Главная страница

Главная страница | Архив | Содержание номера

Номер 6(343) 17 марта 2004 г.

Белла ЕЗЕРСКАЯ (Нью-Йорк)

Рандеву в Линкольн-центре

Французские фильмы расшевелили залегшую на зимнюю спячку нью-йоркскую журналистскую братию: просмотровый кинозал Линкольн-центра был наполовину полон, что весьма показательно для пресс-показа. На фестиваль ожидается десант французских актеров и режиссеров. Среди них такие звезды, как Натали Байе, Филипп Торретон, Джули Одрон, Ани Фонтейн, Роберт Сэлис и другие, так что у посетителей фестиваля будет возможность пообщаться с ними накоротке. Чего мы, журналисты, к сожалению, лишены: пресс-показ начинается на две недели раньше фестиваля.

«Натали»

Начну, как говорится, за упокой (зато кончу во здравие). Фильм Анни Фонтейн «Натали» разочаровал, хотя в нем заняты такие суперзвезды, как Фанни Ардан и Жерар Депардье. Попытка режиссера сделать из банального адюльтера психологическую драму не удалась. Могучему Депардье тесно в узкой роли хронического изменщика; он фальшивит, сбивается на дурной тон. Фанни Ардан старается изобразить на своем лице весь спектр страданий, а заодно продемонстрировать стройные ноги. Для того, чтобы уличить изменщика, Катрин — так зовут ее героиню, нанимает проститутку Натали, подсовывает её своему мужу, и начинает сбор улик. Бернард, конечно, заглатывает наживку, и между ним и Натали (на самом деле проститутку зовут Марлен, ее играет Эммануэль Берт) завязывается роман: Бернард всерьез решил порвать с женой и жениться на Натали, не догадываясь о ее действительной профессии. Тем временем обе женщины сблизились и подружились. Натали благородно отказывается от Бернарда, посрамленный муж возвращается к жене, обогащенной профессиональными советами проститутки. В финале они идут, нежно держась за ручки. Надо думать, теперь у них все будет в порядке.

«Hanging Offence»

Вот уж кто не претендует на макияж и прикид, так это героиня фильма «Hanging Offence» Мишель Варин (название фильма Гульема Никлокса можно перевести, как нераскрытое преступление). Капитан Варин — немолодая, некрасивая, усталая женщина расследует самоубийство, похожее на убийство. Но доказательств нет. Мишель Варин со своим коллегой, молодым полицейским Сильваном Базинским расследуют это безнадежное дело до тех пор, пока Сильвана не находят в служебном фургоне с простреленным виском и револьвером в руке. Видимо, кому-то очень не хочется, чтобы обстоятельства смерти женщины, которую они нашли под проливным дождем в глухом лесу, висящей на дереве, кому-то стали известны. Дальше капитан Варин расследует это дело одна.

У нее свои проблемы. Ее мучает бессонница. Она страдает ночными кошмарами. В прошлый високосный год 29 февраля у нее умер 8-летний сын. Неумолимо приближается роковая дата — 29 февраля. Мишель панически боится этого числа: Бессонными ночами она раскладывает puzzles — мозаичные картинки — это успокаивает. На руках у нее кролик — любимая игрушка сына. Мишель Варин играет знаменитая французская актриса Жозель Баласко. Её героиня напрочь лишена женского обаяния. У нее неподвижное, точно высеченное из камня лицо, тонкие сжатые губы, углы рта опущены. Она сосредоточена, немногословна и деловита. Трудно понять, как можно передать сложную гамму чувств, не дрогнув ни одним мускулом.

Это триллер со счастливым концом. Мишель Варин пришлось пережить все свои ночные кошмары в действительности. С безрассудной смелостью человека, которой могли бы позавидовать иные мужчины, она идет по следам секты фанатиков — изуверов — и попадает в расставленные ими силки. Они закапывают ее живьем в могилу, заклеивают ей лицо пленкой...

Напоминанием о схватке с бандитами осталась сломанная рука и подбитый глаз. Капитан Варин возвращается в строй. Фильм, несмотря на мрачный колорит, смотрится с интересом и вызывает уважение к режиссеру, актрисе и ее героине.

«Twentynine Palms»

Французское кино эротично по природе. Эротичные сцены в качестве острой приправы присутствует почти в каждом фильме. Фильм Бруно Диманта выделяется в этом ряду в том смысле, что он сплошь состоит из сексуальных сцен. Этот фильм впору демонстрировать в специализированных театрах с тремя буквами «Х» на фронтоне. И, тем не менее, фильм «Twentynine Palms» (название городка в Калифорнии, в районе которого разворачивается действие фильма), как утверждает режиссер, это не фильм о сексе, это фильм о любви. Димант исследует тайные закоулки человеческой души с беспристрастностью патoлогоанатома. Он помещает своих героев в виртуальный вакуум, своего рода барокамеру. Два часа в кадре только они, машина и дорога. И бескрайняя волнистая пустыня. Нет даже случайных эпизодических лиц (за одним исключением, о котором ниже). Кто они? Их прошлое — темно, их настоящее — секс, будущего у них нет. По режиссерской легенде, Дэвид — фотограф и едет снимать пустыню Joshua Tree Desert в центральной Калифорнии для какого-то журнала, но я не помню, чтобы он хоть раз вынул фотоаппарат. Хотя виды этой каменистой пустыни действительно фантастические (оператор Георгес Лечаптоис). О его подруге не известно, практически, ничего.

Дэвида играет Дэвид Виссак, это его первая роль в художественном фильме. Его спутницу по фильму зовут Катя, по одной фразе мы догадываемся, что она — русская. Как и героиня, актриса Катя Голубева — русская, живет в Лос-Анджелесе с 1993 года и снялась в девяти фильмах. «29 пальм» — фильм двуязычный: Дэвид не говорит по-французски, Катя — по-английски. Впрочем, они прекрасно понимают друг друга — их отношения сведены к минимуму, при котором язык не нужен. Дэвид производит впечатление добродушного, жизнерадостного плейбоя, его спутница, напротив — психопатка: без видимой причины плачет, смеется, устраивает драки прямо на проезжей трассе. Она его любит. Он отвечает ей взаимностью. Они занимаются любовью где попало: в бассейне, в постели, на дороге, в машине, среди белых, выжженных солнцем скал. Герои отправляют естественные надобности, не прячась за кустик. Их обнаженные тела сливаются со скалами. Они — «дети природы», жрецы ничем не лимитированного и никем не стесненного наслаждения. одежда им мешает, они прыгают голышом по скалам — Адам и Ева перед изгнанием из рая. Название фильма происходит от названия городка, где в придорожном мотеле остановились любовники и откуда они совершают радиальные вылазки по окрестностям. И вот однажды они сбиваются с дороги и теряются. Цивилизация кончилась, машина ковыляет по каменистой тропе. Героев охватывает страх. И тут им впервые за много дней встречаются люди. «Смотри, мы не одни тут», — восклицает Катя, не подозревая, что это — их конец…

Бруно Дюмон родился и вырос во Франции, его первая профессия — учёный, философ, камеру он взял в руки только в 80-м году. Он и снимал этот свой третий фильм как философскую притчу. Человек, привыкший к тесной, перенаселенной Европе, он буквально ошалел от необъятных американских просторов. Особенно его пленила та часть калифорнийской пустыни, которая известна под названием Joshua Tree Desert с ее дикой, первозданной красотой. Трудно даже представить, что в Америке есть такие медвежьи углы. Образ жизни, которые вели путешественники — секс, нудизм, полное безделье и лень — происходит на потрясающем «заднике», изваянном самой природой. Снятая с вертолета панорама величественных холмов с двумя распластанными белыми фигурками напоминает о ничтожестве человека перед лицом вселенной.

Страх нарастает постепенно, страх перед этой бескрайней пустыней, где они затерялись как песчинки. Этот страх режиссер передает своим героям. Легкий фильм о любовных приключениях превращается в фильм ужасов. Конец наступает внезапно: их настигает банда нелюдей. Один из них в кровь избивает Дэвида, другой насилует его на глазах у бьющейся в истерике Кати, которую третий нелюдь держит за волосы. Добряк Дэвид превращается в чудовище: с дикими воплями он исполосовывает кухонным ножом несчастную Катю и кончает самоубийством. Мы видим сверху распростертое на земле тело — рядом стоит полицейская машина и скучающий полицейский заполняет рапорт…

«Господин Н»

Фильм «Господин Н» («Monsieur N») — несомненно, вызовет большой интерес, потому что это фильм о последних шести годах жизни Наполеона на острове св. Елены и о его таинственной смерти. Этот период жизни Наполеона меньше всего изучен и окружен легендами, которым исследователи пытаются дать научное объяснение. Фильм начинается 17 октября 1815 года, когда 46-летний Наполеон ступил на остров Св. Елены, и перемежается событиями, происшедшими 40 лет спустя, когда могила Наполеона была вскрыта, тело перевезено в Париж и торжественно захоронено во Дворце Инвалидов. Хотя до сих пор исследователи не уверены, что там покоится именно Наполеон Бонапарт.

Версия об отравлении Наполеона малыми дозами мышьяка не опровергнута, но и не подтверждена. Исследования действительно установили высокий уровень мышьяка в волосах, но мышьяк тогда широко использовался в разных целях, в том числе при консервации покойников. Известно, что тело Наполеона через 40 лет сохранилось почти идеально.

«Господин Н» — гибрид художественного, научно-фантастического и документального фильма. Основываясь на научных данных, авторы дают волю фантазии. По их версии Наполеон не умер, а бежал в Луизиану, и вместо него был похоронен его камердинер, по слухам — сводный брат Киприани, умерший незадолго перед тем и с такими же симптомами. Тело Киприани так и не нашли. Автор сценария Рене Манзор и режиссер Антуан де Кан разрабатывают версию побега Наполеона, который ему устроили его единомышленники.

На вершине скалы находилась резиденция губернатора и дом, где отбывал ссылку Наполеон. На острове было расквартировано три тысячи английских солдат и офицеров, кроме того, тысяча солдат несла круглосуточную вахту. Одиннадцать боевых кораблей денно и нощно курсировали вокруг острова. Эти чрезвычайные меры против одного-единственного узника принял комендант острова Хадсон Лов (прекрасный актер Ричард Грант) упрямый фанатичный служака, чем-то напоминающий полицейского Жавера из «Отверженных». Он был убежден, что активная, деятельная натура Наполеона не выдержит заточения и что он найдет способ бежать. По указанию губернатора офицер дважды проверял присутствие Наполеона в его доме, где он находился под домашним арестом. Каждый шаг императора отслеживался. Его сопровождали даже на верховых прогулках. Судьбу Наполеона разделили его ближайшие друзья и соратники — генералы Монтолон и Гургад, маршал Бертран с женами, услугами которых Наполеон пользовался открыто, его камердинер и наперсник Киприани и повар Али. Было еще несколько слуг.

Актер Филипп Торретон сыграл Наполеона еще молодым, сильным, умным, ироничным, властным и по-прежнему ощущающим себя императором. Человек невероятной энергии, Наполеон не мог смириться с бездельем, тосковал по настоящему делу, которое не могло ему заменить ни писание мемуаров, ни поздняя влюбленность в прелестную англичанку Бетси, ни интриги его окружения. Внешне Торретон мало похож на Наполеона, но его игра заставляет забыть об этом. Фильм снимался на острове св. Елены, и уже одно это обстоятельство не может не вызвать интереса, Кроме того, «Господин Н» талантливо выстроен и снят.

Конец споров о том, кто лежит в гробнице во Дворце Инвалидов, положит анализ ДНК, который французское правительство намерено провести в недалеком будущем. Вечный сон Наполеона Бонапарта будет потревожен второй раз.

Главная страница | Архив | Содержание номера

Номер 6(343) 17 марта 2004 г.

[an error occurred while processing this directive]