номера Архив Главная страница


Рафаил КАШЛИНСКИЙ (Балтимор)

ОПАСНО БЫТЬ ЖУРНАЛИСТОМ В СТРАНАХ СНГ

Прошло уже шесть лет с тех пор, как на одной шестой части суши планеты вместо ушедшей в небытие советской империи возник новый конгломерат независимых государств. Все эти государства заявили о своей приверженности демократии, одним из условий которой в современном мире является наличие свободной прессы. Однако в большинстве стран СНГ декларации о построении демократического общества и о свободе печати оказались лишь прикрытием для жестокого преследования независимых органов средств массовой информации и, соответственно, работающих там журналистов.

Особенно тяжелая ситуация сложилась в новых среднеазиатских государствах: Туркмении, Узбекистане и Таджикистане. В полуфеодальной Туркмении, где самовластно правит Туркменбаши Сапармурат Ниязов, все республиканские и областные издания числят своим издателем самого Туркменбаши, который руководит ими через назначаемых им главных редакторов и сам получает всю прибыль от этих изданий. Любого, не согласного с решениями Туркменбаши, немедленно лишают работы, а то и в тюрьму могут посадить.

В Узбекистане президент Ислам Каримов в начале 1996 года издал указ о запрете регистрировать независимые и частные СМИ на всей территории республики. Ранее проведенная регистрация была аннулирована. Целый ряд журналистов, ранее работавших в негосударственных СМИ был брошен в тюрьмы, подвергся избиениям и даже пыткам. Особенно жестоко пытали тех, кто сотрудничает с издаваемым на узбекском языке в России изданием "Мустакил Хафталик" ("Независимый еженедельник"). Усиление гонений на журналистов в Узбекистане, очевидно, не случайно совпало с ухудшением экономического положения республики, где даже введены продовольственные карточки, что в определенной мере связано с процессом вынужденной эмиграции русскоязычных специалистов.

В Таджикистане, начиная с 1992 года, прошла волна террора против работников СМИ. В результате республику покинула большая часть оставшихся в живых журналистов. Сегодня в Таджикистане в большом дефиците не только журналисты, но и бумага, а также другие полиграфические материалы. Даже правительственные республиканские газеты выходят раз в неделю и то нерегулярно. Единственная газета, выходящая регулярно 3 раза в неделю, - это малоформатная "На страже мира" - орган миротворческих сил, основу которых составляет дивизия российских вооруженных сил. Газета бесплатная. Ее тираж всего 5 тысяч экземпляров. Однако на "черном рынке" ее продают по цене, примерно эквивалентной 12-15 центам, что в условиях Таджикистана не так уж мало.

В другой центральноазиатской республике - Киргизии, президент которой считает себя выдающимся демократом, в конце прошлого года началось преследование журналистов из самой популярной газеты "Республика". На суде в Бишкеке главный редактор этой газеты Замира Садыкова и трое других сотрудников были осуждены на разные сроки лишения свободы. Вина одного из них состояла лишь в том, что он перевел на киргизский язык статью из российской газеты. После бурных протестов правозащитных организаций, к которым в Киргизии еще прислушиваются, Верховный суд республики полностью оправдал журналистов.

Очень тяжелое положение у журналистов. Когда в конце прошлого года президента Беларуси спросили, кого он считает своим главным врагом, то он не задумываясь ответил: "Журналистов". Правда, при этом Лукашенко, очевидно, имел в виду только журналистов из независимых от него органов СМИ, поскольку журналистов государственного телевидения, а также десятка государственных изданий он хорошо прикармливает.

В особо привилегированном положении находятся журналисты из двух основных республиканских газет - "Советской Белоруссии" и "Народной газеты". Учредителем этих газет считается администрация президента республики. Все предприятия и организации Беларуси обязаны выписывать эти издания, как в советские времена члены КПСС обязаны были выписывать газету "Правда". Советским осталось и содержание этих газет. Только вместо "дорогого и любимого Леонида Ильича" пишется "дорогой и любимый Александр Григорьевич", а вместо "руководящей роли Политбюро" пишется "руководящая роль администрации Президента".

Вот несколько заголовков из последних номеров "Советской Белоруссии": "Глава государства знакомится с результатами уборочной кампании", "По темпам развития экономики Беларусь вышла в мировые лидеры", "Президент принимает меры к усилению социальной защиты граждан республики", "Минск и Краснодар помогают друг другу".

Единственный белорусский телеканал - тоже государственный. Выпуск теленовостей он начинает с обзора успехов сельского хозяйства и промышленности. Эта информация в новостях обычно занимает около 20 минут. Затем 5-7 минут - другие новости. Например, трагическая весть о гибели принцессы Дианы (шла она, естественно, после колхозной хроники) заняла около 4 минут, включая хитроумный комментарий о том, что папарацци - это угроза всему человечеству. При этом отмечалось, что особенно зловредны белорусские папарацци, которые выходят на улицы, чтобы поддержать арестованных белорусскими властями российских журналистов Павла Шеремета, Дмитрия Завадского и Ярослава Овчинникова.

Скучны до ломоты белорусские районные издания. В советское время они печатали отчеты с колхозных партсобраний, а теперь печатают длинные списки злостных неплательщиков за коммунальные услуги.

По-прежнему немало фактов преследования журналистов на Украине. Им угрожают, их избивают и сажают в тюрьмы. Уже в 1997 году на Украине были убиты четыре журналиста.

В Российской Федерации практически не осталось независимых изданий и телекомпаний: все они куплены и находятся на содержании у различных крупных финансовых групп, чьи интересы и отражают. Ведущими "игроками" на российском рынке СМИ являются группа "АвтоВаз" (руководитель Борис Березовский), группа ОНЭКСИМ (лидер Владимир Потанин), группа Столичный банк сбережений - Агропромбанк (лидер Александр Смоленский), "Инкомбанк" (руководитель Владимр Виноградов), группа "Менатеп", последнее время выступающая под именем Роспром (руководитель Михаил Ходорковский). Именно эти группировки, готовясь к новому туру схватки за собственность в условиях, когда на кону оказались новые огромные куски бывшей "общенародной собственности", взяли под свой жесткий контроль все основные российские органы СМИ.⌡

Из всех общероссийских изданий, пожалуй, только "Литературная газета" сохранила свою независимость и свою достойную нишу на поле СМИ.⌡В какой-то мере удается удерживать собственные позиции в двух столичных регионах (Москве и Петербурге) газетно-журнальной империи Павла Гусева - главного редактора столичного "Московского комсомольца". Как можно понять, Павел Гусев продает услуги своей империи различным группировкам разово и по очень высокой цене.

Многие российские журналисты погибли от рук киллеров. Трагичной была, в частности, судьба журналиста из "Московского комсомольца" Дмитрия Холодова, в руках у которого взорвалась бомба, посланная под видом почты (Холодов занимался расследованием коррупции и воровства в Российской армии). Целый ряд журналистов погибли в "горячих точках" СНГ (Таджикистан, Чечня и другие). Широкий размах приняло похищение журналистов с целью получения выкупа. Так в Чечне была захвачена группа журналистов телекомпании НТВ во главе со спецкором Еленой Масюк, а затем отпущена за выкуп, сумма которого заинтересованными сторонами не разглашается. Президент Беларуси Лукашенко и на этом поприще сумел отличиться: за освобождение сотрудников 1-го телеканала Российского телевидения (телекомпания ОРТ) Павла Шеремета, Дмитрия Завадского и Ярослава Овчинникова Лукашенко запросил у России аж миллиард долларов! Такая сумма выкупа за трех журналистов уж малой никому не покажется! Да, дорогие выкупы стали просить за журналистов!

Фонд защиты гласности в России подготовил статистические данные о нарушении прав журналистов и покушениях на них. За первые 6 месяцев 1997 года зафиксировано было 202 нарушения прав СМИ, 66 случаев преступных посягательств на журналистов и редакции. Такова она, "сладкая жизнь" журналистов России и других государств СНГ.


Содержание номера Архив Главная страница