√лавна€ страница

√лавна€ страница | јрхив | —одержание номера

Ќомер 13(324) 25 июн€ 2003 г.

Ёдуард –ќ«≈Ќ“јЋ№ (Ѕостон)

„”ƒј » — ѕЋјЌ≈“џ  ќ

Ёту международную организацию со странным названием Ђћоральное перевооружениеї € уже упоминал в Ђ¬естникеї (єє 19, 21). Ќо в свете последних событий в мире, думаю, она заслуживает более подробного разговора. —егодн€, когда нормы международного права переживают, м€гко говор€, не лучшие времена, цена этических ценностей резко возрастает,т^je——ь.O юbБ«AЮЭMщ`fОЂцэЦЉgыOьGox@Я[њу14™ДGj кп–uќ:вњ≠ЎЈюЂаяўЗM±сОcП∆6П .!эЌ£zG»»йЄу≈|gЛ Iбй?}оы÷ћ’I-:#х*тy§љИТў Їрэ—Њt …RzWжЎ,}L.%bSл™>БB3П#9oИ¬j6п,+ШИ?/R+тПцИЈЖо÷RЛ≤UlТ?ИWйшL]∆-=ЎhЁҐ{oЗіЉїВ]у9 †w'Б_e|qріЈ^”,“sc$rБЄ∞«+П^kT•(∞©.I#д≠7ЅчКnn"±”eЮXБ2&6СО№чцЃ7√ъ<Њ.‘Z&VЖ8ЬђЅЖ6С„сІ…Ћ&WіRvG©яiЦZ`тђ»i#qг±ѓХьi≠ћ=W#©8ЃўЌAўмЈ5Rе–щW∆Я •≥Њї±їЈk{»X©F*¬Љњ√Яµ_xОџJ”нЪоюЦ8SЂcъ{„£ЗЪ®ХЇЭТWКСъ7бш'ѓЙ~шЉO©к6ёt<…ІCnмк1Эџ…ЅјЃViчпыtRC61FzЋ•OёKCОRж‘ыgNэОцЖ=fle="margin-right: 20">

‘рэнк Ѕухман. 1943 г.

¬первые € услышал о нем в Ёкваториальной јфрике, где преподавал в середине 60-х годов философию студентам ¬ысшей административной школы в Ѕамако, столице республики ћали.  ак-то в жаркий воскресный день € застр€л с машиной в брусе, так называют здесь савану, и осталс€ в полном одиночестве, если не считать нескольких макак, которые с любопытством погл€дывали на мен€ издали. ѕомог мне выбратьс€ уже в кромешной тьме французский врач, мсье ¬ердье, счастливо оказавшийс€ на той же захолустной тропе, он вз€л мою машину на буксир. ¬ Ѕамако, перед тем как расстатьс€, мы зашли в придорожную забегаловку, выпили по кружке пива. » познакомились поближе. ћсье ¬ердье приехал в ћали по контракту и работал в лаборатории по исследованию тропических болезней.

¬ разговоре коснулись и политических симпатий. ќн сказал, что €вл€етс€ сторонником движени€ ћорального перевооружени€ и объ€снил, что лидер этого движени€, американец ‘рэнк Ѕухман, назвал его так в пику развернувшейс€ в ≈вропе накануне ¬торой мировой войны бешенной гонке вооружений. Ќе военное, а моральное перевооружение народов, говорил он, способно привести мир к гармонии. ¬ыступа€ в мае 1938 года в мэрии лондонского района »ст ’эм, колыбели рабочего движени€ јнглии, Ѕухман выдвинул лозунг движени€: Ђ–уководимые Ѕогом люди труда объедин€т весь мир!ї “огда же он впервые предложил термин Ђморального перевооружени€ї.

Ќужно ли говорить, что воспитанный на теории непримиримой классовой борьбы, € отнесс€ к подобной философии весьма скептически. ќдно дело, невзира€ на политические убеждени€, помочь друг другу в быту, когда тво€ машина застр€ла в брусе или когда ты спасаешь тонущего, не спрашива€ о его социальных взгл€дах, и совсем другое Ч политическа€ жизнь, где любовь к ближнему, не раздел€ющему твое мнение, выгл€дит заведомой утопией.   тому же мне, закоренелому атеисту, претило быть руководимым Ѕогом.

¬ √орном доме

√орный дом

ќб этом малийском эпизоде € вспомнил много лет спуст€, когда, работа€ уже корреспондентом јгентства ЂЌовостиї в Ўвейцарии, получил в самый разгар советского военного вторжени€ в „ехословакию приглашение прин€ть участие в летней сессии ћорального перевооружени€. ќказалось, что ÷ентр его находитс€ совсем недалеко от ∆еневы. „ас езды на машине, и € очутилс€ высоко в горах на дороге к деревенской коммуне  о, откуда открываетс€ великолепный вид на широкую гладь ∆еневского озера и курортный городок ћонтре. ¬ свое врем€ из этих мест Ћев “олстой писал своей сестре, что у него не хватает красок, чтобы передать божественную красоту здешней природы. “ут и приютилс€ √орный дом, в котором проход€т встречи сторонников морального обновлени€ мира.

Ќе удивительно, подумалось мне, что така€ природна€ гармони€ располагает к размышлени€м об общечеловеческой гармонии. «агл€девшись на эти красоты, € потер€л бдительность и заблудилс€ в петл€х горной дороги. —просил у первого встречного, как проехать в  о. ”знав, что € еду в √орный дом, он покрутил пальцем у виска и очень удивил мен€: Ђ  этим чокнутым?ї ќднако дорогу указал.

“о, чему € стал свидетелем в самом √орном доме, было настолько необычным, что заставило мен€ серьезно задуматьс€ над словами моего первого встречного. ћне казалось, будто € присутствую при каком-то фантасмагорическом действе. ¬о врем€ пленарных заседаний на сцену огромного зала, забитого до отказа, поднимались люди из семидес€ти с лишним стран мира: мужчины и женщины; пожилые и молодые; белые, черные и цветные; католики и мусульмане, буддисты и иудеи; рабочие, банкиры, профсоюзные боссы, домохоз€йкиЕ » все говорили о честности, открытости, бескорыстии и любви, Ч этих четырех простых нравственных нормах поведени€, которыми они руководствуютс€ в семье и на работе, в общественной и политической жизни, приводили много примеров примирени€ непримиримых врагов. » все это перемежалось пением, танцами и театрализованными интермеди€ми.

¬ерх вз€ла мо€ глубоко проросша€ в душу совковость. ∆ивущие по двойным стандартам, мы в том же грехе подозревали и других.   тому же перед поездкой в  о в посольстве мен€ предупреждали, что еду в логово врагов, которые ведут антикоммунистическую пропаганду на доллары ÷–”, а потому ухо с ними надо держать востро. Ќе то могут и охмурить.  ак ксендзы Ч незабвенного  озлевича.

ѕо окончании дебатов все спустились в просторную столовую, пища была простой и вкусной, вина здесь не употребл€ют, зато десерт отличный, свежие фрукты, мороженое. «а общей трапезой € беседовал с сид€щими р€дом, а в уме уже составл€л план будущего очерка о ћоральном перевооружении. » даже название придумал: Ђ—ладкий антикоммунизмї. Ќаверное, потому, что √орный дом с его башенками очень похож издали на кремовый торт. » потому еще, что речи его хоз€ев показались мне несколько приторными.

ѕока€ние

1943 г. ‘илипп ћоттю с женой Ёлен у ‘.Ѕухмана (—Ўј)

ќчерк мой был опубликован в Ђ»звести€хї и даже отмечен какой-то премией. Ќо на душе скребли кошки, совесть мучила, € понимал, что этот лихой по форме материал был написан в спешке, по следам поверхностных наблюдений. » чем внимательнее знакомилс€ с документами, относ€щимис€ к делам этого движени€, стара€сь оправдать себ€, тем больше убеждалс€ в том, что был не прав. ћне очень хотелось позвонить ƒаниелю ћоттю, тогдашнему президенту ‘онда ћорального перевооружени€, который принимал мен€ в √орном доме. Ќе только, чтобы извинитьс€ за свое огульное критиканство, но и потому, что это движение мен€ по-насто€щему заинтересовало и хотелось глубже узнать его. Ќе хватило духу.

» все же телефонный разговор с ним у мен€ состо€лс€. “олько позвонил не € ему, а он мне. » пригласил вновь посетить  о. ѕри встрече рассказал, что когда ему перевели мой очерк, он был очень рассержен, но потом успокоилс€. —казал, что при всей своей критичности публикаци€ все же давала представление о направленности и философии этого движени€, такого развернутого материала в советской прессе до того не было.

— середины 80-х годов € стал посещать летние сессии √орного дома регул€рно и по каналам јгентства ЂЌовостиї опубликовал р€д материалов с положительной оценкой ћорального перевооружени€. — ƒаниелем ћоттю мы стали друзь€ми. ј вот с некоторыми из своих коллег-журналистов отношени€ несколько омрачились, они мен€ подвергли довольно жесткой критике за Ђотступничествої. ќдин из них, известный публицист, с которым мы вместе работали, даже направил открытое письмо в ЂЌезависимую газетуї, где был напечатан мой очерк о √орном доме.

ќн осудил мою Ђэволюциюї, предположив, что мен€ Ђпросто бес попуталї. ѕозволю себе процитировать отрывок из этого письма: Ђјвтор публично каетс€ в том, что много лет назад написал статью о ћоральном перевооружении, которой стыдитс€. ћне же нет нужды ка€тьс€, и € готов повторить то, о чем он когда-то писал. ј писал он о том, что ‘рэнк Ѕухман молилс€ Ђза такого человека как јдольф √итлер, который создал линию обороны против антихриста-коммунизмаї. ѕоэтому сомнительно нынешнее утверждение Ё.–озентал€, что Ѕухмана не жаловали в нацистской √ермании. »звестно также, что в послевоенные годы это движение стало одним из инструментов Ђхолодной войныї.

„то € могу сказать по этому поводу? ƒа, ка€лс€. ѕотому, что узнал то, чего раньше не знал. ¬  о € познакомилс€ с копией документа о де€тельности ћорального перевооружени€, который подготовило в свое врем€ гестапо. ¬ этом более чем на ста страницах фолианте, в частности, говорилось: Ђ¬ то врем€ как нацистска€ парти€ предпринимает усили€, чтобы освободить людей от христианского представлени€ о грехе, которое считает причиной рабской покорности √ермании, это движение, англосаксонское по происхождению, распростран€ет идею греха как отправной точки изменени€ взаимоотношений между народамиї. ¬ 1938 году шеф гестапо √енрих √иммлер во всеуслышание объ€вил ћоральное перевооружение Ђврагом –ейхаї.

ј вот то, что ‘рэнк Ѕухман Ђмолилс€ за √итлераї, Ч и € прин€л такое за чистую монету, Ч так это оказалось Ђуткойї американского журналиста, который брал у него интервью. Ќа самом деле в том интервью Ѕухман говорил только о своем намерении встретитьс€ с √итлером, аморальные действи€ которого осуждал и, в частности, резко выступал против преследовани€ в √ермании евреев. Ќо считал, что работать можно и нужно даже с диктаторами, которые Ђтоже людиї. » полагал, что ему удастс€ отговорить √итлера от захватнических намерений, убедить его в том, что бомбами переделать мир невозможно. Ќаивно, конечно, но он пыталс€ что-то сделать, в то врем€ как другие сидели, сложа руки, поощр€€ тем самым агрессора. ¬стреча эта так и не состо€лась, ей категорически воспротивилс€ √еббельс. ≈вропа шла пр€мой дорогой к войне.

ќчнись, јмерика!

¬ марте 1939 года Ѕухман вернулс€ из ≈вропы в јмерику и, по его словам, Ђбудто попал на другую планетуї. ≈го поразило полное неведение американцев о том, что происходит за океаном: Ђјмерика не понимает, что значит быть на пороге войны. ќна живет только в заботе о своем комфорте, забыв о вс€ком чувстве ответственности. ¬ы хотите сохранить мир в своем доме, но это эгоистический мир, и к добру он не приведетї.

‘рэнк Ѕухман был убежден в том, что если не подн€тьс€ против надвигающейс€ агрессии всем миром, мир будет ввергнут в страшную катастрофу. » с помощью друзей он организует три грандиозных антивоенных митинга. ¬ середине ма€ Ч в нью-йоркском ћэдисон —квер √ардене, где собралось четырнадцать тыс€ч человек; три недели спуст€ Ч в забитом до отказа  онститюшн ’олле ¬ашингтона, а в июле Ч в огромном амфитеатре Ђ√олливуд-Ѕоулї в Ћос-јнджелесе, вместившем тридцать тыс€ч человек. » везде он говорил о том, что необходимо срочно пробудитьс€ от сп€чки, предупреждал, что јмерике не удастс€ остатьс€ в стороне от надвигающейс€ катастрофы. » это в те дни, когда после мюнхенского соглашени€ „ерчилль выражал надежду на то, что √итлер сменил гнев на милость.

 стати, вид€ аморальность гитлеризма, Ѕухман аморальным называл и сталинизм. ќн одним из первых обратил внимание на родственность нацистской и советской диктатур, пытавшихс€ установить в мире свой пор€док. » предсказал, что оба этих аморальных режима не выдержат испытани€ временем. —ам он тоже выступал за новый пор€док, но на пут€х морального обновлени€ человечества. » не случаен тот факт, что руководимое им движение подверглось остракизму как в √ермании, так и в —оветском —оюзе. ЂЁти люди утверждают, Ч писал журнал Ђ оммунистї, Ч что дело не в капитализме или коммунизме, а в необходимости изменить до основани€ человеческую природу. ќни, эти пропагандисты примирени€ и всепрощени€, потер€ли разум и даже смеют предлагать марксистам пересмотреть свои взгл€дыї. ƒа, было. Ѕухман действительно говорил, что Ђнастанет врем€, когда мы будем работать вместе с ћосквойї.

‘рэнк Ѕухман

„то мен€ привлекло к движению ћорального перевооружени€? ѕрежде всего, Ч его люди, действительно открытые, честные и бескорыстные. Ќачина€ с самого основател€ этого движени€. ќднажды ‘рэнку Ѕухману €вилось большое искушение. Ѕудучи уважаемым профессором √арвардского университета, он получил от ƒжона –окфеллера-младшего, который симпатизировал ему, предложение создать свой собственный ÷ентр с посто€нным штатом сотрудников и стабильным финансированием. ќсвобожденный от материальных забот, он мог бы целиком посв€тить себ€ избранному делу.  азалось, чего можно желать лучшего. Ќо мозг сверлила мысль, а сможет ли он сохранить свою свободу, не станет ли пленником созданной структуры, не попадет ли в зависимость от финансовых дотаций? ќпыт показывает, что многие даже самые пор€дочные люди, попавшие в такую зависимость, тер€ли свое Ђ€ї.

‘рэнк Ѕухман преодолел посланное ему искушение и сказал –окфеллеру твердое Ђнетї. Ёто был мужественный шаг в неизвестность, о котором он в дальнейшем ни разу не пожалел. Ќе поддалс€ он и на уговоры ректора ћаккензи изменить свое решение и продолжить научную де€тельность в университете. –убикон был перейден, он насто€л на своей отставке и с этого момента до конца жизни никогда больше не занимал оплачиваемых должностей.

ƒумаю, что именно в этой раскрепощенности духа и полной свободе в выборе своего пути и следует искать ответ на вопрос, в чем состо€ла прит€гательность ‘рэнка Ѕухмана дл€ многих тыс€ч людей, последовавших за ним. ќдин из нынешних активных участников движени€ ѕьер Ўперри познакомилс€ с шестидес€тилетним Ѕухманом в то врем€ когда активно участвовал в молодежном протесте, ему было тогда двадцать лет. » сразу откликнулс€ на его призыв: ЂЁто был призыв дл€ каждого из нас исполнить свою особую роль в строительстве нового открытого общества и возможность дл€ студентов послевоенного поколени€ вырватьс€ из буржуазного ритма жизни. Ѕухман пробудил в нас чувство собственной значимости и принадлежности к общей истории, в которой у каждого есть свое местої.

∆ела€ проверить свое мнение, € допытывалс€ у ѕьера, что же было в Ѕухмане такого особенного, что привлекало к нему людей.

Ч ѕонимаешь, Ч ответил он Ч это нелегко объ€снить, тут необходимо было личное общение. ќн обладал каким-то особым магнетизмом. Ќе прибега€ к менторству и теоретизированию, не уча нас методам разрешени€ конфликтов, он делал это на живом примере и удел€л главное внимание личному опыту людей, созданию дружной команды единомышленников, ее сплочению. » только теперь, спуст€ многие годы, когда его давно уже нет в живых, € пон€л, что он был насто€щим революционером.

Ѕог в себе

4 луча означают 4 основных принципа ћорального перевооружени€: открытость, честность, бескорыстие и любовь

ј вот сам ‘рэнк Ѕухман: ЂЌаше движение не имеет ничего общего с салонным христианством и его призывами к добру и миру. “олько революционеры духа, а не пассивные моралисты могут увлечь людей и преобразовать мир зла в мир добра. Ёто самое активное вторжение морали в политику, экономику, во все сферы жизни и во все слои общества. ћен€ не захватывает сама по себе иде€ морального выздоровлени€, это общее место. — каким бы политиком вы не поговорили, он об€зательно вам скажет, что стране необходимо моральное и духовное пробуждение. Ќо это лишь первый шаг. ќбществу необходим духовный переворот, а большинство христиан не любит реальности, она их пугает, у них от нее по€вл€етс€ на теле гусина€ кожа. » они все свои надежды возлагают на божью помощь. ƒа, все решает Ѕог, но царствие небесное силой беретс€ї.

  пон€тию Ѕога Ѕухман относилс€ не как к некоей посторонней силе, а как к чувству Ѕога в самом себе. ѕо его словам, тот, кто беспрерывно твердит о Ѕоге, превращает его в глупую карикатуру, котора€ отталкивает людей от прин€ти€ Ђвысшей реальностиї. ј тот, кто посто€нно хоронит Ѕога, вс€кий раз сталкиваетс€ с другой Ђнеобъ€снимой крайностьюї. » в результате те, кто живут с Ѕогом на устах, утеша€ себ€ мыслью, что ЂЅог проститї, действуют так, как будто он не существует. ј те, кто объ€вл€ют Ѕога мертвым, пребывают в посто€нном поиске духовной точки опоры, которой в общественных отношени€х найти не могут. » следовательно, не болтай о Ѕоге, а слушай его голос и действуй сам.

Ђ—екрет состоит в том, Ч говорил Ѕухман, Ч что когда человек сосредоточен, внима€ тишине, Ѕог говорит; когда человек следует ≈го голосу, Ѕог действует; когда человек измен€етс€, измен€етс€ и мирозданиеї. ќн любил цитировать слова президента Ћинкольна, который как-то сказал: Ђ≈сли бы € не верил в силу ѕровидени€, мне было бы очень сложно сохранить разум и ориентироватьс€ в дебр€х политики, я давно пришел к убеждению, что если ¬севышний захочет, чтобы € прин€л то или иное решение, то он всегда найдет средство вразумить мен€ї.

«наком€сь с иде€ми ‘рэнка Ѕухмана, € осознал, несмотр€ на свой атеизм, что Ђруководимые Ѕогом люди трудаї Ч это совсем не плохо. –уководство Ѕогом освобождает от конформизма, от подчинени€ культу личности, от оглупл€ющих партийных программ и отупл€ющего воздействи€ средств массовой информации.  стати, и сам Ѕухман любил повтор€ть слова ”иль€ма ѕенна, одного из первых основателей английских колоний в јмерике, о том, что человеку дан выбор: Ђприн€ть руководство Ѕога или подчинитьс€ тиранамї.

Ћично дл€ мен€ Ђголос Ѕогаї Ч это внутренний голос, отзвук совести. —ообразно ему каждый делает свой собственный выбор. –азумеетс€, это мо€ лична€ интерпретаци€, и € далеко не уверен, что Ѕухман согласилс€ бы с ней. Ќо из рассказов близких ему людей € знаю, что он уважал любое мнение, если оно было искренним. » умел слушать не только голос Ѕога, но и голос простых смертных. ¬прочем, Ђголос свышеї не исключал дл€ лидера ћорального перевооружени€ серьезного теоретического подхода к действительности и самого термина Ђидеологииї, который так пугал и пугает многих интеллигентов. ќн определ€л идеологию как Ђглобальное видение нужд человечества, фундаментом которого служит философи€, убежденность, страсть и четкое планированиеї.

√ригорий ѕомеранц

Ќисколько не мешает различный подход к пон€тию Ѕога моей дружбе и продуктивной работе и с нынешними сторонниками ћорального перевооружени€. ¬ их числе Ч с замечательным человеком, √ригорием ѕомеранцем, талантливым российским ученым, одним из последних могикан диссидентского движени€, прошедшим через —талинградскую битву и через сталинские лагер€. √олос Ѕога мы с ним слушаем по-разному, но работаем в √орном доме в унисон.  стати, он очень образно и точно ответил на вопрос, почему людей, посещающих этот дом, считают чудаками. ќн назвал  о планетой мира и согласи€, существующей на другой планете, раздираемой конфликтами и распр€ми. —торонники ћорального перевооружени€ не такие, как все, и значит Ч чудаки.

Ќачать с себ€

—вои жизненные принципы ‘рэнк Ѕухман почерпнул не из книг, а из самой жизни. ќн объездил мир, побывал в  итае и »ндии, “урции и ёжной јмерике, —кандинавии и многих других земл€х; близко познакомилс€ с —ун ятсеном, √анди, Ќеру, со многими лидерами ≈вропы и јмерики. ј познав себ€ через познание мира, пришел к главному выводу, что абсолютно безгрешных людей нет, как нет и людей абсолютно испорченных. » потому, говорил он, ненавид€ грех, надо любить грешника. ¬ душе каждого есть крупица добра, на которую можно воздействовать. ќднако, дл€ того, чтобы изменить мир, необходимо прежде всего изменить самого себ€. »ными словами, дальнейший ход истории будет зависеть от личного выбора каждого из нас.

 ак известно, все гениальное просто. ќднако вылущить из простого гениальное крайне сложно. »менно в силу его гениальности. —отни тыс€ч лет €блоки, созрева€, падали на землю, пока »саак Ќьютон не вывел из этого обыденного факта идею земного прит€жени€. Ќо даже тогда, когда гениальна€ мысль созрела, прин€ть ее не просто. »менно в силу ее кажущейс€ простоты. —отни тыс€ч лет люди ссор€тс€ и мир€тс€, но пон€ть, что в этом привычном действе заключена проблема выживани€ человечества, оказываетс€ весьма сложно.

я сознаю, что сказанное вызовет у многих скептическую улыбку.  ак уже говорилось, € и сам испытал большой скепсис при первом знакомстве с увиденным и услышанном в  о. Ќаверное, наши далекие предки так же воспринимали открытие о том, что «емл€ Ч шар. » ехидно вопрошали: если она шар, то почему мор€, которые там, внизу этого шара, не выливаютс€? Ќа той же, примерно, ступени пребывает сегодн€ воспри€тие современными хомо сапиенс идеи о морали, как революционной силе, котора€, овладева€ людьми, способна изменить нынешнее представление о политике и экономике и, в конечном счете, привести к изменению всего мироздани€.

ќднако Ѕухман никогда не утверждал, что само по себе изменение человека приведет автоматически к изменени€м в социальной структуре общества. “акой упрощенный подход к этой сложной проблеме он считал абсолютно искусственным и говорил, что мораль и социум Ч две стороны одной медали. » что к желанному результату они могут привести только в тесном взаимодействии друг с другом. ЂЌо начинать, Ч считал он, Ч нужно с себ€ самих, с того, чтобы признать собственные ошибки, а не искать недостатки в другихї.

я знаю многих приверженцев идей √орного дома, которые, как и €, поначалу воспринимали всЄ в нем увиденное с большой долей даже не скепсиса, а сарказма. ѕредставьте себе, как во врем€ пленарного заседани€ на трибуну поднимаетс€ степенный человек и начинает на полном серьЄзе рассказывать о том, что у него в семье были крупные нелады, он измен€л жене, сын баловалс€ наркотиками, короче не жизнь, а сплошной ад. Ќо вот после того, как он побывал в  о, все в корне изменилось: он пока€лс€ перед супругой в своих грехах, семь€ сплотилась, восстановилась радость общени€, сын зан€лс€ серьезным делом, забыл про героин и т.п.

Ќе правда ли, все это очень смахивает на детский сад, где провинившийс€ малыш обещает, что больше не будет шалить? ј между тем, подобный на первый взгл€д инфантилизм таит в себе глубокий смысл. ќбыденный постулат о том, что все великое начинаетс€ с малого, лежит в основе негласного кодекса ћорального перевооружени€. “олько открывшись миру, можно изменить этот мир. “олько прот€нув руку недругу, можно сделать его другом. Ћюди √орного дома очень скромны и никогда не претендуют на какие-то сногсшибательные откровени€. ¬ основу своей философии они положили общеизвестные и пон€тные всем истины: открытость, честность, бескорыстие и любовь. Ќо влили в эти окостеневшие веками постулаты живую жизнь, превратили их в конкретные, ощутимые дела. ¬ этом суть и смысл движени€ ћорального перевооружени€. » теперь Ч о самих делах.

ј где же немцы?

–обер Ўуман (слева) и ‘рэнк Ѕухман на пороге √орного дома

ќтцами ≈вропейского —оюза по праву называют бывшего французского премьера –обера Ўумана и бывшего канцлера ‘–√  онрада јденауэра. Ќо в тени до сих пор остаетс€ им€ человека, который подвигнул их к установлению личных контактов и утвердил в них идею положить конец вековой вражде между ‘ранцией и √ерманией. Ётим человеком был ‘рэнк Ѕухман. ¬прочем, послушаем самих отцов-основателей.

 онрад јденауэр: Ђ–азличные нации могут установить между собой стабильные отношени€ только в том случае, если они предварительно будут морально подготовлены к этому. ќгромную помощь нам оказало здесь движение ћорального перевооружени€, которое активно содействовало завершению трудных переговоров и подписанию важных международных соглашений. ќно играло незаметную, но крайне эффективную роль в преодолении существенных разногласий между договаривающимис€ сторонами, показав им перспективу общего благаї.

–обер Ўуман: Ђ„то же нам дало ћоральное перевооружение? ‘илософию жизни, котора€ претвор€етс€ в действие. –ечь идет не об изменении политики, а об изменении человека. ƒемократи€ и ее свободы могут быть спасены только людьми, выступающими от ее имениї.

ѕриехав летом 1946 года в  о и встретившись со всеми, кто работал, ремонтиру€ здание √орного дома, Ч швейцарцами, голландцами, французами, норвежцами, Ч ‘рэнк Ѕухман спросил: Ђј где же немцы?ї Ќе получив вразумительного ответа, заметил: Ђя знаю, многие из вас считают, что √ермани€ должна в корне изменитьс€, это верно, но вы никогда не сможете восстановить ≈вропу без √ерманииї. » на следующее лето Ѕухман добилс€ разрешени€ на приезд в  о дл€ участи€ в послевоенной конференции группы немцев в количестве 150 человек. Ёто были в основном бывшие узники концлагерей, чиновники органов местного самоуправлени€, сотрудничавшие с союзниками, профсоюзные и политические де€тели, журналисты. ¬ составе делегации находилс€ и будущий канцлер ‘едеративной республики √ермании  онрад јденауэр.

ƒобитьс€ разрешени€ на их приезд было непросто. ƒл€ этого пришлось обратитьс€ через американских друзей к государственному секретарю —оединенных Ўтатов генералу ƒжорджу ћаршаллу, который дал соответствующее распор€жение генералу  лею, руководившему американской оккупационной зоной в √ермании. “акое же предписание из јнглии получил лорд ѕэкинхэм, ответственный за британскую зону. —о своей стороны министр иностранных дел Ўвейцарии ћакс ѕетипьер дал указание своим консулам предоставить немцам бесплатные визы на въезд в страну.

‘рэнк Ѕухман добилс€ того, что на конференции немецка€ делегаци€ обсуждала перспективы восстановлени€ ≈вропы на правах полного равенства со всеми. », по словам одного из ее членов, немцы взгл€нули на себ€ и на прошлое √ермании как бы со стороны и, в частности, осознали, что неправильно относить все былые испытани€ и беды на одного √итлера, что в них виноват и сам немецкий народ, прин€вший идеи национал-социализма. » они тут же, в  о, написали коллективную брошюру, основна€ мысль которой заключалась в необходимости создани€ в √ермании благопри€тного морального климата дл€ развити€ демократии. ѕромышленник из Ўвеции, принимавший участие в конференции, предоставил немцам сто тон бумаги. ¬ результате брошюра была издана тиражом в полтора миллиона экземпл€ров и разошлась во всех четырех оккупационных зонах √ермании. ¬ том числе 450 тыс€ч Ч в советской зоне.

ќднако далеко не всем иде€ Ѕухмана пригласить в  о немцев, да к тому же еще быть с ними на равной ноге, пришлась по душе. ќсобенно негодовала по этому поводу француженка »рэн Ћор, депутат Ќациональной јссамблеи и генеральный секретарь ‘едерации женщин-социалистов ‘ранции, активна€ участница движени€ —опротивлени€. »рэн восприн€ла присутствие в зале заседаний немцев как оскорбление пам€ти жертв гитлеровского режима, к тому же она не могла простить нацистам пыток, которым они подвергли в гестапо ее сына. » потому вс€кий раз, когда кто-то из немецкой группы поднималс€ на трибуну, она демонстративно вставала со своего места и покидала зал. —обиралась вообще покинуть  о.

‘рэнк Ѕухман не стал ее отговаривать, просто спросил, какой же она хочет видеть послевоенную ≈вропу. ќна хотела, чтобы это было братское объединение, но без √ермании. ј куда же ее деть, эту √ерманию? Ч этот простой вопрос озадачил »рэн. Ѕухман посоветовал ей познакомитьс€ с женщиной из немецкой группы, которую звали  ларитой фон “ротт, сказал, что уверен, вместе они найдут ответ на этот вопрос.

 ларита была вдовой јдама фон “ротта, немецкого дипломата, одного из участников заговора против √итлера. ќ нем мне рассказал ‘илипп ћоттю, брат уже упом€нутого мной выше ƒаниел€ ћоттю. ‘илипп был одним из ближайших соратников ‘рэнка Ѕухмана и тоже, как тот, отказалс€ от хорошо оплачиваемой должности в департаменте иностранных дел Ўвейцарии. ≈го ценили, и ему открывалась перспектива блест€щей дипломатической карьеры, но он преодолел радужные амбиции и сразу после войны подал в отставку, отдавшись целиком работе в ћоральном перевооружении.

–ассказ ‘илиппа ћоттю

Ћетом 1940 года, после капитул€ции ‘ранции, ‘илипп примкнул к Ћиге √отарда, котора€ готовилась к —опротивлению на случай, если √итлер решитс€ вторгнутьс€ в пределы Ўвейцарии, как ему советовали его генералы. —емь немецких дивизий под командованием √удериана были сосредоточены у швейцарской границы, и командующий вооруженными силами Ўвейцарии генерал √енри √изан предложил сосредоточить все войска и технику в районе горного массива —ен-√отарда, где они могли бы успешно сражатьс€ с превосход€щими силами врага. ѕоэтому и Ћига, объединивша€ швейцарцев из многих кантонов в движение —опротивлени€, сделала своей эмблемой —ен-√отард.

ѕо указанию Ћиги ‘илипп установил контакт с советником немецкого посольства в Ѕерне √ербертом Ѕланкенхорном, одним из участников группы —опротивлени€ в √ермании. „ерез него ‘илипп и познакомилс€ с немецким дипломатом јдамом фон “роттом, который, по его словам, был человеком очень эрудированным, и мысли которого во многом совпадали с его собственными. ” них установились дружеские отношени€, и они полностью довер€ли друг другу.

Ќа их встрече в Ћозанне, где тогда жил ‘илипп, јдам спросил его, не мог бы он приехать в Ѕерлин, чтобы познакомитьс€ с его друзь€ми, противниками нацизма. ‘илипп согласилс€, и така€ поездка состо€лась осенью 1942 года. ќфициально это было оформлено как Ђделова€ поездкаї в ‘инл€ндию, путь в которую проходил через √ерманию. “ранзитную визу с правом остановки в Ѕерлине ему выдал √ерберт Ѕланкенхорн.

¬ Ѕерлине, в ночь, когда город подвергс€ бомбардировке английской авиации, јдам фон “ротт организовал ‘илиппу встречу в домашней обстановке с √ансом фон ’афеном, чиновником, занимавшим высокий пост в имперском министерстве иностранных дел. » во врем€ беседы тот неожиданно задал ‘илиппу вопрос, как он, будучи убежденным христианином, относитс€ к акту покушени€ на тирана. ‘илипп ответил, что такой вопрос уже задавали ‘рэнку Ѕухману, и тот ответил, что применение насили€ в этом случае зависит от мотивации тех, кто хочет его устранить.

√анс фон ’афен сказал, что в данном случае мотиваци€ вполне весома, так как речь идет о покушении на √итлера. “ак ‘илипп узнал, что группа генералов готовит государственный переворот. ¬ернувшись в Ўвейцарию, он много думал об этой беседе и очень жалел, что не мог поделитьс€ своими мысл€ми с ‘рэнком Ѕухманом, который жил в годы войны в јмерике.

Ќо и Ѕухман не забывал о своих швейцарских друзь€х. ¬ апреле 1944 года он отправил ‘илиппу ћоттю телеграмму, в которой приглашал его вместе с супругой, Ёлен, приехать в —оединенные Ўтаты, чтобы прин€ть участие в конференции ћорального перевооружени€ и обсудить планы дальнейшей работы. ѕредложение было заманчиво, но мало реалистично, получить транзитную немецкую визу стало крайне сложно. ѕомог јдам фон “ротт, который в конце апрел€ вновь приехал в Ўвейцарию. ƒобыв разрешение на проезд четы ћоттю через территорию √ермании до Ћиссабона, он попросил ‘илиппа передать в ¬ашингтон сведени€ о подготовке покушени€ на √итлера. ј шеф секретных американских служб в ≈вропе јлен ƒаллес, резиденци€ которого находилась в Ѕерне, сообщил ‘илиппу о договоренности с капитаном панамского клипера переправить его с женой из Ћиссабона в Ќью-…орк. » о том, что в ѕортугалии их встрет€т его агенты, чтобы доставить на судно.

»з ÷юриха ‘илипп с женой вылетели в Ўтуттгарт, где оставались несколько дней и где получили от друзей јдама фон “ротта детальную информацию о готов€щемс€ государственном перевороте. Ќа самолете Ћюфтганзы прилетели в Ћиссабон и через неделю благополучно добрались до Ќью-…орка. ќднако беседы в ¬ашингтоне оставили непри€тный осадок. ѕрезидент –узвельт наверн€ка знал от своих секретных служб о заговоре против √итлера, но воспринимал эти сведени€ с большой долей скепсиса, он не верил в серьезность внутренней оппозиции нацистскому режиму. ‘илипп пришел к такому выводу после того, как стал свидетелем более чем равнодушного отношени€ президента к переданным им сведени€м о заговоре. ≈го гораздо больше волновала судьба союзных армий, которые в те дни высадились в Ќормандии.

ќ неудачном покушении на √итлера ‘илипп узнал из газет, когда был в „икаго, и его поразил в€лый отклик на это событие американской прессы, сведени€ о покушении публиковались в разделе Ђразноеї среди прочих будничных новостей. » только по возвращении в ≈вропу ему стало известно, что јдам фон “ротт вместе с другими заговорщиками был повешен, а тела их выставлены на всеобщее обозрение. ¬дову его,  лариту отправили в концлагерь, откуда она была освобождена после капитул€ции √ермании. ѕо окончанию войны ‘илипп разыскал ее, и какое-то врем€ она с двум€ дочерьми жила в его доме в Ѕерне.

ѕервые шаги

‘рэнк Ѕухман знал, что делал. «накомство »рэн Ћор с  ларитой фон “ротт стало, как это ни прозвучит громко, началом отсчета образовани€ будущей единой ≈вропы. ¬еликое началось с первого маленького шажка. »звестный французский философ √абриель ћарсель, который был близок Ѕухману, определил секрет успехов его движени€ несколькими словами: ЂЁто удивительное соединение интимного с глобальнымї. ј сам Ѕухман говорил, что каждый конкретный шаг Ч это выбор. »м может стать любой честный поступок по отношению к ближнему, после которого возникает цепна€ реакци€, и истори€ приходит в движение.

¬стреча »рэн Ћор с  ларитой фон “ротт, которые нашли общий €зык, высекла искру духовной энергии, послужившей импульсом к примирению ‘ранции с √ерманией. — этого, по существу, и началось создание ≈вропейского —оюза. ѕосле пам€тной конференции 1947 года в  о »рэн Ћор вместе с мужем ¬иктором и сыном больше двух мес€цев ездила по √ермании, встречалась с представител€ми разных политических партий, выступила на двухстах с лишним собрани€х, митингах и на радио, участвовала в заседани€х дес€ти земельных парламентов страны. ѕрос€ прощени€ у немцев за то, что питала к ним ненависть и желала погибели √ермании, она вызывала с их стороны ответное чувство пока€ни€ и освобождени€ от исторической вины.  то-то очень хорошо выразил подобное психологическое преображение, сказав, что √ермани€ подн€лась с колен в тот момент, когда канцлер јденауэр опустилс€ на колени у —тены плача в »ерусалиме, прос€ прощени€ у еврейского народа.

ѕаломничество »рэн Ћор принесло свои плоды. ¬есной 1948 года председатель —овета министров ‘ранции –обер Ўуман обратил внимание на поразительное изменение состо€ни€ умов в тех зонах √ермании, где побывали Ћор и другие сторонники ћорального перевооружени€. ѕроисходило подобное и в самой ‘ранции. ¬ частности, на севере страны, где секретарь патроната этого района –обер “ильж, который тоже был участником конференции в  о, организовал встречу предпринимателей, рабочих и служащих угольной промышленности с тем, чтобы совместно договоритьс€ о принципах создани€ нового социального климата.

¬се это заинтересовало Ўумана, и когда в августе 1948 года ‘рэнк Ѕухман был проездом в ѕариже, они встретились и долго беседовали с глазу на глаз, Ђпрощупыва€ї друг друга. ¬ результате оба были удовлетворены. Ёта беседа стала дл€ Ўумана подтверждением тех добрых слов, которые он уже слышал о Ѕухмане. ¬ свою очередь, Ѕухман пон€л, что его собеседник был тем человеком, который лучше, чем кто-либо может способствовать сближению ‘ранции с √ерманией. Ѕудучи в молодости уроженцем Ћотарингии, Ўуман обладал немецким гражданством и служил во врем€ первой мировой войны в армии императора ¬ильгельма, а затем, когда Ћотаринги€ вернулась в лоно ‘ранции, стал ее гражданином и служил во французской армии. “ак что проблемы и менталитет обоих народов он знал хорошо.

Ќа двух флангах

Ќа окончании очередной конференции в √орном доме

ќдновременно ‘рэнк Ѕухман не прекращал своих усилий и на другом, немецком, фланге. ќсенью того же сорок восьмого года он откликнулс€ на приглашение канцлера јденауэра посетить с представительной делегацией «ападную √ерманию. Ѕухман возглавил большую группу своих сторонников, представл€ющих 35 стран, котора€ побывала во многих районах совсем еще недавно враждебной страны. ѕри этом особое внимание было уделено –уру, где сосредоточено 80 процентов немецкой т€желой индустрии. »менно здесь начали вскоре вырисовыватьс€ очертани€ единой ≈вропы. Ѕухман и его друзь€ участвовали в сотн€х встреч на заводах, в профсоюзных €чейках, в пивных залах и под открытым небом. » везде они подчеркивали, что их движение не нав€зывает никому никаких теорий или политических схем, речь идет только о новой концепции человека и человеческих отношений, об изменении векового стереотипа вражды между двум€ стержневыми странами ≈вропы. „то давало возможность прин€ть участие в этих встречах и левым и правым, люд€м патроната и рабочим.

 онрад јденауэр внимательно следил за этим турне и видел, какой позитивный отклик у населени€ встречали выступлени€ людей из √орного дома и спектакли театра  о. » все больше склон€лс€ к тому, что иде€ кардинального поворота в отношени€х ‘ранции и √ермании не столь фантастична, как казалась до этого.

Ќе прошла де€тельность сторонников ћорального перевооружени€ и мимо внимани€ –обера Ўумана. » вскоре состо€лась нова€ его встреча с ‘рэнком Ѕухманом, на сей раз Ч в домашней обстановке, за обедом. ќн призналс€, что и сам предпринимает серьезные усили€ дл€ сближени€ с √ерманией, но наталкиваетс€ на сопротивление своих европейских коллег, слишком еще свежи раны, оставленные на теле ≈вропы “ретьим –ейхом. ј потом пожаловалс€, что вообще устал от политики и подумывает о том, чтобы отойти от государственных дел:

Ч ” мен€ нет семьи, нет никого, кто нуждалс€ бы в моей поддержке и заботе. ћне знаком один монастырь, где есть хороша€ библиотека. “ам очень спокойно, и мен€ готовы прин€ть в него. Ч », помолчав немного, спросил Ч „то вы мне посоветуете?

–уководству€сь своим давнишним принципом не нав€зывать никому своего мнени€, Ѕухман ответил вопросом на вопрос:

Ч ћысль, разумеетс€, достойна€, но мне хотелось бы знать, как вы к ней относитесь сами?

Ўуман прекрасно знал ответ своего собеседника, который уже приложил немало сил дл€ сближени€ двух стран, а потому улыбнулс€ и сказал:

Ч Ћадно, думаю, с монастырем можно повременить. я готов еще поработать, но беда в том, что мне не известно, на чье содействие в √ермании € мог бы рассчитывать.

Ѕухман тоже улыбнулс€:

Ч я был уверен в вашем выборе. ј насчет содействи€ не беспокойтесь. Ч » вскоре передал Ўуману пространный поименный список, включавший канцлера јденауэра, президента земли —еверный –ейн-¬естфали€ √енриха Ћюбке, ставшего впоследствии президентом «ападной √ермании, и других вли€тельных людей ‘–√.

Ќесколько мес€цев спуст€ Ѕухман был приглашен канцлером јденауэром на завтрак, где присутствовали многие члены правительства «ападной √ермании, а потом они побеседовали с глазу на глаз. јденауэр расспрашивал о подробност€х его недавнего свидани€ с –обером Ўуманом. » через мес€ц Ўуман приехал в Ѕонн на первую официальную встречу с немецким канцлером. ¬ результате оба согласились с тем, что иде€ франко-германской политической кооперации вполне реальна. ј еще через несколько мес€цев Ўуман выступил с инициативой создани€ такой кооперации. 9 ма€ 1950 года французское правительство одобрило его предложение, которое получило название Ђѕлана Ўуманаї.  анцлер ‘–√ немедленно согласилс€ с этим планом, и таким образом было положено начало строительству новой ≈вропы.

ѕо инициативе немецкого руководства в –уре прошла јссамбле€ ћорального перевооружени€. –обер Ўуман направил туда одного из членов французского —ената, который в торжественной обстановке вручил ‘рэнку Ѕухману орден ѕочетного легиона. ј лидер ћорального перевооружени€ в присутствии трехтыс€чной аудитории, состо€вшей из шахтеров и металлургов, политических де€телей и представителей патроната, выступил по радио с новой инициативой. ќн обратилс€ ко всем люд€м по обе стороны Ђжелезного занавесаї с за€влением о том, что его движение готово оказать полную поддержку любым шагам, направленным на сближение ¬остока и «апада.

¬ 1951 году, после подписани€ договора о создании ≈вропейского —оюза угл€ и стали, который стал первым документом будущей объединенной ≈вропы, канцлер јденауэр произнес те слова, которые € привел выше. ј когда ‘рэнка Ѕухмана не стало, Ч это случилось летом 1961 года, Ч официальный бюллетень правительства ‘–√ высоко оценил его вклад в международную политику и возрождение √ермании: Ђ— 1947 года доктор Ѕухман был символом дл€ немецкого народа. ќн вернул √ерманию в круг цивилизованных стран, после того, как √итлер запретил его движение на нашей земле и превратил √ерманию в страну, презираемую другими наци€ми. »з  о исходила мощна€ моральна€ сила, которой √ермани€ об€зана своим нынешним статусом в миреї.

япони€, “унис, Ѕразили€ и другиеЕ

»стори€ создани€ ≈вропейского —оюза, Ч наверное, наиболее €ркий пример действенного вли€ни€  о на международные отношени€, но подобное в тех или иных масштабах имело место и во многих других районах мира. » если это не стало до сих пор предметом широкой гласности, то только из-за крайней скромности Ђапостолов примирени€ї, как назвал людей √орного дома –обер Ўуман. ƒл€ того, чтобы объ€ть всю богатейшую практику этого движени€, понадоб€тс€ тома книг. ”пом€ну здесь очень коротко еще о нескольких его акци€х.

¬ 1937 году уже знакомый читателю ‘илипп ћоттю познакомилс€ в ќксфорде с “акасуми ћицуи, молодым человеком из вли€тельной €понской семьи, который произвел на него сильное впечатление. ќн рассказал о нем ‘рэнку Ѕухману, и через одиннадцать лет (!) последний пригласил ћицуи с группой €понцев поучаствовать в одном из собраний ћорального перевооружени€, которое проходило в  алифорнии. ј в 1950 году, уже по приглашению ћицуи, группа активистов √орного дома побывала в японии, где их прин€л премьер-министр …ошида. Ћетом того же года, с разрешени€ верховного комиссара в японии генерала ћак јртура, представительна€ €понска€ делегаци€, в которую входили парламентарии, главы префектур, мэры крупных городов, промышленники и профсоюзные лидеры, прин€ла участие в конференции  о. ѕосле чего посетила р€д стран ≈вропы и —оединенные Ўтаты.

…ошида тогда сравнил важность этой миссии с открытием страны «ападу в 1874 году. ѕо его словам, япони€ снова возвращалась в лоно мирового сообщества. ј в 1986 году премьер Ќакасоне, который тоже входил в состав той делегации, писал в своем послании к участникам очередной конференции в  о, что Ђћоральное перевооружение оказалось очень полезным в деле вхождени€ японии в семью народов и сыграло чрезвычайно важную роль в восстановлении страны, помогло осознать, что эффективно действующа€ демократи€ всегда основана на честных принципахї.

ј вот еще. ¬ 1955 году на афро-азиатской конференции в Ѕандунге, где родилс€ термин Ђтретьего мираї, министр иностранных дел »рака доктор ‘адхил ƒжамиль назвал идею морального перевооружени€ Ђсамой большой потребностью человечестваї. ’орошие слова, которые, увы, запам€товал —аддам ’усейн.

¬ том же году султан ћухаммед благодарил Ѕухмана, который, по его словам, помог предотвратить гражданскую войну в ћарокко. Ђ¬аши принципы верны, Ч говорилось в его послании. Ч Ёто и принципы »сламаї.  стати, интересна€ деталь: это –обер Ўуман, посетив в1953 году  о, попросил помочь ‘ранции в ее очень сложных отношени€х с ћарокко, находившемс€ под французским протекторатом. Ѕухман сказал, что, к сожалению, не владеет арабским €зыком. Ќа что Ўуман ответил: Ђ¬ы говорите €зыком сердца, и это гораздо важнееї. “ри мес€ца спуст€ ‘рэнк Ѕухман с трем€ друзь€ми был уже в ћарокко. ј в марте 1956 года эта страна стала суверенной.

» еще. Ѕухман и его команда во многом способствовали ликвидации колониальной зависимости “униса. ЂЅез ћорального перевооружени€ Ч сказал тунисский посол в ѕариже Ч мо€ страна оставалась бы еще долгое врем€ в состо€нии смертельной войны с ‘ранциейї. —писок стран, где Ђапостолы примирени€ї, помогали решать сложнейшие социальные, политические и этнические проблемы, можно продолжать долго. Ќигери€,  ени€, Ѕразили€,  онго,  ипр,  амерун, »нди€, Ѕосни€, ’орвати€Е

1999 г. ѕрограмма дл€ израильских и палестинских школьников в √орном доме.

» еще, и ещеЕ

я мог бы поведать и о многих своих личных встречах с интересными людьми, которых судьба подарила мне в √орном доме. –асскажу об одной из них. ѕознакомилс€ € в  о с двум€ генералами из —удана: ћухаммедом јбидином и ∆озефом Ћагу, один Ч мусульманин, другой Ч католик. ќба когда-то были курсантами офицерского училища, потом вместе служили. Ќо однажды жизнь развела их, они оказались по разную сторону религиозной баррикады и начали воевать друг с другом, каждый был убежден, что правда на его стороне. ∆озеф командовал повстанческой армией ёга, ћухаммед Ч артиллерией —евера. ѕримирение —евера с ёгом произошло не в последнюю очередь благодар€ их прежним при€тельским отношени€м, но вернуть порушенную дружбу им помогли люди ћорального перевооружени€, работавшие в —удане. ƒокумент о мире подписывали оба генерала. ¬последствии Ћагу представл€л —удан в ќќЌ, а јбидин работал послом —удана в Ўвейцарии. ¬  о они жили в одной комнате, только один читал Ѕиблию, другой Ч  оран, и оба нашли, что в этих книгах очень много общего.

ѕодобные случаи примирени€ можно наблюдать в √орном доме сплошь и р€дом. я был свидетелем того, как индусы и пакистанцы вместе разучивали гимны обеих стран и как сердечно беседовали китайцы континентального  ита€ и “айван€; как €понцы просили прощени€ у корейцев за преступлени€, совершенные их страной; как азартно играли в волейбол ливанцы с израильт€нами, а католики из —араево беседовали за трапезой с боснийскими мусульманами. ¬се это вроде бы мелочи, но не устану повтор€ть, что именно с этих Ђмелочейї начинаетс€ все значительное, постепенно мен€ющее лик истории.

Ђ»нициатива переменї

 орнелио —оммаруга

ѕосеща€ конференции ћорального перевооружени€, € вижу, как из года в год растет его попул€рность и увеличиваетс€ количество сторонников на всех континентах. ¬ их числе немало росси€н, украинцев, белорусов и людей из других бывших советских республик. Ќар€ду с английским, французским, испанским, немецким, €понским, арабским, рабочими €зыками пленарных заседаний стали русский и китайский. ј люди √орного дома, Ч сбылось предсказание ‘рэнка Ѕухмана Ч стали частыми гост€ми ћосквы.

ƒва года назад движение ћорального перевооружени€ изменило свое название, которое, как € уже говорил, было производным от конкретных событий далеких уже лет и стало мало пон€тным люд€м новых поколений. “еперь оно именуетс€ Ђ»нициативой переменї, и его возглавл€ет  орнелио —оммаруга, в течение долгих лет руководивший работой ћеждународного комитета  расного креста. Ќо суть этого духовного движени€ осталась прежней. √лавный его принцип Ч добровольное сотрудничество, не знающее государственных границ, религиозных и политических различий. Ѕлагодар€ ему, моральные каноны, долгие века остававшиес€ благими пожелани€ми, начинают превращатьс€ в материальную силу, все активнее внедр€€сь во все сферы жизни. » € думаю, что слова парламентского редактора Ђ“аймсї, посетившего  о и назвавшего его Ђгенеральным штабом надежд мираї, не далеки от истины.

„то € и попыталс€ показать в этом далеко не полном рассказе об одном из исторических этапов √орного дома, двери которого были и остаютс€ широко открытыми дл€ всех.

√лавна€ страница | јрхив | —одержание номера

Ќомер 13(324) 25 июн€ 2003 г.

[an error occurred while processing this directive]