Главная страница [an error occurred while processing this directive]

Главная страница | Архив | Содержание номера

Номер 11(270) 22 мая 2001 г.

Эдуард ГУФЕЛЬД (Калифорния)

МОЯ МОНА ЛИЗА1

МОЯ "БЕССМЕРТНАЯ"

Каждый человек рождается с предпосылками гениальности. Но реализуются они у единиц. А остальные? Кому как повезет. У одних их гений спит всю жизнь. У других просыпается в самый неподходящий момент - не тогда, когда художник допустим, создает картину, а в тот день, когда он в новой квартире расставляет мебель. Иным везет больше. Руже де Лиль написал "Марсельезу" в нужный момент и в нужное время и стал, по выражению Стефана Цвейга, гением одной ночи.

Мне тоже повезло: если во мне и есть шахматный гений, то он проснулся именно в тот вечер, когда я играл с Владимиром Багировым. Больше мне не удалось сыграть партию такого размаха. Я не Фишер, не Карпов и не Каспаров, у которых их гений всегда бодрствует. Но спасибо судьбе даже за один вечер! Иногда говорят, что по сравнению с прошлым веком мы играем практичнее и рациональнее, скупимся на эффектные жертвы. Спору нет, сейчас борьбу ведут совсем по-иному, строже, объективнее выполняя требования позиции. Но случается, что позиция требует жертв. И тогда...

Читатель увидит партию, где черные не предлагали в жертву только королевского слона (да и то потому, что разменяли его еще в дебюте) и ферзя, призванного нанести решающий удар. В трудной ситуации мне удалось провести контратаку с опережением всего на один-единственный темп. Ради выигрыша этого темпа приносились обильные дары.

╧23. Староиндийская защита Е84
В.Багиров - Э.Гуфельд
Полуфинал 41-го первенства СССР
Кировабад, 1973

1.d4 g6 2.c4 Сg7 3.Кc3 d6.

Я чувствую себя на всю жизнь прикованным к "староиндийской колеснице", причем рабство это добровольное, основанное на личных вкусах, на уверенности в том, что достоинства защиты перевешивают ее изъяны.

4.e4 Кf6 5.f3.

Шахматы - это форма творческой деятельности, лежащая на стыке науки, искусства и спорта. Уверен, что любые ситуации на шахматной доске порождаются не только волей игрока, но в истоках своих - и какими-то глубинными причинами, связанными с жизнью данного народа в данное время. В частности, с направлениями в культуре, науке, искусстве. Вот, например, система Земиша в староиндийской защите, родившаяся в 20-е годы нашего века. Это построение отличается геометрически четкой линией, по которой выстраиваются белые пешки - c4, d4, e4, f3, стремлением к прочности всего сооружения, что достигается расположением фигур сразу за этой цепью, целесообразностью и целеустремленностью: имеется четкий план захвата центра и на этой базе - атака на королевском фланге.

В то же время конструкция белых представляется несколько громоздкой, нарушающей законы гармонии в развитии фигур. Разве не напоминает эта система архитектурные сооружения в стиле конструктивизма, который господствовал в те годы? Земиш, этот шахматный Корбюзье, в том же духе создавал свою систему против защиты Нимцовича, выстраивая мощную пешечную фалангу в центре.

Прошли годы, ушел в прошлое конструктивизм в искусстве, резко уменьшилась популярность системы Земиша в защите Нимцовича. Уверен, что со временем такая же судьба постигнет и его систему в староиндийской защите. Наши потомки будут смотреть на партии, игранные ею, с такой улыбкой, с какой мы в нашу эпоху легких металлов, синтетики и стекла смотрим на неуклюжих железобетонных монстров 20-х годов. Нам эти сооружения кажутся обделенными гармонией, лишенными воздуха и света. Столь же односторонним представляется мне и построение в стиле Земиша на шахматной доске.

А если вы, дорогой читатель, не согласны со мной по поводу оценки хода 5.f3, являющегося фундаментом системы Земиша, то спросите, какого мнения о нем... конь g1!

5...0-0 6.Сe3 Кc6.

Один из современных способов борьбы против пешечного центра. Конечно, имеются и другие возможности: скажем, 6...e5 или 6...c5.

7.Кge2 Лb8.

Прежде чем начинать операции в центре (e7-e5), целесообразно ходом b7-b5 захватить пространство на ферзевом фланге, куда стремится белый король. В своей книге ╚Староиндийская защита╩ Геллер дает этому ходу такое примечание: ╚Чаще играют 7...a6 и лишь в случае 8.Фd2 К 8...Лb8, завершая подготовку контрудара b7-b5. В данной партии дело свелось лишь к перестановке ходов, но в случае 8.a3 a6 9.b4 ладье лучше стоять на a8, так как после возможного b7-b5 откроется вертикаль a.

Все это верно, зато после 7...Лb8 обесценивается маневр 8.Кc1 ввиду 8...e5 9.d5 Кd4 10. Кb3 c5 11.dc bc, и ладья оказывается там, где надо.

8.Фd2 a6 9.Сh6.

Багиров смеется: ╚Стоит разменять слона g7, и Гуфельд обезоружен!╩ Между прочим, в этой шутке ≈ немалая доля правды. Но здесь потеря любимого слона не доставила мне огорчений. Белые упускают драгоценное время, и атака королевского фланга, стратегически вполне обоснованная, тактически запаздывает, поскольку черные успевают создать угрозы на другой стороне доски. В те годы теория рекомендовала 9.Кc1, переводя игру на рельсы главного варианта системы.

У меня несколько иной взгляд на характер позиции. Кроме того, на практике порой очень трудно определить, какой вариант главный, а какой побочный. Недаром два крупнейших специалиста по староиндийской защите - Геллер и Петросян - взяли эту партию на особую заметку.

9...b5 10.h4 e5 11.С:g7 Ф:g7 12.h5 Фh8.

Геллер считает это ход неудачным, предлагая 12...bc 13.Кd5 (не достигает цели 13.hg fg 14. Крh6+ Фg8 15.Кf4 ef 16.С:c4+ Фh8 17.Кd5 Кh5 или 15.Кd5 Лf7 с преимуществом черных) 13... К:d5 14.hg (после 14.ed Кb4 15. Кg3 Сf5! 16.С:c4 c6 положение черных предпочтительнее) 14... Кf4 (к острой позиции ведет 14...Кf6 15.Крh6+ Фg8 16.g7 Лe8 17.Кg3 ed 18.Кh5 К:h5 19.Кр:h5 Ф:g7, но не 19.Л:h5? Сf5! 20. Л:f5 Лe6, и черные сохраняют материальный перевес) 15.К:f4 ef 16.Кр:f4 hg 17.Крh6+ Фf6 18. Крh4+ Фg7 19.Крh6+ Фf6 с ничьей.

Бесспорно, варианты очень интересны. Но мне кажется, что ход 12...Фh8 не так уж плох. Расхождение в наших оценках вызвано тем, что, по мнению Геллера, белые в дальнейшем могли получить преимущество. Я постараюсь убедить читателя в обратном, а пока отмечу, что принятие жертвы 12...К:h5 13.g4 Кf4 14.К:f4 ef 15.cb ab 16.С:b5 Кe7 17.Кр:f4 Кg8 18.0-0-0 вело к проигрышной для черных позиции.

13.Кd5!

Правильная стратегия. Грозит 14.К:f6 и 15.d5, после чего атака будет развиваться сама собой. Что делать? Такие ходы, как 13... Кe8, слишком пассивны. А в подобных ситуациях промедление смерти подобно.

Маленькое отступление. Рассматривая партию ретроспективно, можно придти к выводу, что черные в дальнейшем развивали контригру по открывшейся линии b. Возникает естественный вопрос: а не следовало ли белым кардиально решить проблему этой самой вертикали, сыграв сейчас 13.cb? Но как и в жизни, в шахматной партии невозможно, что-то изменив, получить в дальнейшем все преимущества, которые имели место при нынешнем развитии событий. Я имею в виду сожаления типа: ╚Эх, вот если бы я вышла замуж за другого...╩ Никто не знает что было бы, если бы...

13...bc!

Чтобы оправдать предшествующую игру, приходится допустить атаку соперника. Но белым еще нужно подвести ладью a1. Против этого и направлена контригра на ферзевом фланге

14.hg fg 15.Крh6.

Теперь спокойной жизни не жди. Но кто бы не сделал столь грозного выпада?! Кажется невероятным, что именно этот ход выпускает то минимальное преимущество, которое положено иметь белым в дебюте.

В свете дальнейших событий более спокойным выглядело 15.К:f6 Кр:f6 16.d5 со сложной позиционной борьбой. Но, чтобы выбрать это продолжение, надо было на какой-то момент отвлечься от штурма королевского фланга, который так соблазнителен и обещал, казалось бы, быстрый успех.

15...Кh5!

Единственный, но вполне достаточный аргумент, чего не скажешь о 15...Лf7? ввиду 16.Кр:g6 Крg8 17.Кр:f6+! Правда, и сейчас положение представляется для черных опасным.

Когда наши шахматисты летели в Бразилию на межзональный турнир, я для разминки предложил проанализировать эту позицию. Дискуссия оказалась поистине на высоком уровне, и не только потому, что самолет поднялся над Атлантическим океаном на 12 тысяч метров. Вряд ли посчастливилось бы на земле организовать диспут с участием Смыслова, Кереса, Бронштейна, Геллера, Полугаевского, Васюкова, Савона и других именитых шахматистов. Почти все они атаковали белыми.

Пролетев четверть земного меридиана, мне удалось отстоять свою оценку: шансы равны.

16.g4

Геллер рекомендовал 16.0-0-0 К:d4 17.Л:d4 ed 18.Кef4! Л:f4 (если 18...Лg8, то 19.g4 Лg7 20. gh g5 21.Кg6+ Фg8 22.С:c4 Сe6 23.Кge7+ Л:e7 24.К:e7+ с выигрышем) 19.К:f4 Крg8 20.К:g6+ Кр:g6 21.Крf8+ Крg8 22.Кр:g8+ Ф:g8 23.С:c4+ Фg7 24.Л:h5 c6 25.Лg5+ с преимуществом у белых.

Познакомившись с этим анализом, я предложил иное решение: 16.0-0-0 Лf7! 17.g4 Кf6 18. Кр:g6 Крg8! 19.Кр:g8+ К:g8 с примерно равными шансами. Вот иллюстрация: 20.Лh3 a5! 21.Кe3 Сa6 22.d5 Кb4 23.Кc3 Кd3+ 24. С:d3 cd 25.b3 Кe7 26.Фd2 Кg6 27.Кf5 Кf4 и т.д.

Конечно, исчерпать эту позицию вариантами невозможно, но в дальнейшем Геллер, вероятно, согласился с моими доводами и в книге "Староиндийская защита" вопросительный знак к ходу 12...Фh8 снял.

16...Л:b2!

Намечаются жертвы. Пока это не контратака, а лишь контригра, отвлекающая внимание белых.

17.gh g5.

Удивительная все-таки игра шахматы! Взгляните на позицию. У соперника лишняя фигура и серьезные угрозы на королевском фланге. И все же черным удается балансировать на проволоке. Чем это объяснить? Все дело в центре, от его устойчивости зависит исход многих партий. Вот и здесь черным удается добраться до основания пешечного центра, разрушить его и обесценить этим материальное преимущество противника.

18.Лg1 g4!

Обстановка накалилась до предела. Белый король тоже оказался под огнем. Багиров принимает правильное решение.

19.0-0-0 Л:a2.

20.Кef4.

Конечно, если бы удалось предвидеть дальнейший ход событий, то следовало избрать одно из эффектных продолжений, за которыми стоит 10n+1вариантов. В человеческом виде их можно представить таким образом: 20.de К:e5 21.Кef4 Фg8! 22.Кg6 hg 23.hg Крd7 24.Лh1 Лa1+ 25.Сb2 Крb5+ 26.Ф:a1 Крa4+ 27.Фb2 Крb3+ 28.Фc1 Крa3+ 29.Фc2 (29.Фd2? Крb2+) 29...Крb3+ 30.Фc1 с ничьей.

Еще более удивительная ничья получалась после задачного 20. Сh3!! Л:e2 21.С:g4 Лf7! 22.С:c8 Кр:c8 23.Кf6! Крb8! 24.Лg8+ Кр:g8 25.К:g8 Кb4! 26.Лd2 Лe1+ 27. Лd1 (нельзя 27.Фb2? Л:f3!, и угрожает 28.Лb3X) 27...Лe2.

20...ef 21.К:f4?!!

Геллер считал, что и здесь белые могли наказать соперника за 12...Фh8, на этот раз путем 21. С:c4, но в анализе удалось удержать и эту позицию: 21...Лa1+ 22.Фb2 Л:d1 23.Л:d1 Лg8! 24. Кf6 (если 24.К:f4, то 24... Крg5!) 24...Лg7 25.Сg8! Крe7 26.С:h7 Л:h7 27.К:h7 Кр:h7 28.Крf8+ Крg8 29.Крh6+ с ничьей.

Почему же я ставлю к ходу 21. К:f4, кроме вопросительного, два восклицательных знака? Это моя и, надеюсь, всех любителей шахмат благодарность Багирову за его соавторство в создании шахматного шедевра. Сейчас черные темп в темп успевают организовать грозную контратаку.

21...Л:f4 22.Кр:f4.

У белых снова материальный перевес, но их непосредственные угрозы отражены. Чтобы возобновить атаку, надо сыграть слоном на c4, взять пешкой на g4 и пойти ладьей на f1. Итак, у черных в запасе три темпа. Как их использовать? Если 22... Лa1+ 23.Фd2 c3+ 24.Фe1 Л:d1+ 25.Ф:d1 К:d4, то 26.Сc4! и инициатива у белых. Это связано с тем, что черные пытаются атаковать малыми силами, не заботясь о резервах. Итак, все силы на поддержку ладьи.

22...c3!

Пример того, как знание общих принципов и приемов облегчает расчет вариантов. Когда ладья отрезает короля по предпоследней горизонтали, сразу же возникает образ ее взаимодействия с пешкой и конем (Кc6-b4). Хотя эта угроза и парируется, пешка c3 остается штыком, приставленным к горлу белого короля.

23.Сc4.

Заманчиво выглядело 23.Крf7 Кb4 24.Сd3 Лa1+ 25.Сb1 c2 26. Фb2 cdКр 27.Л:d1 с победой. Однако с помощью 25...Сe6! 26. Кр:e6 Крg5+ удавалось заматовать короля соперника.

23...Лa3.

Самый трудный ход в партии, а быть может, и в моей жизни! Напрашивалось 23...Лa4, ведь в подобных случаях все хочется сделать с темпом. Но после спокойного 24.Сb3! наступление черных захлебывалось. К примеру: 24...Лa3 25.Фc2 Сe6 26.d5! Кb4+ 27.Ф:c3 и выигрыш уже в руках белых. Не лучше и 23...Лa1+ 24.Фc2 К:d4+ 25. Л:d4 Л:g1 ввиду 26.Крe5+. Ключом к позиции, как ни странно, является пешка... f3. Возможен вариант 24.Лg2 Кb4 25.Фb1 c2+ 26.Ф:c2 Ф:f3 с материальным преимуществом черных.

Летом 1987 года, беседуя с Белявским, я вновь был вынужден отстаивать свою точку зрения. На этот раз мой оппонент утверждал, что и 23...┬a4 ведет к перевесу черных. Наша дискуссия развернулась вокруг позиции, возникающей после 24. Сb3 К:d4. Мне удалось доказать, что после 25.Л:d4 Л:d4 (25...Лa1+ 26.Фc2 Л:g1 27. Крe5+!) 26.fg угрозы белых по открывшейся вертикали довольно опасны.

24.fg.

Здесь на 24.Фb1 последует не напрашивающееся 24...Кb4?, после чего белые выигрывают ≈ 25.Лdf1 Сe6 26.С:e6 Кd3 27. Крf7 Крb8+ 28.Сb3 Л:b3+ 29.Фc2 Кb4+ 30.Фd1!, а 24...Сe6! с решающей угрозой 25...Крb8+. На 24.Лdf1 хорошо 24...К:d4.

Ценность этой партии увеличивается тем, что белые не идут покорно на заклание, а оказывают упорное, изобретательное сопротивление, ставя перед соперником то одно, то другое препятствие. Вот и сейчас: отдавая часть лишнего материала, Багиров отражает прямые угрозы королю, и атакующие фигуры на миг лишаются взаимодействия. Это вынуждает и черных предпринимать героические усилия.

24...Кb4 25.Фb1!

Белым остается сделать лишь один ход, чтобы вновь угрожать неприятельскому королю. Ради этого они готовы пойти на все: 25...c2+ 26.Фb2 cdКр 27.Л:d1, и черные, имея фигурой больше, проигрывают, так как от угрозы 28.Лf1! (попутно и 28.Ф:a3) защиты нет.

25...Сe6!!

Перебирая дальнейшие варианты, я вдруг почувствовал, что фигуры на доске мелькают, как в калейдоскопе. Этот образ ярко отражающий закон взаимодействия сил в шахматах, как ни странно, помог мне при дальнейших действиях. Одна фигура уступает место другой, ей на смену приходит третья - и так вплоть до создания заключительной картины. Внешне беспорядочные передвижения на самом деле происходят по строжайшему графику, и фигуры прибывают в нужный пункт точнее, чем поезда на станцию назначения.

26.С:e6.

Можно было испробовать 26.Крc1, однако и в этом случае после 26...c2+ 27.Фb2 С:c4! 28. Ф:a3 c5 участь белого короля предопределена. Например 29. dc Крa5+ 30.Фb2 Крa2+ 31.Фc3 Крb3+ 32.Фd4 Кc6X или 29.Фb2 Крb6 с матовой атакой.

26...Кd3!!

Чтобы открыть дорогу ферзю на решающую магистраль b8-b1, черные каждым ходом жертвуют по фигуре. Кажется, что к этой цели ведет и 26...Кd5, но после 27.ed! король неожиданно ускользает от гибели по открывшейся тропинке b1-f5.

27.Крf7.

Воздвигая новые преграды на пути неприятеля. В случае 27. Л:d3 следует быстрый мат: 27... Крb8+ 28.Фc2 Крb2+ 29.Фd1 Лa1X.

27...Крb8+ 28.Сb3 Л:b3+ 29. Фc2.

Вот она, потеря взаимодействия в атакующих порядках, которую вынудил Багиров! Белый король окружен, но надо еще заставить его капитулировать. Для такой ответственной операции передовые отряды черных недостаточно сильны. Без артиллерии не обойтись. Но как выкатить ее на прямую наводку?

29...Кb4+!

Единственный решающий ход.

30.Ф:b3.

К тому же финалу вело и 30. Фc1 Лb1+! 31.Ф:b1 Кd5+ 32. Сc2 Крb2+. Здесь черные дают мат не позднее восьмого хода. В далекие романтические времена, когда было принято уважать усилия партнера, комбинацию позволяли завершить полностью ≈ до матового финала. Если бы эта партия игралась в XIX веке, предводитель черных фигур мог бы сказать: ╚Объявляю мат не позднее восьмого хода!╩ И белым пришлось бы испить свою чашу до последней капли. Теперь иные времена. Мат в несколько ходов не объявляют, а исполняют до того момента, пока соперник не ╚смажет╩ картину сдачей партии.

30...Кd5+! 31.Фc2 Крb2+ 32. Фd3 Крb5+!

Белые сдались ввиду 33.Фc2 Крe2+ 34.Сb3 Крb2+ 35.Фc4 Крb5X.

Каждый художник мечтает создать свою "Джоконду", каждый шахматист - сыграть свою "бессмертную партию". Ни одна победа не принесла мне такого удовлетворения, как эта. До сих пор я чувствую себя счастливым, вспоминая о ней. Забываются все спортивные неудачи, остается радость осуществленной мечты.

Но пусть читателю не покажется, что я всегда был на "слоне" во встречах с Сильными шахматного мира - взошедшими на шахматный Олимп или остановившимися у самой-самой вершины, у последней черты перед Олимпом...

В мою "шахматную зачетку" эти Профессора часто ставили "неуд", но иногда в дискуссии доводилось доказать свою правоту.


1 Избранные главы из готовящейся к публикации книги Э.Гуфельда "Моя Мона Лиза". См. "Вестник" ╧╧5-8,10, 2001 г.

Главная страница | Архив | Содержание номера

Номер 11(267) 22 мая 2001 г.

[an error occurred while processing this directive]