Содержание номера Архив Главная страница

[an error occurred while processing this directive]

"Вестник" #4(263), 13 февраля 2001

Любовь БОРУХЗОН (Санкт-Петербург)

СТАРЫЕ ТРАДИЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ ЖИЗНИ ПЕТЕРБУРГА

Третья неделя сентября 2000 года выдалась в Санкт-Петербурге яркой, солнечной, теплой и незабываемой не только потому, что таковой была погода, но и потому, что она ознаменовалась настоящим праздником музыки, творческого вдохновенья, таланта, молодости, братства. С 19 по 23 сентября на берегах Невы прошел Первый Международный юношеский конкурс пианистов-композиторов. Вообще-то первый подобный конкурс провел больше 100 лет назад вскоре после открытия Петербургской консерватории Антон Рубинштейн. Но там участвовали зрелые музыканты. Первым победителем стал Феруччо Бузони, блестящий пианист - виртуоз и композитор.

На нашем, прошедшем в сентябре конкурсе соревновались участники в возрасте до 20 лет. Конкурс был по- священ выдающемуся композитору, нашему современнику, ставшему уже классиком, Народному артисту России, профессору, Почетному Петербуржцу Сергею Слонимскому.

Главная цель конкурса - выявить и дать возможность раскрыться молодым талантливым музыкантам, сочетающим в себе исполнительские и композиторские способности, - несомненно была достигнута. В конкурсе участвовали ребята из 20 городов России, других стран СНГ, Латвии, Польши и Израиля.

Сама программа конкурса "провоцировала" юных музыкантов проявить себя всесторонне: требовалось исполнить крупное произведение композитора-романтика XIX века (например, Мендельсона, Шо-пена, Шумана, Листа, Брамса, Чайковского и др.), пьесы С.Слонимского (вто-рая половина XX века), представить свои сочинения, в которых зачастую слышалось влияние музыки уважаемого Мэтра, и, конечно, национальный колорит музыки стран, предисполнение концерта для фортепиано Моцарта с каденцией, которую конкурсант должен был заранее сочинить сам. Каденция - это сольный эпизод, когда оркестр замолкает, и солист демонстрирует свои композиторские возможности и пианистическое мастерство. В старину была такая традиция - каденции: артист импровизировал прямо на сцене.

На Первом Международном юношеском конкурсе пианистов-композиторов.

Было очень интересно следить за выплеском фантазии юных авторов. Одним из итогов конкурса станет публикация сборника наиболее ярких произведении, прозвучавших на конкурсе.

Еще одной особенностью этого необычного музыкального соревнования явилось включение в программу 2-го тура (наравне с концертом Моцарта) третьей части "Еврейской рапсодии" Сергея Слонимского. К участию во втором туре международное жюри допустило 12 участников. 12 раз звучал финал "Еврейской рапсодии" в сопровождении Государственного оркестра радио и телевидения под управлением Народного артиста России С.Горковенко, и каждый исполнитель дополнил его новыми красками и своим собственным чувством. Слышно было, что эта яркая образная театрально зримая музыка им нравится и они особенно "выкладывались", вдохновленные присутствием автора. Сергей Михайлович - почетный председатель жюри - прослушал абсолютно всех участников, не обойдя ни одного вниманием и добрым словом.

Финальный концерт состоявшийся в Малом Зале Санкт-Петербургской филармонии, был настоящим музыкальным пиршеством. Выступили абсолютно все участники. Играли вдохновенно, увлеченно, подбодренные Мастером, жюри и публикой. Стоит добавить, что инициатором конкурса явился Еврейский общинный центр Санкт-Петербурга (директор А.Френкель), а главным спонсором - Джоинт (в рамках программы сотрудничества "Кливленд- Петербург").

Успех 1-го конкурса воодушевил организаторов. 2-ой Международный юношеский конкурс исполнителей-композиторов решили провести в сентябре 2001 года по специальности СКРИПКА и посвятить его 100-летию со дня рождения Короля Скрипки XX века Яши Хейфеца.

SECOND INTERNATIONAL COMPETITION FOR YOUNG PERFORMER-COMPOSERS

SPECIALIZATION: VIOLIN

Dedicated to the 100th anniversary of the birth of JASCHA HEIFETZ

11-15 September 2001

St. Petersburg

This competition is held for the purpose of discovering and supporting young artistically gifted violinists.

FOUNDERS

N. A. Rimsky-Korsakov St. Petersburg State Conservatory
St. Petersburg Union of Composers
Jewish Community Center of St. Petersburg
"Composer" Publishing House (St. Petersburg)
Okhta Center for Humanistic-Esthetic Education

CONDITIONS

The Second International Competition for Young Performer-Composers invites violinists up to age 23, inclusive, to participate. The age of composers will be calculated by the organizing committee as of the situation on 1 September 2001.

Applications for participation in the competition will be accepted up to 15 April 2001 at the address:

Russia, St. Petersburg, 191025, Rubinshteina Street 3, apt. 50, Organizing committee.

Fax: (7-812) 314-51-17

E-mail: frenk@lea.spb.su

To be attached to the application:

Each candidate will be notified by the organizing committee about participation in the competition no later than June 1, 2001.

Applications and attachments sent to the organizing committee will not be returned.

The arrival of candidates and registration in St. Petersburg will begin on 11 September 2001. Drawing lots to determine positions and the festive opening of the competition will take place on September 11. The concluding concert of the winners will be held on September 15 in the Small Hall of the St. Petersburg Philharmonic Society.

The competition will be held publicly in two rounds. The second round will be held with orchestral accompaniment. The order of performance, established by the drawing, will be maintained until the end of the competition.

At the request of participants who have gone through the selection round, the organizing committee can send sheet music of works in Jascha Heifetz' arrangement. If necessary, the organizing committee will provide pianists for competition performances.

The entrance fee for participants is set at $10 (according to the rate of the Moscow Currency Exchange on the day of payment) for participants from Russia and CIS countries, and $50 for foreign nationals - will be paid upon registration.

The organizing committee does not assume responsibility for the travel expenses of the competition participants or those who accompany them.

The organizing committee assumes responsibility for the competition participants' hotel expenses in St. Petersburg.

The organizing committee will assist in obtaining Russian entry visas.

The organizing committee has the right to make digital audio- and videorecordings of the competition performances which may be used subsequently in television and radio broadcasts, for the production of CDs, and for publicity purposes.

PRIZES

The prize fund for the competition is $2,000.

The organizing committee and the jury retain the right to establish special prizes and awards intended for participants and teachers.

COMPETITION PROGRAM

FIRST ROUND

1. Bach. Partita for violin solo No. 3 E-major, first three parts, or

Bach. Sonata No. 1 g-minor, first and second (or third and fourth) parts, or

Bach. Sonata No. 2 a-minor, first and second (or third and fourth) parts.

2. Venyavsky. Caprices, op. 10 or op. 18 (one by choice) or

Paganini. Caprices (one by choice).

3. Piece in arrangement by Jascha Heifetz.

4. An original composition by the performer or a piece of the performer's choice in his/her own arrangement for violin solo or with piano accompaniment.

Instead of point 4, a participant may perform a violin work by a XX century composer.

The program performance for the first round will not last longer than 25 min.

SECOND ROUND

(with orchestral accompaniment)

1. Mozart. First part of any of five concerti with cadences composed by the performer.

2. First part of a concerto by one of the following composers (according to the participant's choice): Bloch, Brahms, Bruch, Venyavsky (Concerto No. 1 or No. 2), Vietan (Concerto No. 5), Lalo ("Symphonie Espagnole"), Mendelssohn, Paganini (Concerto No. 1), Sibelius, Tchaikovsky.


Содержание номера Архив Главная страница