Иосиф АНГОР (Нью-Йорк)

НЕКОТОРЫЕ ГРЕЧЕСКИЕ ФИЛОСОФЫ, В ЧАСТНОСТИ - ЭПИКТЕТ, В ОТРАЖЕНИИ УЧЕНИЯ О СТОИЦИЗМЕ

    Чтобы вы сказали о человеке, ответившем "Не мешать моим размышлениям!.."
на вопрос президента компании, в которой он работает (или того
больше - президента страны обитания): "Что я мог бы для вас сделать?"
    Для нас это может показаться невероятным (какова сила духа!..),
но пример взят из жизни: случилось это более 23 веков тому назад
на юге Греции, на побережье Эгейского моря. Вопрос задавал Диогену,
сидящему в бочке, сам Александр Македонский, а ответом (нами
сознательно измененным лишь формально, не по сути, чтобы избежать
мгновенной подсказки) явилось: 
    - Немного отойти в сторону, чтобы не загораживать мне свет.
    Надо отдать должное Александру Великому, мгновенно обронившему:

    - Если бы я не был Александром, я желал бы быть Диогеном!
    Случается и такое (правда, весьма и весьма редко), когда неординарные
личности безмолвно признают сильные стороны друг друга. Что же
касается истории, то она примирила Диогена и Александра - философа
и тогдашнего "Царя мира" - на собственный лад, ей одной ведомый:
оба они умерли в 323 году до н.э., при этом Александр Великий
прожил, как мы знаем, 33 года, а Диоген - 89 лет.
    Греческий философ Диоген отвергал традиции и условности социальной
жизни. Жил он в сколоченной бочке, за что и получил прозвище
"собаки", а его последователи - члены античной аскетической школы,
стали называться "циниками" (от слова kynicos - собаке подобный).
    К моменту смерти этих легендарных людей - мыслителя и полководца,
другому греческому философу, которому предстояло основать на
принципах воззрения Диогена и Сократа философское направление
стоицизм, было всего 12 лет. Речь идет о Зеноне....
    Какая плеяда мыслителей жила в одну эпоху в древней Греции!..
    К сожалению, Сократ не оставил нам письменных свидетельств своих
философских построений (он их попросту не записывал). Его ученик
Платон в своих работах "Диалоги" и "Судебный процесс и смерть
Сократа" сохранил для благодарных потомков не только его философскую
систему, но и основные вехи жизни судебного процесса над ним
и позорный приговор афинского суда.
    В чем был смысл такого тесного смыкания фигур величайших философов
древности в сравнительно короткий период исторического времени?
    В связи с этим напомним, что Аристотель, являющийся наставником
юного Александра Македонского, основавший в 335 году до н.э.
собственную философскую школу, был в свое время студентом Академии
Платона.
    Великий греческий философ Зенон (335-263 гг. до н.э.), основатель
стоицизма, родился на Кипре в семье торговца. В ситуации, когда
фортуна от него отвернулась (а конкретно - затонуло торговое
судно, которым владела семья), Зенон очень остро и личностно
воспринял доктрину Диогена, который презрителььно относился к
богатству. Он сознательно готовил себя к роли наставника, отдав
20 лет жизни учебе у видных философов своего времени. Только
после этого он основал школу в городе Стоя, в которой прививал
ученикам систему собственного мировоззрения, постоянно развиваемого.
По месту нахождения школы это его учение и обрело известность,
как "стоицизм", а сам Зенон и его последователи были наречены
стоиками. Основу учения составляет морально-этическое воспитание
личности, а главный постулат - достойное поведение человека,
овладевшего методом сознательного подхода к окружающему миру
и к себе, как к личности и объекту желаний.
    Согласно учению Зенона, истинно свободным может считать себя
только тот, кто способен заставить себя спокойно относиться к
чему бы то ни было, включая наслаждения, богатство, боль, смерть.
    Очень немногое из того, что написал Зенон, дошло до нас. На этом
учении было воспитано не одно поколение не только видных мыслителей
древней Греции и Рима, но примеры благородного влияния стоиков
прослеживаются во все времена, включая наше. Например, вошло
в обиход: "Ему легче - он стоик!" Это означает, что человек мужественно,
не дрогнув, справляется со всеми трудностями жизни; в любом случае,
"истинный стоик" не станет отыскивать в других причины своих
несчастий...
    Прямой противоположностью мировосприятию Зенона были постулаты
его современника - Эпикура (341-270 гг. до н.э.), проповедовавшего
"эпикуризм" (редко кому из философов последующих веков удалось
так увековечить свое имя), провозглашавшего, что только жизнь,
прожитая в удовольствиях, удовлетворение собственных желаний
может явиться залогом гармонического развития личности. Их спор
многократно, на множестве примеров и всегда по-разному  судила,
но так и не смогла рассудить История. Что же касается самих основоположников
этих диаметрально противоположных друг другу учений, то каждый
из них, естественно, считал свои воззрения единственно достойными
и верными, и соблюдали они каждый тот стиль жизни, который провозглашали
с таким рвением, и прожили они почти равное количество лет.
    Стоицизм, как философия и мировоззрение, нашел свое развитие
в трудах таких известных философов Рима, как Сенека (4 г. до
н.э. - 65 г.), Эпиктет (55-135 гг.), император Марк Аврелий (121-181
гг.).
    Сенека известен как автор многих книг (знаменитые "Письма о морали"),
как римский государственный деятель, как наставник Нерона, пытающийся
сдерживать его необузданность, и им же приговоренный к смерти:
вынужденный подчиниться повелению императора, Сенека перерезал
себе вены на руках и ногах.
    Великий римский император Марк Аврелий, автор ряда философских
трактатов, в том числе и по стоицизму (наиболее известны его
"Медитации"), вошел в историю, как социальный реформатор, сторонник
правосудия, но, нужно сказать, он испытывал искреннюю неприязнь
к тогдашним проповедникам христианства и даже преследовал их.
    Греческий философ Эпиктет родился в городе Хиераполисе. В Риме
он был рабом, а когда за свои дарования был отпущен на свободу,
стал изучать философию. Вскоре, однако, за свои взгляды он был
изгнан императором Домицианом и нашел пристанище в Никополисе.
Эпиктет небрежно относился к своему наследию, возможно, он его
таковым и не числил, рассматривая его лишь как повседневный,
необходимый труд. Но его ученик Эриан собрал и записал максимы
своего учителя в виде отдельной книги под названием "Настольные
заметки стоической морали". Переведенная с древнегреческого Н.В.Зайцевым
и изданная в России в 1883 году, эта книга давно стала библиографической
редкостью. Между тем она и сегодня может стать хорошим руководством
в решении повседневных проблем, для избрания жизненной позиции.
Книга состоит из 54 законченных максим, каждая из которых, как
на развилках жизненных путей, указывает наиболее оптимальный
выбор - выбор, если не приобретением, но с наименьшими потерями
для того, кто не желает оставаться рабом сложившихся обстоятельств.
Вот что, например, говорится в первой максиме, в которой изложен
принцип, лежащий в основе выбора того, кто исповедует стоицизм:
    "Одно находится в нашей власти, другое не находится. К тому,
что непосредственно зависит от нас самих, относятся: наши мнения,
желания, склонность, расположение, наконец, отвращение, короче
- все то, что только зависит лично от нас самих и производится
нами самими. Не в нашей власти находятся наше тело, наше имущество,
слава, общественные должности, короче - все то, что не зависит
непосредственно от нашей личной воли. Притом то, что зависит
от нас и подлежит нашей воле, по природе своей свободно и не
может быть ничем стесняемо; те же вещи, которые не подлежат нашей
воле, по существу своему слабы, ничтожны, зависимы от разных
случайностей и могут быть от нас отняты".
    Думаю, что если эта простая истина нами усвоена, мы никогда не
пожнем бури на своем пути, хоть и, возможно, больших плодов тоже.
Но предоставим читателю возможность самому познакомиться с обширной
цитатой из первоисточника, чтобы возбудить любопытство тех, кто
отыщет в себе волю и жажду глубже познать удивительные прозрения
Эпиктета (можно разыскать в библиотеках эту его книгу или тексты
о нем):
    "Не забывай никогда того, что если ты будешь считать вещи, по
природе своей зависимые, за свободные, станешь считать чужое
за свою собственность, то ты будешь наталкиваться на разные неприятности,
переносить печаль и беспокойство и во всем этом будешь обвинять
Бога и людей. Если же ты будешь считать своей собственностью
то, что действителььно твое, а на чужое будешь смотреть, как
на принадлежащее другому, то никто не будет тебе ни в чем препятствовать,
мешать, не будешь ты никого ни обвинять, ни порицать, ничего
не будешь делать против своего желания, никто не будет тебя оскорблять,
и ты не будешь иметь врагов, - короче: ты не испытаешь ни вреда,
ни удовольствия".
    А вот другой и тоже мудрый совет Эпиктета, который нелишне вспомнить,
когда, что называется, мы с трудом переводим свой дух на развилке
желаний:
    "Когда ты захочешь чего-нибудь очень важного и для тебя полезного,
то, чтобы достигнуть его, помни, что ты должен приняться за дело
с полной готовностью, с полным старанием и от какого-нибудь другого
дела тебе придется или совсем отказаться или оставить его на
некоторое время. Но если задумаешь не только это что-либо для
тебя важное, но захочешь в то же время быть богатым, да при этом
еще и властным, то, вероятно, ты не получишь богатства и не достигнешь
власти, так как ты в одно и то же время и к первому стремишься,
и за второе хватаешься. Знай, впрочем, что при всех твоих стремлениях
и успехах, ты вовсе не достигнешь того, что составляет источник
свободы и блаженства.
    (...) Помни всегда, что сильное желание, домогательство обещают
нам и подают надежду, что, может быть, мы достигнем того, чего
добиваемся и желаем, тогда как нежелание, отвращение обнадеживают,
что с нами не случится того, чего мы стараемся избежать. Кто
не получает того, чего добивался и к чему стремился, - тот несчастлив,
а с кем случается то, чего он желал бы избежать - тот несчастлив
вдвое. Посему, знай, что если ты захочешь удалять только те обстоятельства,
которые в твоей власти, то с тобой, может быть, ничего не случится,
чего бы ты не желал; но если ты захочешь избежать болезни, или
бедности, или смерти, или вообще всего того, что не в твоей власти,
то поверь, что ты будешь несчастлив".
    Так как же быть: отказаться от желаний, но лишь от тех, что не
в твоей власти.
    Впрочем, вернемся к Эпиктету - у него всегда к утверждению приложено
доказательство:
    "Итак, покорись навсегда тому, что не подлежит нашей власти,
 и желай всегда только того, что согласно с сущностью вещей,
подлежит нашей воле. Не поддавайся прежде всего никаким страстным
увлечениям, ибо если ты пожелаешь то, исполнить чего не в состоянии,
и будешь постоянно стремиться к тому, что не находится в твоей
власти, то всегда ты будешь человеком несчастным, недовольным
своим положением. В своем увлечении ты совершенно забудешь о
тех вещах, которые находятся в твоей власти и которые ты с честью
для себя мог бы и желать, и исполнять. Руководствуйся поэтому
всегда простым чувством желания и нежелания, но непременно с
выбором и осмотрительностью".
    Кажется просто и не так уж сложно для усвоения: желания человека
должны быть реальными и должны достигаться его собственными усилиями,
независимо от того, чем владеют другие. И сегодня, как видим,
стоицизм воспринимается как руководство к разумному образу жизни,
учит сдержанности, самоограничению. Разве не отсюда черпают свои
советы сегодняшние психоаналитики? Иногда простое предложение
своему пациенту снизить уровень притязания или попытаться втолковать
ему аксиому, что в жизни нет ничего такого, чего бы следовало
слишком желать, может помочь снять стресс, улучшить духовное
здоровье.
    В заключение, возвращаясь к Зенону, первому заложившему поистине
"вечно живое" учение, приведем небольшой рассказ Элиана, являющегося
представителем древнегреческой школы стоицизма:
    "Один эритрейский юноша долгое время, пока не достиг зрелого
возраста, посещал школу Зенона. После возвращения на родину отец
стал спрашивать его, чему он обучился за этот немалый срок. Тот
ответил, что покажет свою мудрость, и, действительно, для этого
скоро представился случай. Как-то отец рассердился и даже крепко
побил его, но юноша терпеливо снес удары и сказал, что обучился,
не возмущаясь, переносить гнев родительский".
Содержание Архив Главная страница