Главная страница [an error occurred while processing this directive]

Главная страница | Архив | Содержание номера

Номер 2(287) 17 января 2002 г.

Михаил НОСОНОВСКИЙ (Бостон)

ПО ТУ СТОРОНУ САМБАТИОНА: ЛЕГЕНДА О ПЛЕНЁННЫХ ДЕСЯТИ КОЛЕНАХ ИЗРАИЛЕВЫХ ДЕСЯТЬ КОЛЕН ИЗРАИЛЕВЫХ В БИБЛИИ

В общине "Бейт Шалом"; Тиддим, Бирма, 1987 г.

Чтение Торы в синагоге Кайфына (Китай), рисунок 1722 г.

В недавнем выпуске журнала "Вестник" (#284) была помещена заметка Сая Фрумкина, в которой рассказывалось о предполагаемой связи афганских пуштунов с десятью исчезнувшими коленами Израиля. Название народа пуштунов сейчас на слуху в связи с антитеррористической операцией в Афганистане. Однако пуштуны - далеко не единственная группа, происхождение которой легенды возводят к библейскому Израилю. Поиск десяти пропавших колен имеет глубокие корни в еврейской и христианской традициях.

После смерти царя Соломона единая Иудея распалась на две части: южное царство, собственно Иудея со столицей в Иерусалиме, в основном, населялось коленами Иехуды и Биньямина, в нем сохранялась династия потомков Давида, и северное царство, или Израиль; традиционно считается, что его населяли остальные десять колен, однако достаточно взглянуть на карту, чтобы убедиться, что это не совсем так. Например, удел колена Шимона был к югу от удела Йехуды и никак не мог попадать в северное царство. Основную роль в северном царстве играли колена Эфраима и Менаше, считавшиеся потомками патриарха Иосифа. В 722 году до н.э. северное Самарийское или Израильское царство было завоевано Ассирией, по обычаям того времени "десять колен" были изгнаны в Ассирию, а на их территорию переселены другие племена, давшие начало народности и секте самаритян. Секта самаритян, хоть и малочисленная, существует до наших дней и имеет центр в районе Шхема (Наблуса) в Самарии и в израильском городе Холон. А вот следы пленённых десяти колен полностью теряются.

Противопоставление северной и южной традиции имеет большое значение как в научной библеистике (например, различают диалект северного и южного царств в библейском иврите; иудейский монотеизм считается более чистым, чем израильский), так и в еврейской раввинистической традиции. Йехуда и Иосиф выступают как два каббалистических символа, представляющие две стороны иудаизма, два разных подхода к отношению с Богом и организации еврейской общины и царства. Например, считается, что приходу Мессии, царя из рода Давида, будет предшествовать приход другого Мессии из рода Иосифа, который окажется не столько царем, сколько чем-то вроде властителя дум и неформального лидера. Даже противопоставление понятий "иудей" и "еврей" или "израильтянин" мыслится как отголосок различия Иосифа и Йегуды. В соединении этих двух сторон, Иосифа и Йегуды, Израиля и Иудеи представляется возможным осуществление библейских пророчеств и миссии евреев. Поэтому не удивительно, что еврейских мудрецов волновал вопрос о судьбе пропавших колен. Рабби Акива полагал, что Десять колен ассимилировались и исчезли навсегда. Это, однако, не было мнением большинства еврейских мудрецов.

Даже только перечень народов, претендовавших на то, чтобы считаться потомками десяти колен, вероятно, занял бы не одну страницу. Сюда входят и еврейские этнические группы, которые могли быть потомками изгнанников, и народности, имеющие репутацию потомков израильтян, и группы, вообразившие себя потерянными коленами израилевыми после знакомства с Ветхим Заветом через христианских миссионеров, и христианские секты, уверенные, что они восходят к древнему Израилю.

ДЕСЯТЬ КОЛЕН В ЕВРЕЙСКОЙ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

В Талмуде упоминается загадочная субботняя река Самбатион (или Саббатион), чудесным свойством которой является то, что эта бурная, перекатывающая камни река совершенно непреодолима по будним дням, но с наступлением времени субботнего отдыха она затихает и становится спокойной. Евреи, живущие по ту сторону Самбатиона, не имеют возможности перейти реку, поскольку это было бы нарушением шаббата, и могут лишь переговариваться со своими соплеменниками по эту сторону реки, когда она затихает. О Самбатионе писали древние историки Иосиф Флавий ("Иудейская Война", 7:96-99) и Плиний Старший ("Естественная История", 31:34).

Лемба в Зимбабве

Этот же сюжет содержится в популярном сочинении 9 века "Книга Эльдада Данита", где рассказывается о четырех потерянных коленах (сам Эльдад считал себя принадлежащим к колену Дана) и о живущих за Самбатионом воинственных "сыновьях Моисея". Легенда о народе, происходящем от потомков пророка Моисея, восходит к истории дарования Торы на горе Синайской, когда Бог, разгневавшись на евреев за созданного ими золотого тельца, предлагает произвести новый избранный народ от Моисея. Эта угроза, согласно простому смыслу Торы, не была приведена в исполнение, но, как любое изреченное слово Бога, она приобретает статус реальности, в данном случае, по крайней мере, в литературе мидрашей (жанре толкований Торы, включающем элементы фольклора и легенд). "Книга Эльдада Данита" была переведена на русский язык в конце 19 века в составе издания "Три еврейских путешественника. Вениамин Тудельский, Петахий Регенсбургский, Эльдад ха-Дани", СПб, 1881.

Биньямин из Туделы (12 век) упоминает принадлежащих к потерянным коленам темнокожих евреев, проживающих "в стране Куш". Считается, что он имел в виду южную Индию или Цейлон, хотя возможно речь идет о Кочинских евреях. Он же пишет в другом месте о возможной принадлежности к десяти коленам евреев в Персии.

Знаменитый каббалист дон Исаак Абарбанель (12 век) полагал, что христиане в грядущей войне нанесут поражение и уничтожат мусульман, после чего будут уничтожены сами воинами 10 колен. Считается, что Абарбанель находился под влиянием христианских легенд о мифическом завоевателе Престере Иоанне, якобы создавшем христианское царство на Дальнем Востоке. Легенда эта бытовала вплоть до 16 века и перекликалась с легендой о Самбатионе и рассказах Эльдада Данита. Поиском Самбатиона занимался в 15 веке р. Овадия из Бертинуры, известный благодаря своему популярному комментарию на Мишну (раннюю часть Талмуда).

Сыном и посланником царя из колена Реувена объявил себя некий Давид Реувени, появившийся в Венеции в 16 веке. Он и его сторонник Шломо Молхо возглавили движение, провозгласившее Давида Реувени Мессией. В частности, он добивался аудиенции у Папы Римского и хотел заручиться письмом от последнего к мифическому царю Престеру Иоанну, однако потерпел неудачу и в 1538 г. окончил свои дни в испанской тюрьме. Другой лже-мессия, Шабтай Цви (17 век), тоже изображался в книгах того времени как предводитель Десяти колен.

ПОИСК ДЕСЯТИ КОЛЕН В НОВОМ СВЕТЕ

Представление о том, что еврейский народ расселен по всему свету, включая самые экзотические страны, по-видимому, глубоко укоренено в христианской культуре. Христофор Колумб, отправляясь в 1492 г. "в Индию", о которой он имел смутное представление, захватил с собой переводчика с иврита и арамейского языков, надеясь, что это облегчит общение с местными жителями. Переводчиком был крещеный еврей Луис Торрес, который считается первым европейцем, ступившим на землю Нового Света (он был в составе первой группы, высадившейся на сушу для разведки).

Испанского епископа Лас Касаса (16 век) занимал вопрос о том, как следует относиться к американским индейцам, считать ли их полноценными человеческими существами. Лас Касас дал положительный ответ на этот вопрос и решил, что необходимо заниматься миссионерством среди коренных американцев (он же был автором идеи ввоза чернокожих рабов в Америку). Однако ему потребовалось соотнести индейцев с каким-то из упомянутых в Библии народов, и он пришел к выводу об их тождественности с потерянными израильскими коленами, начав собирать мнимые или реальные доказательства этого родства. У теории Лас Касаса появилось немало последователей, она была поддержана английским миссионером Томасом Тороугудом, издавшем в 1650 г. в Лондоне книгу "Jews in America or Probabilities that the Americans are of that Race".

Мордехай Мануэль Ноах

В это же время в Амстердаме вышла книга р. Менаше Бен-Исраэля "Микве Исраэль" ("Надежда Израиля"), в которой приводились свидетельства крещеного еврея Аарона Леви (Антонио де Монтесиноса) о том, что индейцы Эквадора, Перу и Бразилии являются потомками колен Реувена и Леви и что он даже встречал индейцев, способных прочитать молитву "Шма Исраэль". Р. Манассия упоминал в своей книге и другие потерянные колена, в частности, в Эфиопии и Кочине (Индия) и видел в обнаружении этих колен признак приближения мессианских времен. Он обратился к Оливеру Кромвелю с просьбой разрешить евреям въезд в Англию для осуществления древнего пророчества.

Мормонский пророк Джозеф Смит также считал, что коренные американцы являются потомками израильтян. Сторонником этой версии был и еврейский журналист и общественный деятель Мордехай Мануэль Ноах (1785-1851), выдвигавший в середине 19 века идею создания еврейского штата "Арарат" в районе Баффало на реке Ниагара. Сохранилась рукопись иврито-дакотского словаря, составленного в 1842 г. миссионером Самуэлем Пондом, который пытался обнаружить сходство между этими столь далекими языками.

ДЕСЯТЬ КОЛЕН В АЗИИ, АФРИКЕ И ЕВРОПЕ

Самые разные еврейские общины выдвигались кандидатами в потомки десяти колен. Можно было бы подробно рассказать о каждой из этих групп, но в рамках краткой статьи остается лишь перечислить их: эфиопские фалаша, хазары и горские евреи Кавказа, персидские, афганские и бухарские евреи, евреи Грузии, караимы в Крыму, индийские "Сыны Израиля" и евреи в Кочине, китайские евреи из Кайфына.

Гораздо более длинным будет список народов, которые в то или иное время предлагались в качестве потомков Десяти колен. Пожалуй, нет страны, где бы их не искали: жители Кашмира, полинезийцы, пуштуны, татары, австралийские аборигены, японцы, новозеландские маори, алеуты, эскимосы - вот далеко не полный перечень. За каждой из этих теорий стоит своя оригинальная аргументация.

Наиболее интересны, конечно, те группы, которые сами считают себя потомками израильтян. Как правило, это происходит после знакомства с Ветхим Заветом через христианских миссионеров. Среди этих групп есть те, кто заинтересован в сближении с иудаизмом, другие же, напротив, настроены конфронтационно, считая, что именно они являются истинными израильтянами.

Наибольший интерес к иудаизму проявляют народности в восточной Индии и Бирме, считающие себя потомками Менаше, поскольку это (или похожее) имя часто упоминается в их преданиях. Они восходят к группе племен, именуемых Шинлунь (Shinlung) из китайской провинции Сечуань. Оттуда они мигрировали в Бирму и Индию, где в конце 19 века были обращены в христианство. В 20 веке среди них распространилось мнение, что они являются потомками израильтян. Сюда относятся группы из города Тиддим в Бирме (Мьянме) и народность мизо в штатах Мизорам и Манипур (Индия).

В Африке имеются тысячи сионистских церквей, конгрегаций и групп, многие из которых считают себя потомками Десяти колен. В Западной Африке, где бытовали легенды о еврейских царствах Ламлам и Ганата, и где на побережье вели торговлю еврейские купцы, некоторые еврейские обычаи соблюдают племена Ибос в Биафе, группа "сыны Эфраима" в Нигерии, мандиного в Сенегале, в Гане. На юге Африке племя лемба (Зимбабве) считает себя потомками эфиопских фалаша. В Уганде живет несколько сот последователей секты Аба-Йудая, соблюдающих иудейские обряды.

Любопытно, что совсем не обязательно отправляться в экзотические страны, чтобы обнаружить тех, кто считает себя потомками Десяти колен. В Англии действует христианская группа "Британских Израильтян", считающая, что англо-саксы и кельты являются потомками Десяти колен, как и юты и норманны. По их мнению, родословная английских королей восходит к царю Давиду через королей Джеймса VI шотландского и Фергуса Великого ирландского, а хранящийся в Вестминстерском аббатстве коронационный камень - не что иное, как камень, служивший подушкой Яакову в Бейт-Эле, унесенный затем в Египет, перенесенный израильтянами через пустыню и доставленный пророком Йеремией в Антрем в Ирландии, где он находился тысячу лет. Затем камень был перенесен в Скон в Шотландии, где использовался для коронации шотландских царей, и, наконец, в 1291 году был доставлен в Лондон королем Эдвардом I. Само слово "British" они переводят как "брит иш", т.е. "человек завета" на иврите. "Британские израильтяне" придерживаются, как правило, ультраконсервативных взглядов, они играют определенную роль в конфликте в Ольстре и поддерживают контакты с фундаменталистскими христианами и ультраправыми группами в США, многие из которых являются расистскими или антисемитскими. Распространенная в США негритянская секта "черных Израильтян" тоже является антиеврейской.

СОПЛЕМЕННИКИ, ЕДИНОВЕРЦЫ ИЛИ СОПЕРНИКИ?

Иудаизм - не прозелитская религия. Миссионерство никогда не приветствовалось раввинами. Каково же отношение евреев к племенам и группам, заявляющим о своем израильском происхождении?

Впервые и наиболее остро этот вопрос встал в наше время в связи с иммиграцией эфиопских евреев, именуемых "фалаша", в Израиль. Чернокожие эфиопские евреи - группа, происхождение которой теряется во тьме веков, но, по крайней мере, на протяжении последних столетий они считали себя евреями. В шестнадцатом веке отдельные фалаша жили в Иерусалиме и признавались тамошними раввинами потомками колена Дана. Религия фалаша довольно далека от раввинистического иудаизма. Они признают только Ветхий Завет, который существует у них на древнеэфиопском языке геэз, причем канон отличается от еврейского. Ни Талмуд, ни раввинистический закон (галаха) им не знакомы. Они делают обрезание, соблюдают субботу и основные еврейские праздники. Сами фалаша считают себя потомками царя Соломона и царицы Савской (кстати, эфиопская королевская династия тоже возводила себя к царю Давиду).

В 60-е 70-е годы среди израильской общественности и в раввинате встал вопрос о признании фалаша евреями. После дискуссии, продолжавшейся несколько лет, было принято официальное решение, согласно которому фалаша являются потомками колена Дана. Это решение поддержано не только сефардскими раввинами - ашкеназский главный раввин Ш. Горен после некоторых колебаний также поддержал его. От фалаша не требуется обряд перехода в иудаизм (гиюр), лишь символический обряд очищения религии. С 70-х годов несколько десятков тысяч фалаша (вся община) переселились в Израиль.

Другой группой, пожалуй, наиболее заинтересованной в иудаизме и Израиле, является трехмиллионный народ мизо в удаленном индийском штате Мизорам на границе с Бирмой. Считая себя потомками колена Менаше, большинство мизо все же не отказываются от христианства, в которое они были обращены около ста лет назад. Небольшая часть (несколько сотен), однако, прошли ортодоксальный гиюр.

В 1975 году израильский раввин Элияху Авихаиль создал организацию "Амишав" ("возвращение моего народа"), которая занята поиском десяти колен, помощью в подготовке их к гиюрам (обращению в иудаизм) и репатриации в Израиль. Р. Авихаиль полагает, что ему удалось идентифицировать миллионы "потерянных еврейских душ", среди них пятнадцать миллионов пуштунов, шесть миллионов кашмирцев, два миллиона "сынов Менаше" на востоке Индии, западе Бирмы и Китая. Сходные цели преследует организация "Кулану" ("Все мы"), базирующаяся в Мэриленде.

Сложно сказать, как будут складываться отношения иудаизма с самопровозглашенными "коленами Израиля". Но на протяжении веков эти отношения определялись мессианскими устремлениями евреев, а также стихами из книги пророка Иехезкиэля (37:21-23): "И возьму Я народ Израиля из всех народов, среди которых он сейчас обитает, и соберу его со всех сторон и приведу в его землю. И сделаю его единым народом на земле, над горами израильскими. И будет над ними всеми один царь, и не будут они более разделены на два народа и два царства."

Главная страница | Архив | Содержание номера

Номер 2(287) 17 января 2002 г.

[an error occurred while processing this directive]