Главная страница [an error occurred while processing this directive]

Главная страница | Архив | Содержание номера

Номер 8(293) 15 апреля 2002 г.

Владимир ВОЙНА (Нью-Йорк)

"ОСКАРЫ" ТРЕТЬЕГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ

Рон Хоуард (справа) и Брайан Грейзер: "Блистательный ум"

Уже стало традицией любую статью, очерк или обозрение начинать ссылкой на беспримерное потрясение, которое США испытали 11 сентября прошлого года. Рискуя впасть в грех повторения, начну также с упоминания об этом событии. По-видимому, для кинематографа, особенно американского, оно стало новой точкой отсчета и критерием ценностей. Американские критики заговорили о том, что общество нуждается не в банальных развлечениях, но в подлинном искусстве, адекватно выражающем суровую реальность. Острой критике было подвергнуто и голливудское кино, с его культом денег, успеха, секса, насилия, с его схематизмом, делением персонажей на "героев" и "злодеев". Только что состоявшееся присуждение главной кинопремии Америки, всемирно знаменитых "Оскаров", конечно, не отразило этих поворотов в общественном сознании. Премии присуждались за ленты, запущенные в производство, да и законченные большей частью до 11 сентября. Требуется время, чтобы родилось новое, "послесентябрьское" кино.

Ну, а как насчет старого, "досентябрьского"? Что показал его последний, 74-й по счету "оскаровский" смотр?

ЧЕРЕЗ ТРИ КОРДОНА

Американская академия кино переехала в специально выстроенное для нее помещение. Премии вручали в новом "Кодак театре", вмещающем 3500 зрителей, на Голливудском бульваре. Газеты писали о возвращении "Оскара" в родные места, где зародилась традиция вручения этих премий 74 года назад. Если в самом деле прошлый, 2001-й год, был первым годом нового тысячелетия, значит, в нынешнем году впервые вручались премии за фильмы третьего тысячелетия. В этом тоже нашли символизм.

Любителям кино было приятно убедиться в том, что вручение любимой награды получило, наконец, соответствующее художественно-архитектурное оформление. Да и туристам, навещающим Голливуд, есть теперь на что посмотреть. Раньше, кроме тротуара с отпечатками конечностей кинозвезд и знаменитого "Китайского театра", реликта старого Голливуда, привлекавших внимание объектов здесь было огорчительно мало, район пришел в упадок, стал просто опасным.

А теперь на Голливудском бульваре возник колоссальный торгово-развлекательный комплекс "Голливуд энд Хайленд", к которому примыкает "Кодак театр". Архитектура комплекса подчеркнуто театральна, декоративна. Во внутреннем дворике под открытым небом воспроизведена съемочная площадка Гриффита: смотрите, вот так он снимал, неподалеку отсюда, свою знаменитую "Нетерпимость", один из десяти лучших фильмов всех времен и народов. Тон здесь задают десятки ресторанов и ночных клубов, модных магазинов. По случаю открытия комплекса в ноябре прошлого года в выходной день здесь собралось 300 тыс. любопытствующих. Торговля кипела.

Но вот незадача: для обеспечения безопасности участников "оскаровской" церемонии все рестораны и магазины района на это воскресенье закрыли. Полиция организовала три линии проверок на подступах к "Кодак театру", в квадрате периметром две мили. Обыскивали гостей, пропускали через металлоискатель, проверяли документы, сумочки... Студии, чьи фильмы были выдвинуты на награды, сняли заранее банкетный зал в комплексе, в отеле "Ренессанс", но попали на этот прием только избранные. Остальные, друзья и родные награжденных, работники студий, журналисты, не смогли просочиться через кордоны полиции. Люди шутили, что если бы в этот день здесь появился президент США, суеты было бы меньше.

И, естественно, весь Лос-Анджелес задолго до церемонии был увешан рекламными плакатами гигантских размеров. Было выпито море шампанского и съедены ведра икры на приемах, куда настойчиво зазывались члены Киноакадемии. В нынешнем году студии на рекламу одного номинированного фильма тратили по 10-15 млн. долл., что по меньшей мере вдвое превысило уровень затрат прошлого года.

И вот, наконец, начался великолепный "оскаровский" праздник.

ГЕНИЙ И БЕЗУМИЕ

Рассел Кроу и Дженнифер Коннели. Кадр из фильма ╚Блистательный ум╩.

О том, что премию за лучший фильм получит картина Рона Хоуарда "Блистательный ум", можно было догадаться задолго до церемонии.

В преддверии "Оскара" Рон Хоуард получил премию Гильдии кинорежиссеров Америки "за лучшую режиссуру". Эта почетная награда вручается уже на протяжении 53 лет, и за все это время только пять раз выбор Гильдии кинорежиссеров не совпал с мнением Киноакадемии.

"Блистательный ум" получил самые высокие награды на этом смотре - за лучший фильм (продюсеры Рон Хоуард и Брайан Грейзер), за лучшую режиссуру (режиссер Рон Хоуард, получивший по этой категории вторую статуэтку) и сценарий.

Фильм имеет кассовый успех - немаловажное обстоятельство при распределении "Оскаров". Наконец, положенная в основу фильма история способствует положительному имиджу Америки в мире, что не могли не учитывать члены Академии.

Соединенные Штаты дали миру больше лауреатов Нобелевской премии за достижения в области науки, чем любая другая страна. Есть, чем гордиться. История героя фильма, Нобелевского лауреата, выдающегося американского математика и экономиста Джона Форбса Нэша-мл., при всей своей нестандартности тоже может служить предметом гордости для этой нации...

Необычность биографии Нэша, ставшей сюжетом для книги Сильвии Нэсер и для основанного на книге кинофильма Рона Хоуарда - в том, что Нэш в течение последних 35 лет страдает острой формой шизофрении. Фильм дает возможность увидеть мир глазами душевнобольного, побывать "в его шкуре". Погружение в сумеречные состояния Нэша составляют канву разворачивающейся драмы. Следить за сюжетом нелегко, но необычайно интересно. Тем более, что речь идет не о придуманном, а о подлинном герое, выдающемся ученом.

Но, конечно, постановщика волновала не клиника, не психиатрия сама по себе. Режиссер создал человечную ленту, пробуждающую сострадание к душевнобольным, понимание, сочувствие к ним. В этом картина продолжает добрую традицию американского кино, которое делает героями фильмов глухих, парализованных, больных СПИДом, аутизмом... а теперь еще и шизофреника. А также, добавим, болезнью Альцхаймера (от этой болезни умерла английская писательница Айрис Мэрдок, героиня английского номинированного на "Оскара" фильма "Айрис", о котором речь впереди) и слабоумием (у героя другого номинированного фильма "Я - Сэм" ум семилетнего ребенка). Создатели всех этих лент делают огромное дело, они пробуждают в обществе добрые чувства к людям, нуждающимся в сострадании.

Но в искусстве ценятся не благие намерения, а результат. Рон Хоуард добился успеха благодаря удачному выбору исполнителя главной роли. Рассел Кроу весьма убедителен в роли Нэша. Взлет этого австралийского актера произошел бурно: он получил "Оскара" в прошлом году, в этом - номинацию. Успех второй год подряд. Но не премия.

Придирчивые критики обвинили авторов этого фильма, а также создателей другой кинобиографии, боксера Мохаммеда Али ("Али"), в искажении или умолчании некоторых фактов жизни героев. Но так поступали с биографиями всегда, ведь этот жанр (на жаргоне Голливуда - "байопикс") стар, как мир. Режиссер Рон Хоуард и сценарист Акива Голдсмен отбивались от нападок, говоря, что вовсе не собирались в точности воспроизводить на экране ни жизнь математика Нэша, ни жизнеописание, созданное писательницей Сильвией Нэсер.

Вспомнили слова Полины Кейл, легендарной корифейки американской кинокритики, защищавшей 35 лет тому назад фильм "Бонни и Клайд". Когда мастера кино выбирают в качестве своего героя персонаж истории, писала она, это происходит не потому, что они хотят "задокументировать" определенные события и людей, но потому, что им требуется определить значение жизни реального лица для своего времени. И тут важны не какие-то конкретные детали, а дух героя и прожитой им жизни, значимость этой жизни для современников.

В ЛОВУШКЕ

С.Спейсек и Т.Уилкинсон. Кадр из фильма "В спальне".

Фильм "В спальне" Тодда Филда получил четыре награды. Успех этой картины, снятой на весьма скромные средства (режиссерского дебюта неизвестного, не связанного с крупными студиями постановщика) был неожиданным.

Центральную роль в фильме сыграла Сэсси Спейсек. Сэсси Спейсек получила своего первого "Оскара" еще в 1980 году за участие в фильме "Дочь шахтера" (там она сыграла роль певицы в стиле кантри). Пять раз в жизни выдвигалась она на "Оскара", сыграв немало ролей в фильмах самых известных режиссеров - Дэвида Линча, Терренса Малика, Роберта Олтмена, Брайана ди Пальмы, Пола Шрёдера, Оливера Стоуна... Одна из самых интересных молодых актрис Голливуда 70-х годов, она вернулась на экран в новом возрастном качестве, лишний раз подтвердив, что годы - не помеха таланту. За фильм "В спальне" она получила "Золотой глобус" и номинацию на "Оскара". Но, увы - не заветную статуэтку.

Название фильма, поставленного по рассказу Андре Дебу, аллегорично. Его действие происходит в маленьком рыбацком городке в штате Мэн, на берегу Атлантики. Ловит омаров и главный герой фильма, Фаулер (Том Уилкинсон). Однажды, доставая со дна моря ящики-ловушки для омаров, он рассказывает назидательно сыну, студенту колледжа (Ник Сталь), что если два омара попадут в ящик (по-английски такая ловушка зовется "спальней" - bedroom), они подерутся не на жизнь, а на смерть, и сильный сожрет слабого. Так и люди, замечает отец.

Вскоре он найдет тому горькое подтверждение. Его мальчика убьет ревнивый муж женщины, которую любит сын. Тот погибнет, как омар в ловушке.

Мать мальчика (Сэсси Спейсек) и отец по-разному относятся к чувствам сына, который любит женщину старше себя (Мариса Томеи), с ребенком. Отец не противится этой связи, но для матери она противоестественна, "богопротивна". Мать страдает, но не вмешивается. Она предчувствует беду...

Убийца - из семейства местных богачей, владельцев рыбного завода. Этой семье многое принадлежит в городе, и местная власть явно с этим считается. До суда он свободно разгуливает по городу, время от времени сталкиваясь с Фаулерами. Убийца посматривает на мать с иронией...

Как бы вы поступили на месте матери? Что бы вы сделали, будучи отцом? - словно спрашивают создатели фильма.

Тема возмездия, осуществляемого одиночкой, самосуда, по принципу "око за око", когда закон не в состоянии наказать преступника "по справедливости", не нова для американского кино. И, как правило, фильмы на эту тему подыгрывают "уличному" чувству справедливости. Однако Тодд Филд, по его словам, вовсе не хотел защищать vigilantism, самодеятельную месть. Напротив, он хотел показать в своем фильме, что человек не должен и не может принимать на себя роль вершителя правосудия. Отец мстит, но при этом предает себя, изменяет своей натуре. Как он будет жить после этого? "По сути, жизнь его окончена", - комментирует постановщик, хотя конец фильма открыт для разных толкований.

Рассказанная в фильме история могла прозвучать банально, если бы не мастерство актрисы. Сэсси Спейсек сдержанна, скупа на слова, холодновата. Но за внешней непроницаемостью легко угадать характер, страсть, бунт, ярость - чувства, которыми в конце концов она заражает и мужа. Покладистый и простоватый, он, кажется, уже было смирился с потерей сына. Но из-за этого в его отношениях с женой возник разлад и полное отчуждение. И Фаулер решает сделать то, чего так упорно добивается от него жена. Сыгравший роль Фаулера Том Уилкинсон - британский театральный актер, семь лет тому назад оставивший театр ради кино. Актер очень "земной", он играет просто, без пережима. Он тоже был номинирован на "Оскара" за эту роль, но премию не получил.

В БАРОНСКОМ ЗАМКЕ

Кадр из фильма "Госфорд парк".

Серьезным претендентом на премию за лучший фильм была работа прославленного 76-летнего режиссера Роберта Олтмена "Госфорд парк".

Это фильм для тех, кто любит Англию и англичан. Кому не хотелось бы побывать гостем в настоящем английском замке? Да еще в дни охоты. Это, должно быть, ни с чем не сравнимое удовольствие...

Олтмен - англофил, и для него в фильме важна каждая деталь. Интерьеры замка, убранство стола, костюмы и прически аристократов и их слуг, автомобили 30-х годов, этикет охоты, быт и нравы, манеры, речь... Парадокс, однако, в том, что англофил сделал фильм... англофобский.

Он воспроизводит в нюансах сложные "классовые" отношения между хозяевами и слугами в поместье Госфорд парк, куда каждый гость прибыл со своей прислугой. Слуг поместили внизу, и там, на нижнем этаже, протекает своя собственная жизнь, которая причудливо переплетется с жизнью наверху. Баре открыто презирают слуг, те угодливы, но в душе отвечают хозяевам взаимностью. Симпатии Олтмена - явно не на стороне напыщенных и фальшивых аристократов.

Ксенофобы-хозяева с высокомерностью относятся к одному из гостей - американцу, голливудскому продюсеру Морису Вайссману (Боб Балабан). Тот приехал, чтобы почерпнуть материал для своего фильма, детектива в стиле романов Агаты Кристи - с убийством, которое происходит именно в таком баронском замке. Желание продюсера магическим образом исполняется, убийство и в самом деле происходит, причем жертвой его становится хозяин замка, ненавидимый, презираемый многими в этом доме. Кто убийца? Глуповатый самоуверенный сыщик инспектор Томпсон (Стивен Фрай) с трубкой в зубах - ему так хочется походить на Шерлока Холмса! - вызывает по очереди хозяев и слуг на допрос. Но по зубам ли ему это дело? Впрочем, детективная линия - не главное в фильме.

Объектом этой злой сатиры выступает разделенное сословными перегородками английское общество, которое, конечно же, с тех пор немало изменилось. К счастью, англичане обладают завидной способностью иронизировать над собой, и я не удивлюсь, если создателя фильма британская королева наградит рыцарским званием. Кстати, фильм получил в Англии премию Бафта, эквивалент "Оскара", признан лучшим... Критики пишут, что англофилия всегда была свойственна Голливуду. Если нужны доказательства, смотрите "Госфорд парк". Жаль, что награда обошла большого мастера.

...И СНОВА АНГЛИЯ

Д.Бродбент (слева) и Д.Денч

Британия была представлена в Лос-Анджелесе весьма солидно. В частности, обратил на себя внимание английский фильм с английскими же актерами - "Айрис", по книге воспоминаний Джона Бейли, о его жизни с писательницей Айрис Мэрдок, страдавшей болезнью Альцхаймера. Зритель видит перебивками эпизоды совместно прожитой жизни Айрис и ее мужа, автора книги (Джим Бродбент). Писательницу в юности играет Кейт Уинслет (знакомая по "Титанику"), а Айрис в старости - знаменитая Джуди Денч, удостоенная у себя на родине высшей чести - рыцарства. К актрисе обращаются теперь "дама Джуди". Впрочем, не в Америке, где титулы и аристократические звания отменены в законодательном порядке.

Муж писательницы рядом с ней, тянется к ней, но болезнь прогрессирует, память слабеет, Айрис перестает понимать и узнавать людей...

"Погружение" Джима Бродбента в роль мужа писательницы произошло столь полно, что некоторые американские критики сочли его игру "самой поразительной" из всего что было сыграно в мировом кинематографе за минувший год. Бродбент получил за эту роль "Оскара".

Отмечалась и удачная координация между ролями Джима Бродбента и Хью Бонневилля, сыгравшего героя в юности: эти два образа "почти сливаются в один", по мнению критиков. Столь же удачно "подогнаны" роли Джудит Денч и Кейт Уинслет. Но, как заметили критики, под конец фильма эти "переброски" из настоящего в прошлое и обратно приедаются, и создается впечатление, что фильму не хватает завершенности.

КТО РИСКУЕТ, ТОТ ПЬЕТ ШАМПАНСКОЕ

Кадр из фильма "Властелин колец"

В "оскаровском" конкурсе участвовал фильм со сказочным сюжетом, поставленный новозеландским режиссером Питером Джексоном. Хотя этот фильм, в жанре "фантази", прежде всего адресован взрослым. Фильм, снятый с преобладающим участием английских актеров, называется "Властелин колец: Братство кольца".

Грандиозный с точки зрения зрелищных эффектов фильм идет без двух минут три часа. Он получил награду Американского института кино в категории "лучший фильм года" и был выдвинут в число претендентов на "Оскара" в самой престижной категории - за лучший фильм. Киноадаптация вышедшего в 1954 году романа Дж. Р.Р. Толкиена, первая часть из задуманной и частично уже снятой трилогии про его книгам, получила наивысшее в нынешнем году число номинаций - тринадцать, четыре из которых заслужили "Оскара" - за операторское искусство, грим, визуальные эффекты и музыку.

Вот что рассказывает занятый в этом фильме актер Айен Маккеллен: "В фильме не снимались международные кинозвезды. Наш режиссер не имел ни малейшего опыта работы в этом жанре. И потом, это же фильм без концовки, лишь первая серия. Только дурак был способен вложить деньги в его постановку! К счастью, кинокомпания "Нью лайн синема" была настолько глупа, что позволила себе этот риск..."

Почти 300-миллионный риск оправдался, фильм имеет огромный успех. В декабре нынешнего года выйдет на экраны вторая серия - "Две башни", а в декабре следующего, 2003 года - третья серия, "Возвращение короля".

Фильм перегнал по популярности даже "Крестного отца". Говорят, он вообще побил все рекорды кассового успеха. Да и рецензенты почти единодушны в своих похвалах - случай редчайший!

Как пишут американские критики, ожидания любителей Толкиена в этом фильме были удовлетворены сполна. Это и "доисторические" горы в вечном тумане (съемки происходили в Новой Зеландии), и "трансцендентные" ландшафты, и блистательная хореография поединков и схваток, сцены отчаянной храбрости, потрясающие спецэффекты... Зрители попадают в мифический, отмеченный эпическим великолепием мир. Актер Вигго Мартенсен - само воплощение героя, а противостоящий ему колдун (Айен Маккеллен) именно таков, каким мы представляем себе злого волшебника.

В то же время критики отмечают, что непосвященный зритель столкнется с трудностями в понимании условного языка книги и фильма, а также географии происходящих событий. Фильм адресован прежде всего тем, кто читал, знает и любит 1000-страничную книгу Толкиена. "Властелина колец" с увлечением смотрят в клубах, обществах толкиенистов. В университетах и колледжах сейчас популярен спецкурс по Толкиену, а посвященных Толкиену интернетовских сайтов насчитывается 856 тысяч.

МИР В ЧЕРНОМ И БЕЛОМ

"Человек, которого там не было" - так называется номинированый на "Оскара" черно-белый фильм - редкость в современном кино.

Нецветной фильм - непозволительная для Голливуда "роскошь". Зритель привык к цветному кино. Постановщики рискуют тем, что недовольный зритель покинет зал. Молодые зрители не смотрят по телевидению черно-белые фильмы - для них это доисторическая эпоха. К тому же на студиях некому работать с черно-белым материалом. Монохромные пленки хуже сохраняются, попадая после проката на полку. К черно-белому кино, казалось, возврата нет.

Этому предубеждению решили дать бой братья Коэны, Этан и Джоэл. Вдвоем написали сценарий, Джоэл, как всегда, взялся за режиссуру. Их вдохновляло кино эпохи "фильм нуар", когда цвет был "только черным" - и использовались безграничные возможности игры с тенью, полутонами, достигались поразительные драматические эффекты.

Действие фильма происходит в 40-е годы в Калифорнии. Герой фильма парикмахер Эд Крейн (Билли Боб Торнтон) мечтает открыть химчистку, и живет грёзами о ней. Ради осуществления мечты он идет на всё - шантажирует любовника своей жены, нарушает закон, попадает в тюрьму... Типичное ретро, "фильм нуар": атмосфера таинственности, завораживающее освещение, необычные ракурсы главного героя (по мнению критиков - это лучшая из сыгранных Торнтоном ролей). Оператор фильма, Роджер Дикинс, долго искал подходящую пленку. И в конце концов решил снимать негативы на кодаковской цветной пленке, а позитивы печатать на черно-белой.

За этот фильм Роджер Дикинс, прежде пять раз номинированный на "Оскара", получил премию Американского общества операторов-постановщиков. Он же, кстати, снял и "Блистательный ум", но этот фильм не был номинирован на "Оскара" в данной категории. Увы, "Оскар" за операторское мастерство достался не ему, а оператору Эндрю Лесни, за "Повелителя колец".

* * *

В сезон присуждения "Оскаров" в американской печати традиционно обсуждается неумирающая тема расизма в Голливуде. Речь идет о том, что в руководстве кинопромышленности практически нет черных лиц, черных режиссеров редко приглашают и тем более не доверяют им постановку дорогих, крупномасштабных фильмов. Нет черных продюсеров, сценаристов и так далее.

И вот, первые в истории в этом году сразу два черных актера и одна актриса были номинированы на "Оскара". Двое из них получили "Оскаров" за лучшую главную роль, мужскую и женскую (номинация, как и приз чернокожей актрисы - тоже впервые в истории "Оскаров"). Очень популярный актер Дензел Вашингтон (кстати, это уже третья его номинация) получил "Оскара" за роль в фильме "Тренировочный день", молодой многообещающий Уилл Смит был номинирован за сыгранную им роль боксера Мухаммеда Али в фильме "Али" и 35-летняя чернокожая красавица Хелли Берри получила приз за роль матери-одиночки официантки Летиши в фильме швейцарца Марка Форстера "Бал уродов".

ЕСТЬ ЛИ ВКУС У АКАДЕМИИ КИНО?

Как ни сильно влияние в Голливуде компаний сверхгигантов, "Оскары" здесь иногда достаются и малобюджетным фильмам независимых киностудий.

Принято ругать Академию кино за плохой выбор лауреатов. В тот самый день, когда присуждались премии, газета "Нью-Йорк таймс" опубликовала саркастичную статью Молли Хаскелл под красноречивым заголовком "Когда "Оскара" присуждают плохим фильмам, эти фильмы оказываются очень-очень плохими". В статье названо много в самом деле ничтожных, прочно забытых фильмов, удостоенных премии, и много замечательных, не получивших ее. В том числе "Гражданин Кейн", "Голубой ангел", чаплиновский "Новые времена", который даже не был номинирован на "Оскара". "Никто не ждет от академии хорошего вкуса, - ёрничает автор статьи, - и если раз в десять лет она этот вкус проявляет, то и на том спасибо".

Вышесказанное, конечно, преувеличение, но и на сей раз выбор академии раздосадовал многих любителей кино. Тем не менее, ожидать от академиков удовлетворяющих всех результатов по меньшей мере наивно. Мнения профессионалов разнятся так же, как и мнения зрителей. А героями кассы чаще становятся ленты типа "Гладиатора", чем "Госфорд парка".

И всё же каждый год мы с нетерпением ждём день, когда можно настроиться на нужный канал и посмотреть яркий праздник из мировой столицы "индустрии грёз", из самого что ни на есть Голливуда. Это - всегда интересно.

Главная страница | Архив | Содержание номера

Номер 8(293) 15 апреля 2002 г.

[an error occurred while processing this directive]