Главная страница [an error occurred while processing this directive]

Главная страница | Архив | Содержание номера

Номер 24(283) 20 ноября 2001 г.

Гарри ИЗРАИТЕЛЬ (Бостон)

Отечество мое - в моей душе

Почтовая марка - это не только знак почтовой оплаты, это еще и художественно оформленный документ эпохи. Важнейшие события в жизни страны, портреты выдающихся деятелей науки, культуры, политики - все это находит свое отражение в выпусках почтовых марок.

В 1961 г. во Франции поступили в обращение почтовые марки увеличенного формата, воспроизводившие картины художников: Жоржа Брака, Анри Матисса, Поля Сезанна и Роже де Лафресне. В ноябре 1963 г. в этой серии вышли ещё две марки. На первой из них была воспроизведена картина М.Шагала ╚Жених и невеста на фоне Эйфелевой башни╩, хранящаяся в Государственном музее современного искусства в Центре им. Жоржа Помпиду в Париже, на второй - работа неизвестного художника: витраж Шартрезского собора.

При жизни Марка Шагала были выпущены четыре почтовые марки, посвященные художнику. Обычно такой чести удостаиваются только царствующие особы, космонавты и реже - государственные деятели.

* * *

Отечество мое - в моей душе,
Вы поняли?
Вхожу туда без визы.
                                  Марк Шагал

Один из крупнейших художников 20-го века, Марк Захарович Шагал, родился 6 июля 1887 г. в семье рабочего рыбной лавки, в Витебске, на Песковатиках. Вскоре семья переехала в небольшой домик на Покровской улице. Он был старшим из девяти детей. Маленький Мойше рос в ограниченном пространстве еврейской черты оседлости. Мир не простирался дальше дома, улицы, синагоги. Хедер, начальная еврейская школа, в которой учился мальчик, не слишком расширила его кругозор. Но после окончания хедера он, благодаря настойчивости и предприимчивости матери, пошел учиться в городскую гимназию. Там он выучил русский язык и пристрастился к рисованию.

В 1906 г. Шагал окончил гимназию и в этом же году начал заниматься в ╚Школе рисования и живописи╩ художника И.Пэна. В конце года с 27 рублями в кармане он уезжает в Петербург и поступает в школу Общества поощрения художеств. Его учителем был Н.Рерих. На следующий год Шагал переходит в частную школу Е.Званцевой, где занятия вели Л.С.Бакст и М.В.Добужинский. Отсутствие вида на жительство, нищета и унижения, с которыми столкнулся Шагал в Петербурге, не поколебали его страстного желания стать художником. Но ни в школе у И.Пэна, ни в школе Общества поощрения художеств Шагалу не нравилось. Да и в студии Е.Званцевой, как он вскоре понял, делать ему было нечего.

Между тем, он познакомился с М.М.Винавером, юристом, депутатом Государственной Думы, деятелем еврейского национального возрождения. Винаверу нравились картины Шагала, и он даже приобрел две из них. В 1910 г. на деньги Винавера Шагал уехал учиться в Париж.

В Париже Шагал посещает две свободные академии: Гранд Шомьер и Ла Полетт, быстро входит в парижские художественные круги, знакомится с поэтами Б.Сандраром и Г.Аполинером. Он часто посещает Лувр, выставки молодых художников. Все самые современные течения: фовизм, кубизм, кубофутуризм - становятся объектами его внимательного изучения. Он не стал последователем ни одного из них, но элементы каждого можно найти в его картинах. Шагал всегда оставался сугубо индивидуальным, неповторимым и узнаваемым. Зрителей поражает необычность изображенных на его картинах фигур. ╚Я действительно хотел отойти от приземленности, от некоей внешней манеры, от простого пересказа видимого в жизни╩, -говорил Шагал.

В эти годы он участвует в нескольких выставках в Париже и Москве. В Берлине в 1914 г. открылась первая персональная выставка художника. Вскоре после этого Шагал возвращается в Витебск. ╚Именно в этот приезд я написал витебскую серию 1914 года. Писал все, что попадалось на глаза╩, - вспоминал он позже.

В 1915 г. Шагал женился на Белле Розенфельд, с которой он был знаком еще с 1909 г. Более чем на три десятилетия она стала его музой. В этом же году они уехали в Петроград, где Шагал поступил в военно-промышленный комитет. Работа не приносила никакого удовлетворения, но через год родилась дочка, и надо было как-то зарабатывать на жизнь.

Наступил 1917 год. Шагалу, который никогда политикой не интересовался, трудно было разобраться во всем происходящем. Но жизнь как бы сама вовлекла его в круговорот событий. Актеры и художники Михайловского театра в Петрограде решили учредить Министерство Искусств. Шагал присутствовал на собрании как зритель. И вдруг среди кандидатов, выдвигаемых в Министерство от молодежи, он услышал свое имя.

С удостоверением сотрудника Министерства Искусств Шагал уезжает в Витебск. Там он организует Народное художественное училище, а позднее назначается Уполномоченным по делам искусств в Витебске. Он преподает сам и привлекает к преподавательской деятельности в художественном училище И.Пэна, М.Добужинского, В.Ермолаеву, К.Малевича, Э.Лисицкого. Под его руководством и по его эскизам город украшается к празднованию первой годовщины Октябрьской революции.

В 1920 г. Шагал уехал в Москву и начал работать в Государственном Еврейском Камерном театре. Ему предложили расписать стены в зрительном зале и исполнить декорации для первого спектакля. Премьера прошла с успехом, а зрители, приходившие в театр, еще многие годы восхищались яркими и монументальными стенными панно.

Наркомпрос предложил Шагалу должность учителя рисования в трудовой колонии для беспризорников им. III Интернационала в Малаховке, под Москвой.

Постоянная занятость и усталость не давали возможности писать. Накапливалось раздражение┘ Вот как описывает сам Шагал это время в своей книге ╚Моя жизнь╩:

╚Сижу в приемной Наркомпроса. Терпеливо жду, пока начальник отдела соизволит меня принять. Я хочу, чтобы мне оплатили панно, сделанное для театра. Если не по ╚первой категории╩, чего без особого труда добивались мои более практичные собратья, то хотя бы по минимуму. Но начальник мило улыбается и мямлит: - ╚Да-да┘ Конечно┘ Но, видите ли┘ смета┘ подписи┘ печати┘ Луначарский┘ Зайдите завтра.╩ Это длится уже два года. Хватит, не хочу быть ни учителем, ни директором. Хочу писать картины. Все мои довоенные работы остались в Берлине и в Париже, где меня ждет студия, полная набросков и неоконченных работ┘ Ну и ладно. Уеду куда угодно┘ Ни царской, ни советской России я не нужен. Меня не понимают, я здесь чужой╩.

Летом 1922 г. Шагал вместе с женой и дочкой уехал в Берлин. Оказалось, что все его картины, оставленные на персональной выставке в 1914 г., распроданы. После длительных переговоров с Вальденом он получил за них деньги┘, которых из-за инфляции могло хватить только на покупку пачки сигарет. В это же время он впервые начинает заниматься гравюрой, знакомится с владельцем картинной галереи и издателем П.Кассирером, принимает участие в выставке русских художников. В сентябре 1923 г. Шагал приезжает в Париж. Его работы, оставленные в Париже девять лет назад, сохранились. В эти годы он впервые в жизни обретает финансовую независимость. Известность снова приходит к нему. В 1924 г. состоялась первая персональная выставка Шагала в Париже, а в письме к П.Д.Эттингеру 10 марта 1924 г. Шагал с горечью отмечает: ╚В Москву пишу Вам почти одному, т.к. другие меня почти забыли и вряд ли мной интересуются┘╩1

Его увлекла работа над иллюстрациями к ╚Мертвым душам╩ Гоголя, которые он делал для французского издателя А.Воллара. Всего на эту тему им было сделано 107 гравюр. Когда в 1928 г. в Париж приехал на гастроли Еврейский Камерный театр, Шагал передал А.Грановскому и С.Михоэлсу 96 гравюр в дар Третьяковской галерее.

В 1926 г. состоялась персональная выставка Шагала в Нью-Йорке. В том же году А.Воллар предложил Шагалу новую работу: иллюстрирование басен Лафонтена, а чуть позже - рисунки на тему ╚Цирк╩. Тема цирка стала одной из основных в его творчестве.

В конце 1926 - в начале 1927 гг. в письме к П.Д.Эттингеру Шагал опять пишет: ╚Вы знаете, что я почти оторван от России. Никто мне не пишет и мне ╚некому╩ писать. Как будто и не в России родился┘ Неужели я ╚должен╩ стать французским художником. А я не раз вспоминаю свой Витебск, свои поля┘ и особенное небо╩.

В 1930 г. неистощимый на выдумку Воллар предложил Шагалу сделать иллюстрации к Библии. Идея захватила художника настолько, что библейские и евангельские сюжеты стали очень частыми в его последующем творчестве. В этом же году Шагал познакомился с мэром Тель-Авива М.Дизенгофом, который хотел создать музей изобразительных искусств в своем городе и пригласил Шагала посетить Палестину.

В начале 1931 г. Шагал вместе с семьей отправился в путешествие. По пути они останавливались в Каире, Александрии и Бейруте. Иерусалим, Стена Плача, Иордан, Мертвое море, кибуцы - все это произвело на Шагала неизгладимое впечатление. Несколько картин он пишет тут же в Палестине.

К власти в Германии приходит Гитлер. В том же году в Мангейме состоялась печально известная выставка ╚Образы большевистской культуры╩. В окне была выставлена картина Шагала ╚Понюшка табака╩. На картине изображен еврей, сидящий за столом и читающий Тору. На голове у него кипа, на заднем плане слева виден магендовид. Oн на минуту оторвался от книги, чтобы понюхать табак. Над картиной устроители выставки вывесили плакат: ╚Налогоплательщик, ты должен знать, как были истрачены твои деньги╩.

В этом же году Шагалу было отказано во французском гражданстве на том основании, что 15 лет назад в Витебске он был комиссаром по делам искусств.

В следующем году Шагал предпринял путешествие в Испанию. Работы старых мастеров и особенно великих испанцев: Эль Греко, Веласкеса и Гойи - были объектами его пристального внимания. В 1935 г. по приглашению Еврейского института г. Вильно Марк и Белла посетили Польшу.

Французское гражданство Шагал получил только в 1937 г. Тогда же он написал единственную свою картину, посвященную революции в России, которую так и назвал, ╚Революция╩. Почему только теперь, через 20 лет, он обратился к этой теме? Может быть, слишком свежи и горьки были воспоминания о ней раньше?

Картина как бы разделена на три части. В средней части изображен стол, на котором в акробатической стойке, на одной руке, вверх ногами стоит Ленин. Боком к столу, на стуле, глубоко задумавшись, сидит старый еврей. В правой руке он держит свиток Торы, другой рукой поддерживает голову. В левой части картины изображены вооруженные революционные массы, на переднем плане - несколько могильных камней и труп человека. Фоном для этой части служат тревожные багровые отсветы и знамена. Правая часть картины, как бы контрастируя с левой, посвящена различным искусствам, любви и религии.

То ли после этой картины, то ли независимо от нее, но именно в этом году в Москве в Государственном Еврейском Камерном театре было снято стенное панно, выполненное Шагалом. Да и чему удивляться? Pаботы Шагала никак не вписывались в прокрустово ложе соцреализма. В письме к А.Н.Бенуа в марте 1935 г. Шагал пишет: ╚Нет, мы никогда кажется не столкуемся с русскими художниками на нашем художественном языке, а между тем я родился в России, а между тем я истекаю (╚не разделенной╩) любовью к ней и я всем режимам - Старой России, Советской и эмиграции был и есть чужд╩. Ни одной картины Шагала не было выставлено в это время ни в Третьяковской галерее в Москве, ни в Русском музее в Ленинграде. Еще слава Богу, что снятое в театре панно не уничтожили, а поместили в запасники Третьяковской галереи.

В Германии нацисты изъяли из экспозиций различных музеев свыше 50 работ Шагала. В Мюнхене была организована выставка под названием ╚Вырождающееся искусство╩, на которой были собраны произведения еврейских художников, и среди них - четыре работы Шагала. Картины были сопровождены нацистским комментарием: ╚Откровения еврейской расистской души╩.

В 1938 г. Шагал написал ╚Белое распятие╩. Это первая и, вероятно, самая впечатляющая картина из большой серии распятий, написанных художником, явилась его ответом и на немецкую акцию 15 июня 1938 г., когда 1500 евреев были отправлены в концентрационные лагеря, и на разгром мюнхенской и нюренбергской синагог 9 июня и 10 августа 1938 г., и на депортацию польских евреев в конце октября того же года, и, наконец, на ╚Хрустальную ночь╩ 9√10 ноября 1938 г.

В следующем году Шагал с семьей уехал из Парижа на юг Франции, в деревню Кордес, и перевез туда все свои полотна.

Однажды по улицам этой маленькой деревни пронесся большой американский автомобиль и остановился у дома Шагала. Из машины вышли Вице-консул Соединенных Штатов Америки в Марселе Вариан Фрай и Председатель Американского Комитета быстрого реагирования Хирам Бинейм. Они привезли Шагалу и его семье приглашение приехать в Соединенные Штаты Америки, выданное по ходатайству Музея современного искусства в Нью-Йорке. Подобные приглашения получили П.Пикассо, А.Матисс, Ж.Руо, Р.Дюфи, В.Кандинский, М.Эрнст.

Шагал, однако, остался равнодушным к этому приглашению. И только, когда французское правительство под давлением Германии приняло антисемитский закон, лишавший евреев французского гражданства, он все же решил уехать.

В апреле 1941 г. Шагал вместе с семьей приехал в Марсель для оформления документов на выезд. Во время облавы в отеле ╚Модерн╩ он и Белла были арестованы. Только решительное вмешательство официальных представителей США позволило освободить их из-под ареста.

В Нью-Йорк Шагал с семьей прибыл 23 июня 1941 г. Их встречал Пьер Матисс, сын французского художника Анри Матисса, владелец известной художественной галереи. Он предложил Шагалу устроить выставку его работ в своей галерее. На следующий год Шагал принял участие в выставке ╚Художники в изгнании╩, которая открылась в марте в той же галерее П.Матисса. Тогда же Американский театр балета предложил ему сделать костюмы и декорации для балета ╚Алеко╩ в постановке Л.Мясина. После премьеры в Метрополитен Опера в Нью-Йорке один из балетных критиков писал: ╚Шагал был героем вечера┘╩

Летом 1943 г. Шагал встретился в Нью-Йорке с членами Еврейского антифашистского комитета С.Михоэлсом и И.Фефером, с которыми он был дружен еще в 20-е гг. Он передал с ними в дар советским музеям две свои картины и маленькую записку, в которой было написано: ╚Моей Родине, которой я обязан всем, что сделал в последние 35 лет и сделаю в будущем╩. Картины были переданы в Третьяковскую галерею в Москве.

25 августа 1944 г. был освобожден от немцев Париж, и Шагал с Беллой планировали вскоре возвратиться во Францию. Но в начале сентября Белла заболела. Необходимы пенициллиновые инъекции. Но пенициллина нет - он идет только для нужд армии. Когда Ида через Вашингтон, наконец, добилась разрешения на получение пенициллина, было уже поздно┘

Первые месяцы после смерти Беллы Шагал не мог работать. Затем он приступил к иллюстрированию ее записок. В следующем году эти записки под названием ╚Зажженные огни╩ вышли в Нью-Йорке отдельной книгой. В этом же году Шагал сделал декорации и костюмы для балета Игоря Стравинского ╚Жар-птица╩ в постановке Американского театра балета.

Ида познакомила Шагала с молодой женщиной - Вирджинией Хаггард Макнейл. Через год она родила ему сына. Они прожили вместе семь лет. Какой-нибудь заметной роли в жизни Шагала Вирджиния не сыграла. Однако именно она помогла Шагалу быстрей вернуться к работе.

В апреле 1946 г. в Музее современного искусства в Нью-Йорке открылась большая ретроспективная выставка произведений Шагала. Затем она демонстрировалась в Художественном институте в Чикаго. Тогда же Шагал начинает работу над иллюстрациями к книге арабских сказок ╚Тысяча и одна ночь╩. Эти рисунки он делает в новой для себя технике цветной литографии.

В мае 1946 г. Шагал впервые после войны поехал во Францию. В Париже он делает наброски нескольких картин. ╚Париж, -говорил Шагал, - это мой второй Витебск╩. В результате к середине 50-х гг. появилась так называемая ╚Парижская серия╩.

В октябре 1947 г. Шагал снова приезжает в Париж, теперь уже на открытие ретроспективной выставки своих работ. Он был первым художником, выставка произведений которого состоялась во вновь открытом Национальном музее современного искусства. В письме к П.Д.Эттингеру 22 ноября 1947 г. Шагал пишет, ╚... для меня был бы большой праздник, если-б таковая выставка была-б на моей родине╩.

В следующем году Шагал окончательно возвратился во Францию. Они с Вирджинией поселились в деревушке Оржевал в 30-ти км от Парижа. Вскоре состоялись две большие ретроспективные выставки: в Амстердаме и в галерее Тейт в Лондоне. Были изданы иллюстрации к ╚Мертвым душам╩ Гоголя, и на ХХV бьеннале в Венеции Шагал получил приз за лучшие графические работы.

В 1950 г. Марк с Вирджинией поселились в Вансе (Прованс). Здесь он пробует свои силы в росписи керамики, иллюстрирует ╚Декамерон╩ Боккаччо, сближается с Пикассо, с которым познакомился еще до Первой мировой войны. В этом же году состоялись выставки его работ в Цюрихе и Берне (Швейцария).

В начале 1952 г. Шагал расстается с Вирджинией.

И снова Ида взяла на себя заботы по знакомству отца с другой женщиной. На этот раз это была Валентина Бродская, дочь известного фабриканта Бродского, вся семья которого покинула Россию, спасаясь от революции. 12 июля 1952 г. они поженились. Общая культура, общие интересы, незаурядный интеллект Вавы, так Шагал называл Валентину, создали все условия для того, чтобы их брак был долгим и счастливым.

Медовый месяц молодожены провели в Греции. Через два года они опять посетили эту страну. Результатом этих поездок стала целая серия цветных литографий на тему ╚Дафнис и Хлоя╩. А в 1958 г. Парижский оперный театр заказал ему декорации и костюмы к балету М.Равеля ╚Дафнис и Хлоя╩.

В 1953√1955 гг. Шагал заканчивает свою ╚Парижскую серию╩, начатую еще во время первого послевоенного посещения Парижа, и начинает работу над серией картин, посвященных библейским мотивам. В 1955√1956 гг. состоялись выставки его работ в Ганновере (Германия), в Базеле и Берне (Швейцария).

Еще в 1950 г. высокообразованный доминиканский священнослужитель Пьер Кутюрье предложил Шагалу расписать церковь Богоматери в Асси (Савойя), и хотя Шагал никогда не считал себя специфически еврейским художником, предложение украсить христианский храм вызвало у него глубокую тревогу. Он советуется с друзьями, консультируется с главным раввином Франции и даже пишет письмо президенту Израиля Хаиму Вейцману, спрашивая у него совета. ╚Прислушайтесь к собственному сердцу╩, - ответил ему Вейцман.

После долгих сомнений и колебаний Шагал сделал керамическое панно и витражи для церкви Богоматери в Асси и предпринял поездку в Израиль, приуроченную к открытию в Хайфе музея ╚Дом Шагала╩. В Иерусалиме он делает первые наброски для новой большой работы: в синагоге при медицинском центре ╚Хадасса╩ Шагал должен сделать 12 витражей на тему ╚12 колен Израилевых╩.

Шагала избирают почетным членом Американской Академии Искусств, присуждают почетную докторскую степень в университете в Глазго (Англия). Выставки его работ состоялись в Париже, в Мюнхене и в Гамбурге.

60-е гг., Шагалу более 70 лет, но его творческая активность нисколько не уменьшается. В эти годы он сделал витражи для синагоги в медицинском центре в Иерусалиме, для кафедрального собора в Меце (Франция), для церкви Покантико Хиллс в маленьком городке Территаун, около Нью-Йорка, для церкви ╚Всех Святых╩ в Кенте (Англия), также витраж для здания Объединенных Наций в Нью-Йорке. Кроме того, он расписал плафон в парижском театре ╚Гранд Опера╩, сделал панно для театра ╚Метрополитен Опера╩ в Нью-Йорке и 12 мозаичных панно для здания Кнессета в Иерусалиме, изготовил декорации и костюмы для оперы Моцарта ╚Волшебная флейта╩ в ╚Метрополитен Опера╩.

В 60-е гг. в самых разных городах и странах мира состоялись выставки работ Шагала. Выставки витражей - в Иерусалиме, в Париже и в Нью-Йорке, ретроспективные выставки - в Токио и Киото, выставки, посвященные 80-летию художника, в Париже, в Цюрихе и в Кельне.

Организация Объединенных Наций в 1967 г. выпустила почтовый блок (сувенирный листок) и почтовую марку, на которых был воспроизведен витраж на тему ╚Мир╩, выполненный Шагалом для здания ООН и подаренный им этой организации. Это был второй выпуск марок, посвященных творчеству художника.

В 1969 г. в Ницце был заложен Музей Шагала, в котором предполагалось собрать его работы на библейские сюжеты. Для нового музея Шагал создал мозаичное панно ╚Пророк Илья╩ и три витража на тему ╚Сотворение мира╩. В этом же году в Израиле была выпущена почтовая марка, на которой воспроизведена картина Шагала ╚Царь Давид╩. Это был третий выпуск почтовых марок, посвященных творчеству мастера.

Мировая известность Шагала не могла преодолеть железный занавес, отделявший Советский Союз от всего мира. Еще в письме к П.Д.Эттингеру 4 октября 1936 г. Шагал писал: ╚Меня хоть в мире и считают ╚интернац╩. и французы берут в свои отделы, но я себя считаю русским художником и мне это так приятно╩. Всю жизнь он старался наладить более тесные связи с родиной. Шагал был знаком и поддерживал добрые отношения с И.Эренбургом, А.Вознесенским, М.Плисецкой и Р.Щедриным, Л.Брик. Но это был очень узкий круг. Имя художника на его родине было под запретом, картины его не выставлялись, а хранились в музейных запасниках. Только в 1973 г. в ответ на многочисленные просьбы Шагала Министерство культуры СССР пригласило Шагала посетить Советский Союз.

В июне 1973 г., после более чем 50-летнего отсутствия, Шагал приехал в Советский Союз. Он был в Москве и Ленинграде, передал в дар Государственному музею изобразительных искусств им. А.С.Пушкина 75 литографий. Но за ним все время следили, ограничивали круг его общения. В конце концов Шагал прервал свой визит, так и не побывав в родном Витебске. Сославшись на простуду, он покинул пределы СССР.

В том же году в Ницце открылся Музей библейских заветов. Рисунки, исполненные карандашом и чернилами, картины, написанные пастелью, гуашью и маслом, литографии, черно-белые и цветные, скульптуры, мозаичное панно и витражи - все это составило экспозицию музея. Все экспонаты этому музею были подарены Шагалом.

В 70-е гг., не замечая возраста, Шагал продолжает много работать. Он сделал витражи для Фраумюнстерской церкви в Цюрихе (Швейцария), для Реймского кафедрального собора (Франция), для церкви Святого Этьена в Майенне (Франция), для Чичестерского кафедрального собора в Сассексе (Англия) и для Института искусств в Чикаго (США). Он создал мозаичное панно для Первого национального банка в Чикаго на тему ╚Четыре времени года╩ и для Капеллы Святой Розелины близ Драгиньян (Южная Франция), а также иллюстрации к ╚Одиссее╩ Гомера и ╚Буре╩ Шекспира.

Интерес к творчеству Шагала в эти годы не ослабевает. Как и в предыдущем десятилетии, в 70-е гг. в разных городах мира состоялось несколько выставок его работ: большая ретроспективная выставка в Гран Пале в Париже, выставка графики в Национальной библиотеке в Париже, выставка литографий в Цюрихе, выставка в Будапеште, выставка графики в Берлине и Дрездене, выставка в Палаццо Питти во Флоренции, в галерее П.Матисса в Нью-Йорке и в Женеве.

В Израиле в 1973 г. поступила в обращение серия из 12 почтовых марок. Hа марках были воспроизведены созданные Шагалом витражи синагоги при медицинском центре ╚Хадасса╩ - ╚12 колен Израилевых╩. Это четвертый выпуск марок, посвященных творчеству Шагала.

В 1977 г. в связи с 90-летием со дня рождения правительство наградило Шагала высшим французским орденом - Орденом Почетного Легиона. Награду ему вручил президент Франции Жискар Д▓Эстен. Поздравление прислал художнику папа Павел VI. Печать, радио и телевидение многих стран отметили это событие. И не удивительно, ведь после смерти Пикассо в 1973 г. Шагал остался единственным представителем славной когорты художников, составлявших в начале века авангард искусства.

В 80-е гг. Шагал продолжает интенсивно работать. Он закончил еще одну серию витражей для церкви Святого Этьена в Майене, работает над проектом создания более 30 гобеленов для Реабилитационного института в Чикаго.

В эти же годы состоялось несколько выставок его работ: выставка ╚Псалмы Давида╩ в Музее библейских заветов в Ницце, выставка графики в Женеве, выставки в галереях Мэг в Париже и Цюрихе, в Стокгольме и Дании, в Риме и Базеле, выставка книги в Женеве, выставка ╚Работы на бумаге╩ в Центре им. Ж.Помпиду в Париже, выставка витражей и скульптуры в Музее библейских заветов в Ницце.

Шагал умер 28 марта 1985 г. Смерть его была символичной - он умер в лифте, как бы возносясь вверх┘ Похоронен он на Католическом кладбище в Сен-Поль де Вансе.

* * *

В 1987 г., к столетию со дня рождения Шагала, в Музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина в Москве открылась большая выставка работ художника. Давний друг Шагала Андрей Вознесенский назвал выставку победой гласности и демократии в искусстве. ╚Слишком много лет, - сказал поэт, - Шагал был отвергнутым и презираемым, потому что он был эмигрантом, потому что он был модернистом, а для некоторых людей - потому что он был евреем╩. Выставка открыла Шагала для десятков тысяч посетителей, но еще важнее то, что после выставки картины Шагала появились в экспозициях Третьяковской галереи в Москве и Русского музея в Ленинграде.

В 1994 г. была издана книга Шагала ╚Моя жизнь╩. Изначально написанная по-русски в 20-х гг. и переведенная на многие языки книга для русского издания была переведена с французского.

Еще в 70-е гг., когда имя Шагала в Советском Союзе было под запретом, Андрей Вознесенский писал:

Если сердце не солгало,
то в каком-нибудь году
в Витебске в Музей Шагала
обязательно зайду.

Ждать пришлось долго. Только в 1991 г. в Витебске, в двухэтажном здании бывшего жилого дома открылся скромный музей с громким названием ╚Музей Шагала╩. В следующем году недалеко от дома, где жил Шагал, на небольшой площади был воздвигнут памятник Шагалу, а через некоторое время на фасаде дома на Покровской улице, в котором Шагал провел свое детство и юность, была торжественно открыта мемориальная доска. Шагаловские дни теперь празднуются ежегодно в начале июля, и в рамках этих дней проводятся концерты, лекции, выставки и другие мероприятия. В 1997 г. дом, в котором жил Шагал, реставрировали, обставили мебелью конца 19 - начала 20 веков и торжественно открыли для посетителей. А вскоре во дворе дома поставили второй памятник ╚Скрипка Шагала╩.

╚Моему родному городу Витебску╩, - завещал Шагал все принадлежащие ему картины. Подлинники Шагала - это бесценное богатство. Однако французское правительство поставило следующее условие: если в течение года в Витебске будет построено здание, соответствующее всем современным музейным требованиям, куда можно будет поместить полотна Шагала, то оно передаст городу все картины. Год заканчивался в 1986 г., а официальное признание Шагала в Советском Союзе произошло только в 1987 г. Таким образом, Витебск навсегда потерял возможность получить эти бесценные сокровища.

Филателистическая Шагалиана достаточно обширна. Почти все посвященные Шагалу марки появились уже после смерти художника. К столетию со дня рождения мастера в разных странах выпущено множество почтовых марок, из которых при желании можно составить неплохой миниатюрный музей Марка Шагала.


1 Во всех цитируемых письмах Шагала сохранена авторская орфография и пунктуация.

Главная страница | Архив | Содержание номера

Номер 24(283) 20 ноября 2001 г.

[an error occurred while processing this directive]