√лавна€ страница

√лавна€ страница | јрхив | —одержание номера

Ќомер 19(330) 17 сент€бр€ 2003 г.

ƒавид ћ≈Ћ№÷≈– (Ќью-…орк)

” »—“ќ ќ¬ ≈¬–≈…— ќ√ќ —ќѕ–ќ“»¬Ћ≈Ќ»я

≈врейска€ улица до  ишинева и еврейска€ улица после  ишинева Ч не одно и то жеЕѕозор  ишинева был последним позором. «атем был √омельЕ —корбь еврейска€ повторилась беспощаднее прежней, но срам не повторилс€.

¬. ∆аботинский 

<±u{~ФRЈо£рUQчgJь“уељ„Р<©еЫ эOф(.µьJЬcНПу ƒЂЬЛ(МrКЪЇSli ¶X™∆~I•)ЖЙm1Ц0гВUБ$ш ЈьЁВшDV_ВЕВY©њzWхpҐRДPz+тІ\Џ@У’RДrZрs»ч пзЧ–ФLќЃxј* ЏФйCА,!iоЏP≈jЅj©ЈSЩЧ0сфҐN≠Є=ЛoчзVѓэc*Яшк}?яS?€—КюnюfyПюcю"єдFў[зKьґьѕљ±ЇЛL÷.^M=иС;Ъъ}ЕIнЭЇVЖж—§VОµGµеЬoќ≥\џ^Ш]h≠љlGlжЏі°о ѓў_„Лh:-ё≠x-аИёFёКЊф√ _Jї”Ѓ“ 98∆фва–ЪyЋW_Pn FFкNƒжь»”4э2вsr≤5√ƒє_≤±'9qїЪ„i„ѓґc„izmёІ©[i÷hdЇїСaЕvsLцУЉГ°щOCЗM”аJ+]ЁY&Ф ЁПѕмѓмб•хЉіC°(wх=≥Я~eyО+M:{KKFЮуН кіUjuеЬj—urm©wМuяи¬њ1\л_≤УB7%LгчрГP#нтеРћђў≥fщеf¶шђhIчЅ0(в≈©њNшg4>Ч•»E^D1VеџІ»√bч n“BH @TэѓнxбUсж ЂCB•H≈tEП’ТG+H„ХСZtЭс„ –“65zsn-UчйВ хR±ПЧ+В@ДЪш£L 2ЋВlкv£‘цќ≈хf€°fеAюцzЊфъяьу€“К~m€д у'ь∆њкчрЌLЁ2aећНgBuВWk≠=®5*§—Жљ&EИНBфяйќb'|k/ыYE}∞nЙ®ЊЩЂўк1ѓ),жI’jV¶6 JПцњФ<„aж-ЏkVЯ w)ы»ЂSГgМ”ЇЬQмдб,≤°+R…рччѕ;yяЌ:ОїѓO`Нхk+f+хhлєЯ:дП»ёSґ”m.5Ђ‘1ZƒЖnRљEsКyѓZ}kћЇЛ∆iІSR(ы∞ЬМђђ«6lў`∞Ѕц–З~TR)≈Coо9„ЬЙG$WzѓMрќE 5≤sVК§ъВ*iуЋВѓ$_фB–4TnGr?„?ЌДправа служить в государственных и земских учреждени€х. Ќесмотр€ на то, что евреи составл€ли абсолютное большинство городского населени€, они были изгнаны из органов местного самоуправлени€. ≈вре€м преп€тствовали в зан€ти€х свободными професси€ми, закрывали доступ к высшему образованию. ¬водилось жестка€ процентна€ норма при поступлении еврейской молодежи в университеты. Ћиквидировались иешивы. “ак, в 1892 году власти запретили де€тельность всемирно известной ¬оложинской иешивы. ”ровень жизни основной части еврейского населени€ был предельно низкий, просто нищенский.  ак отмечали современники, еврей вечно хлопочет и вечно трудитс€ над приобретением куска хлеба, обраща€ всю энергию на то, как бы прожить день. —уть политики царского правительства в отношении евреев нашла отражение в известном за€влении обер-прокурора —инода ѕобедоносцева: Ђќдна треть их вымрет, еще одна уедет из –оссии, а остатки бесследно раствор€тс€ в среде окружающего населени€ї.

Ѕесправие толкало евреев в р€ды революционеров. ћолодежь, мечтавша€ о справедливости и равенстве, вступала в нелегальные политические партии. ѕредставители ћинска, ¬итебска, √омел€ прин€ли активное участие в создании первой массовой политической партии в –оссии Ч Ѕ”Ќƒа. ¬ марте 1898 года в ћинске состо€лс€ первый съезд –оссийской социал-демократической рабочей партии. «десь же находилс€ один из центров формировани€ партии социалистов-революционеров, который возглавил минский провизор √ригорий √ершуни. ¬ конце 1901 года в ћинске проходил первый съезд партии Ђѕоалей ÷ионї (–абочие —иона).

÷аризм, обеспокоенный ростом революционных настроений в еврейском обществе, прибег к испытанному методу Ч организации антисемитских выступлений. ѕо словам министра внутренних дел –оссии ѕлеве, Ђволна антиеврейских погромов послужит сдерживающим фактором на пути дальнейшего распространени€ революционного движени€ в странеї. ¬ своих воспоминани€х граф —.ё.¬итте рассказывал, что ƒепартамент полиции, который должен боротьс€ с еврейскими погромами, сам изготавливал прокламации, призывавшие население к погромам.

ѕервой крупной антисемитской акцией в двадцатом веке Ч 6-8 апрел€ 1903 года Ч стал печально известный  ишиневский погром, описанный ’аимом-Ќахманом Ѕ€ликом в его знаменитой поэме Ђ—казание о погромеї. ¬от мрачна€ статистика одной из страшных еврейских трагедий: убито 49 человек, искалечено 587, разорено 1500 домов и магазинов. —воей жестокостью  ишиневский погром всколыхнул общественность всей –оссийской империи и в первую очередь Ч еврейскую.

¬ то же врем€ император Ќиколай ¬торой в письме к матери ћарии ‘едоровне цинично заметил: ЂЌарод возмутилс€ дерзостью революционеров и социалистов, а так как 9/10 из них жиды, то вс€ злость обрушилась на тех Ч отсюда еврейские погромыї.

„ерез несколько мес€цев после  ишиневской резни состо€лс€ еврейский погром в старинном белорусском городе √омеле, где проживало свыше 20 тыс€ч евреев, более половины его жителей.  ак и в  ишиневе, он был спровоцирован ќхранным отделением, всемерно подогревшем антисемитские настроени€ среди христианского населени€ города и соседних деревень. ѕовсеместно распростран€лись подстрекательские листовки с погромными призывами.

Ќо погром в √омеле не застал евреев врасплох. ћестный комитет Ѕ”Ќƒа и партии ѕоалей-÷ион извлекли должный урок из  ишиневского погрома, где власти не только не пытались поддержать пор€док в городе, а, наоборот, активно помогали громилам. Ѕ”Ќƒ и ѕоалей-÷ион прин€ли беспрецедентное решение: организовать вооруженные отр€ды национальной самообороны, способные в случае погрома защитить жизнь и честь общины. Ќа этот призыв откликнулись сотни молодых людей, среди которых, кстати, было немало активистов спортивного общества Ђћаккабиї. Ќесколько человек с большим трудом смогли приобрести револьверы, большинство же вооружилось холодным оружием или даже палками.

ѕоводом дл€ погрома стала драка на городском базаре 29 августа. √руппа кресть€н набросилась на еврейских лавочников и стала их избивать. »звестие об инциденте распространилось по городу. ”частники самообороны смогли быстро собратьс€ и защитить соплеменников.

„ерез два дн€ эти беспор€дки переросли в погром. ќгромна€ толпа в несколько сот пь€ных, озверевших горожан устремились в еврейские кварталы. √ородска€ чернь стала избивать, грабить и убивать евреев. ќднако отр€ды самообороны во главе с »ехесхалем ’анкиным дала насильникам решительный бой, обратив их в бегство. ћолодых парней не испугало и то обсто€тельство, что на стороне погромщиков сто€ли не только жандармы, но и армейские войска. “олько благодар€ энергичным и мужественным действи€м бойцов самообороны, к вечеру погром был локализирован, да и жертв оказалось меньше, чем в  ишиневе.

¬ тот день были зверски убиты дес€ть евреев, 160 ранены, 250 домов и лавок разгромлены и разграблены. —отни людей остались без крова и средств к существованию.

¬ооруженное сопротивление, впервые организованно оказанное в √омеле, продемонстрировало, что отныне погромщикам не удастс€ безответственно и безнаказанно убивать и грабить евреев.

¬ ходе схваток погибло восемь громил.

—обыти€ первого сент€бр€ показали, что еврейска€ молодежь может и должна своими силами положить конец бесчинствам антисемитов.

≈врейское сопротивление гомельчан вызвало гнев и возмущение в ѕетербурге: как это евреи посмели защищать свою жизнь и жизни родных!

¬ по€влении еврейских отр€дов самообороны царское правительство усмотрело Ђначало полного беззакони€ и начатки гражданской войныї. ќно стремилось запугать и ликвидировать еврейскую самооборону в зародыше. ¬месте с группой погромщиков и убийц власти арестовали 36 евреев, почти исключительно участников самообороны. Ќа них было заведено судебное дело Ч лишь на том основании, что еврейска€ молодежь оказала сопротивление насильникам. Ёто позорное судилище строилось на сфабрикованных власт€ми материалах следстви€, согласно которым вина за погром лежит на самих евре€х. ќни, €кобы, €вл€лись зачинщиками схватки с православными гражданами, учинив 29 августа Ђрусский погромї.

  сожалению, и в наши дни наход€тс€ писатели и публицисты, в частности ј.—олженицын, которые пытаютс€ оправдать действи€ погромщиков. ¬ своей книге Ђƒвести лет вместеї он увер€ет читателей, что в √омеле виноваты были обе стороны: евреи громили христиан, а христиане Ч евреев, что здесь речь шла не о самозащите, а о необходимости отомстить за  ишиневский погром. Ђ“ак злоба, про€вленна€ в одном месте, Ч пишет —олженицын, Ч потом отдаетс€ в другом, далеком Ч и на совсем невинныхї. “аким образом, автор вслед за царским Ђправосудиемї намеренно искажает суть √омельского погрома, поставив в один р€д убийц-погромщиков и оборон€вшихс€ евреев. ќднако фальсификаци€ фактов на процессе была столь очевидна, что в итоге 15 участников еврейской самообороны были оправданы, остальные приговорены к незначительным срокам наказани€.

ћужество еврейской молодежи √омел€, смело отсто€вшей свое национальное и человеческое достоинство, получило огромный отклик по всей Ѕелоруссии и за ее пределами. Ѕоевые отр€ды самообороны стали формироватьс€ в √родно, ¬итебске, Ѕобруйске, ћинске, Ѕресте, ћире, ѕаричах и других городах. √олда ћеир в своих воспоминани€х пишет: Ђпинские евреи стали готовитьс€ защищать себ€ оружием и самодельными бомбамиї.

„лены организации Ђ’а-Ўомерї

—паса€сь от погромов и унижений, многие белорусские евреи прин€ли решение отправитьс€ на родину своих предков. ¬торую волну алии открыли в декабре 1903 года 14 участников гомельской самообороны, избежавших ареста, во главе с ».’анкиным. Ќа св€той земле они собственными силами организовали охрану еврейских поселений, положив конец бесчинствам местных арабских банд. ¬ апреле 1909 года гомельчане основали первую вооруженную организацию в Ёрец-»сраэль Ђ’а-Ўомерї (—траж). ≈е руководителем стал 18-летний юноша »сраэль Ўохат, активный участник дружины самообороны в √родно. Ђ’а-Ўомерї €вилс€ €дром, из которого в последствии сформировалась ’агана Ч подпольна€ вооруженна€ организаци€ самообороны в подмандатной ѕалестине, Ч а молодые люди из √омел€ стали ее первыми борйцами.

ќтмеча€ значение гомельских событий, ’аим √ерцог, бывший президент »зраил€, писал, что отныне евреи Ђне будут терпеть чужой гнет и довольствоватьс€ сохранением собственной религии и национальной самобытности. Ќа удары они станут отвечать ударами Ч и удары эти будут становитьс€ все мощнее. ¬оистину, ћаккавеи восстали вновьї. 

√лавна€ страница | јрхив | —одержание номера

Ќомер 19(330) 17 сент€бр€ 2003 г.

[an error occurred while processing this directive]