Главная страница [an error occurred while processing this directive]

Главная страница | Архив | Содержание номера

Номер 13(272) 19 июня 2001 г.

Эдуард ГУФЕЛЬД (Калифорния)

МОЯ МОНА ЛИЗА1

КТО СКОРЕЕ?

Эта партия игралась, когда я был еще скромным дебютантом, восхищенно взиравшим снизу вверх на знаменитых корифеев. Одним из них был Михаил Таль, который в двух предыдущих чемпионатах СССР блестяще завоевал золотые медали, незадолго до этого первенства убедительно выиграл межзональный турнир в Портороже и сейчас готовился к матч-турниру претендентов.

Хотя Таль - мой ровесник, в шахматном развитии он намного опередил меня уже тогда, и я со смешанным чувством удивления и восторга следил за его феерическим взлетом. А во время партии вдруг почувствовал творческое волнение. Играя с шахматным гением, всегда как бы незаметно получаешь от него заряд творческой энергии, стремишься оказаться достойным соперником - нет, даже не соперником, а партнером в создании художественного произведения. В такую партию вкладываешь вдвое, втрое больше сил и фантазии, чем в обычную.

Испанская партия

Э.Гуфельд - М.Таль

26-е первенство СССР

Тбилиси, 1959

1.e4 e5 2.Кf3 Кc6 3.Сb5 a6 4. Сa4 Кf6 5.С:c6.

Мне показалось, что Таль не ожидал такого решения, ибо он с некоторым неудовольствием посмотрел на доску, прежде чем совершил ответное взятие.

5...dc 6.d3.

Михаил Таль.

 

Комментируя партию в турнирном бюллетене, я ограничился кратким примечанием: белые избирают продолжение, при котором не могут рассчитывать на дебютный перевес. Мне тогда было неудобно объяснять читателю мотивы подобных решений, которые могли бы показаться странными: зачем избирать продолжение, заведомо лишающее белых ╚законного╩ дебютного преимущества? Кроме того, за меня это сделал Спасский в одном из предыдущих номеров бюллетеня. В обзоре тура он отметил: ╚Молодой киевский мастер психологически правильно подготовился к этой встрече... Упрощающее Сb5:c6 ведет к очень спокойной игре, где черным трудно проявить активность, а, как известно, стихия чемпиона СССР ≈ атака, поэтому в роли защитника он чувствовал себя неуверенно╩. В дальнейшем Спасский очень лестно характеризовал мою игру, поэтому в собственных комментариях я старался проявлять максимальную сдержанность. При всем уважении к именитому обозревателю не могу, правда, не отметить одного противоречия в его словах. С одной стороны, Спасский пишет, что взятие на c6 ведет к спокойной игре. С другой стороны, он тут же объявил, что Талю пришлось выполнять роль защитника. Однако где защита ≈ там, очевидно, и атака!

Дело в другом. Разменный вариант часто применялся молодыми киевскими шахматистами, не любившими "книжной" теории и избегавшими поэтому проторенных путей. Но делалось это не для "спокойствия" (которое в самом деле наступает, если белые рокируют в короткую сторону), а чтобы завязать обоюдоострую схватку, рокируя в длинную сторону. Поэтому никакая психология мне тогда и в голову не приходила. Просто хотелось свести к минимуму одно из многочисленных преимуществ Таля надо мной - в знании популярных дебютных систем.

6...Кd7 7.Кbd2 Сe7 8.Кc4 Сf6.

В своих примечаниях тех лет я приводил здесь красивый вариант: если 8...f6, то 9.Кh4 0-0 10.f4 ef 11.С:f4 g5 12.Кf5 gf 13.Крg4+ Фf7 14.Крh5+ Фg8 15.Крg4+ с вечным шахом. Конечно, белые вовсе не обязаны форсировать ничью. Предпочтительнее 14.Кh6+! с матом в 2 хода.

Исправить собственную ошибку лучше поздно, чем никогда. Разумеется, черные не обязаны идти на этот вариант, а могут вовремя свернуть в сторону (хотя бы не соблазняясь вилкой g7-g5).

9.Крe2.

При желании получить спокойную игру белые могли продолжать 9.d4 ed 10.e5 Сe7 11.Кр:d4, но не для этого я ╚жертвовал╩ испанского слона!

9...c5 10.Сd2 0-0 11.g4! (начнем пожалуй?) 11...b5.

Вызов принят. Центр окостенел, зато фланги приходят в непрерывное движение.

12.Кe3 g6.

Тут, мне кажется, Таль проявил излишнюю самоуверенность. Он как бы заявляет: мне не страшны угрозы противника. Пассивнее, но надежнее было 12...Лe8 13.g5 Сe7 14.Кg4 Сf8, не создавая мишени для пешечного штурма. Однако Таль тогда к подобным стойкам относился с презрением, во всех случаях предпочитая рукопашный бой.

13.h4 Кb8 14.0-0-0 Кc6 15. Лdg1 Сe6?

Думаю, уже решающая ошибка. Черным казалось, что нападением на пешку a2 они выигрывают темп, на самом деле этот ход оборачивается потерей времени и большими неприятностями.

16.Фb1.

Неожиданно выясняется, что в случае 16...Кd4 17.К:d4 cd 18. Кf5! (этот удар стал возможен именно из-за положения слона на e6) 18...Фh8 19.┤h6 белые получают сильную атаку. Этой возможности не было при немедленном 15...Кd4! Поэтому черным приходится отказаться от жизненно необходимого для них вторжения конем в центр.

16...Кb4 17.С:b4 cb 18.g5 Сg7 19.Кg4 f5.

Вполне в стиле Таля. Попав в нелегкую ситуацию, он максимально обостряет игру. В те годы такая тактика нередко приводила к тому, что в возникающих головоломных осложнениях он в конце концов "пересчитывал" противника.

Теперь позиция черного короля резко ослабляется, но зато открывается линия для тяжелых фигур Таля. Помните афоризм его тренера Александра Кобленца: "Если у Миши есть хотя бы одна открытая линия, он даст мат..."

20.gf С:g4 21.Л:g4.

Уже пришлось обойти первый тактический риф: соблазнительное 21.fg опровергалось ходом 21...Лf4!

21...Кр:f6.

Тут я почувствовал некоторую неуверенность. Вроде бы все сделал как полагается, а каким образом удерживать перевес, не видно. Может быть, его вообще уже нет и где-то с моей стороны допущена неточность? Проверим: 22.Лg3 Сh6! 23.h5 Сf4 24.Лg2 g5! 25.h6 Фh8, и атака заходит в тупик. Как же добиться вскрытия линии h?

22.Лh3!

Взаимодействие фигур на шахматной доске часто производит эстетическое впечатление и без жертв. Трудно найти не этот ход, а всю связанную с ним перестройку ладей, полностью устранившую контригру черных на королевском фланге.

22...a5 23.h5 Лa6 24.hg hg 25. Лg2!

Вот она - искомая перестройка. Внешне все просто: пока одна ладья защищает коня, другая успевает подстраховать слабую пешку и освободить коня для решающей атаки. Но сколько грации в таком взаимодействии, где сочетаются точность инженерного чертежа и изящество акварельного рисунка. Впрочем, внимание! Еще не все ресурсы черных исчерпаны.

25...b3!

Естественное 25...Крf4 26.Кg5 Лaf6 27.f3! позволяло белым нанести последний мазок на картину взаимодействия, подключая к делу еще и пешку, после чего создавалась учебно-показательная ситуация: все белые фигуры участвуют одновременно и в атаке, и в защите! Поэтому Таль бросает своего короля на произвол судьбы и ╚поджигает╩ ферзевый фланг.

26.ab!

Теперь черные открывают линию a, но я решил, что успею с атакой раньше. Иначе пришлось бы ограничиться продолжением 26.cb Лc6, при котором черные получали за пешку некоторые контршансы в связи с угрозой 27...Крf4.

26...a4 27.Кh4 ab!

На 27...g5 или 27...Крf7 очень сильно 28.Лf3! Теперь же Таль поставил хитрейшую ловушку: 28.cb (а почему бы и нет?) 28... Крc6, и грозит как 29...Лa1+! с матом, так и сдвоение ладей по линии a.

28.Л:g6! Лfa8!

Напряжение достигло апогея ≈ белым грозит мат в один ход. Кое-кому в зале показалось даже, что Таль перехитрил все-таки очередного ╚клиента╩. Говорили: Гуфельд рассчитывал, мол, только на 28...Кр:f2? 29. Л:g7+!, а этого не заметил.

29.cb! Крf7.

30.Л:g7+!

С Талем в стиле Таля!

30...Ф:g7 31.Крf5+ (этот конь здесь сильнее, чем обе черные ладьи) 31...Фg8 32.Крg4+ Лg6 33. Кe7+! Фg7.

Или 33...Кр:e7 34.Кр:g6+ Крg7 35.Крe6+ Крf7 36.Лh8+! с выигрышем ферзя.

34.К:g6 Кр:b3 35.К:e5+ Фf6 36.Крg6+! (заставляя наконец взять назойливого коня) 36... Ф:e5 37.d4+! Редкий в практической партии вскрытый удар. Черные сдались.


1 Избранные главы из готовящейся к публикации книги Э.Гуфельда ╚Моя Мона Лиза╩. См. ╚Вестник╩ ╧╧5-8,10, 2001 г.

Главная страница | Архив | Содержание номера

Номер 13(272) 19 июня 2001 г.

[an error occurred while processing this directive]