Содержание номера Архив Главная страница

[an error occurred while processing this directive]

"Вестник" #18(251), 29 авгycтa 2000

Борис ШУСТЕФ (Рочестер, Нью-Йорк)

ЧЕЙ ИЕРУСАЛИМ?

Мекка - священна для мусульман,
а Иерусалим - для евреев.

Яккут, известный арабский географ, XIII век



Рассказывают, что Наполеон, однажды проходя мимо синагоги, услышал доносящиеся оттуда горькие рыдания. Французский император поинтересовался, какая беда обрушилась на молящихся. Ему ответили, что они причитают и горюют о разрушенном в Иерусалиме Храме. Удивленный Наполеон заметил, что ему еще не сообщили эту новость. Тогда кто-то пояснил, что эта трагедия произошла 1800 лет назад. Потрясенный император произнес в ответ: "Если народ может так долго скорбеть по поводу разрушения здания, которое никто из его представителей никогда не видел, то, без сомнения, вскоре настанет день, когда еврейский народ станет свидетелем его восстановления".

Сегодня это предсказание французского императора гораздо дальше от исполнения, чем 200 лет тому назад. Ну, откуда великий француз мог знать, что в 1967 году Моше Даян передаст контроль над самой главной еврейской святыней - Храмовой горой - мусульманам? Как он мог предвидеть, что Йоси Бейлин будет во главе борьбы за передачу большой части Иерусалима палестинским арабам? Где ему было догадаться, что Эхуд Барак станет первым лидером еврейского государства, готовым разделить Иерусалим? Могло ли ему прийти в голову, что через 50 лет после воссоздания своего государства евреи начнут забывать о том, что в течение 2000 лет именно Иерусалим был тем магнитом, который вернул их в Сион?

Если бы из книги Истории можно было вырвать страницу XX века, и сразу же перепрыгнуть из XIX века в XXI-й, то вопрос о судьбе Иерусалима казался бы просто смешным. Мусульман он не интересовал, христиане смирились с закатом эры крестовых походов, и лишь евреи по-прежнему стремились в Иерусалим, вопреки бесконечным запретам и нечеловеческим условиям, в которых они оказывались, достигнув после неимоверных мытарств города, навечно поселившегося в их сердцах.

На исходе XIX столетия Иерусалим был маленьким провинциальным городишком Османской империи. Его население в 1896 году составляло всего 45 300 человек, из которых большинство - 28 тысяч - были евреями. Еще более поразительно, что почти за 60 лет до этого, в 1838 году, в Иерусалиме жило лишь 16 тыс. человек, но евреи уже и тогда являлись самой многочисленной группой населения, их было 6 тыс. Если углубиться еще дальше в историю, то окажется, что на протяжении, по крайней мере, двух столетий до этого, население Иерусалима, наверное, самого известного города в мире, не превышало 10 тыс. человек1.

Эти цифры более чем красноречиво свидетельствуют о том, что для мусульман, под чьим контролем Иерусалим прозябал в течение многих веков, город не играл сколь-нибудь значительной роли. Ярким примером этого может служить тот факт, что в 1229 году египетский султан эль-Камил "отдал" Иерусалим императору Сицилии и Германии Фредерику II и сказал при этом: "Я, в принципе, ничего особенного не потерял, лишь церкви и разрушенные дома"2. Не правда ли, странные слова, если учесть, что они относились к "третьей по значению святыне мусульман?"

Такому пренебрежению султана к Иерусалиму не стоит удивляться. В наши дни мусульмане утверждают, что доказательством их любви к Иерусалиму служит то, что он был первым местом, в сторону которого они поворачивались лицом во время молитвы. Однако почему-то никто не удосужится спросить, сколько же их было таких, "молящихся" лицом к Иерусалиму. А спросить стоило, ибо тогда выяснилось бы, что их было-то всего не более 400-500 человек*. Разве можно сравнивать это мизерное количество с миллионами евреев, которые из поколения в поколение мечтали о возвращении в Иерусалим? Стоит упомянуть, что, когда мусульмане через 16 месяцев "поклонения Иерусалиму" получили указание Аллаха повернуться лицом к Мекке, "сам Пророк был очень рад такому изменению, о котором он втайне мечтал, но не рeшался попросить [Аллаха]"3.

Святость Иерусалима для мусульман базируется на легенде о ночном путешествии пророка Мухаммеда к "дальней мечети". Мусульмане утверждают, что речь шла о мечети Омара, или, как ее иногда называют, Куполе над Скалой, построенной мусульманами на Храмовой горе. Достаточно вспомнить, что Мухаммед умер в 632 году и что мечеть была построена через 60 лет после этого, в 692 году, чтобы осознать всю фантастичность этой истории. Более того, по диаметру купола мечети тянется вереница текстов длиной 230 метров, где ведется полемика против Христианства. В текстах дается масса ссылок на Коран, но там нет ни единой строчки, говорящей о "ночном путешествии" Пророка. Интересно, что даже среди самих мусульман нет согласия по вопросу этого ночного путешествия. "Некоторые интерпретируют историю фигурально, как действительно имевшую место, когда Пророк "физически" пропутешествовал к Иерусалиму и оттуда вознесся на небеса. Однако другие, в том числе и Айша, любимая жена Пророка, всегда настаивали на том, что это "путешествие" являло собой событие чисто интеллектуальное"4.

Достаточно взглянуть на статистику, относящуюся к росту населения Иерусалима, чтобы убедиться, что мусульмане стремились в Иерусалим лишь тогда, когда он не находился под их контролем. За 20 лет, с 1900 по 1922 год, т. е. когда в Иерусалиме правили турки, мусульманское население города увеличилось лишь с 10 тысяч до 13 500 человек. Количество евреев за этот период времени осталось таким же, как в 1900 году - 34 400. Стоило мировому сообществу вручить Британии мандат на воссоздание в Палестине еврейского государства и потоку евреев в Палестину возрасти, как соответственно возрос приток туда и арабов. "С 1921 по 1933 год в Иерусалим прибыло 20 тыс. евреев и 21 тыс. арабов. Арабы, как и евреи, приезжали из дальних стран, в том числе, из Марокко, Алжира, Ливии и Йемена"1. К 1939 году еврейское население Иерусалима возросло еще на 26 тыс. человек, в то время как арабская иммиграция добавила за этот же период к населению города "15 тыс. арабов, большинство из которых прибыло из Сирии, Трансиордании, Египта и Ирака"1.

В 1948 году, на момент воссоздания еврейского государства, в Иерусалиме проживало 100 тыс. евреев. Число арабов, в подавляющем большинстве живших в части города, подпавшей под контроль Иордании, составляло 65 тыс. человек. К 1967 году, т. е. к моменту воссоединения города, еврейское население города удвоилось и достигло 195 тыс. человек. За те же 20 лет арабское население, если не учитывать изменений в процентном соотношении между мусульманами и христианами, численно почти не изменилось, составив 67,500 жителей5.

Объединение Иерусалима и его полный переход под еврейский контроль в 1967 году вновь привел к всплеску в росте арабского населения. Если еврейское население продолжало расти стабильно и к 1992 году опять удвоилось, достигнув 402 тыс. человек, то в росте арабского населения произошел огромный скачок. После двадцатилетней стагнации оно более чем удвоилось, дойдя до 155 тысяч, причем весь прирост имел место за счет мусульман, ибо число арабов-христиан за это период увеличилось лишь на 600 человек5.

Неправдоподобно аритмичная картина прироста арабского населения города однозначно говорит о том, что "тяга" мусульман к Иерусалиму носит политический характер. Не будь в Иерусалиме еврейского присутствия, город быстро захирел бы, как это с ним уже происходило при различных мусульманских владычествах. Мечети Омара и Аль-Акса так и остались бы полуразрушенными строениями, каковыми они были в начале XX века. Возведение этих мечетей в ранг главных мусульманских святынь стало политической задачей англичан с момента их появления в Палестине. Роберт Сторс, назначенный военным губернатором города, писал: "Северный фасад мечети Омара был спасен [от полнейшего разрушения] совершенно без какой-либо арабской инициативы, и только благодаря англичанам и английскому архитектору"1.

Имя иерусалимского муфтия Хадж Амин эль-Хусейни, бесспорно, знакомо всем, как и его преступная деятельности по натравливанию палестинских арабов на евреев. Возглавляемые им террористические банды привели к гибели многих тысяч арабов и евреев. Однако мало кому известно, что именно Хадж Амин явился тем арабским лидером, который в ХХ веке в корне изменил отношение мусульманского мира к Иерусалиму. Крупнейший английский историк нашего времени Мартин Гильберт написал: "[Начиная с января 1924 года] Хадж Амин эль-Хусейни с огромной энергией и искусством принялся за работу по укреплению статуса Иерусалима в мусульманском мире. Его главное усилие, которому он придавал чрезвычайное значение и в котором он преуспел, было направлено на то, чтобы мечеть Омара и мечеть Аль-Акса заняли бы гораздо более значимое, чем раньше, место в мыслях всех мусульман"1.

При помощи значительных средств, собранных им в исламском мире, Хадж Амин организовал реставрацию разрушенного фасада мечети Аль-Акса и покрыл золотом купол мечети Омара. Историк Егошуа Порат написал: "Эти реставрационные проекты были чрезвычайно важны. Они увеличили ценность и значимость двух иерусалимских мечетей как в глазах мусульман Палестины, так и в глазах мусульман других стран... Как Хадж Амин и рассчитывал, Иерусалим приобрел в глазах мусульман ту значимость, которую он до сих пор никогда не имел"1.

Иерусалимский муфтий прекрасно понимал, что только политизация Иерусалима и игра на религиозных чувствах мусульман могут дать шансы арабам перехватить инициативу в арабо-еврейском конфликте. Он, как и его современники, отлично знал, что Иерусалим был еврейским городом. Еврейский характер города подчеркивался не только абсолютным численным превосходством евреев среди иерусалимцев, но и распределением евреев в районах самого города.

Сегодня подавляющее число жителей Иерусалима даже и не подозревает, что до 1917 года, т. е. до прихода англичан, в Иерусалиме не существовало арабского квартала. Были "еврейский, армянский, христианский и смешанный кварталы"2. Если вернуться к приведенным раннее цифрам, понятно, что об отдельном арабском квартале не должно было идти и речи, так как "больше половины живших в Иерусалиме мусульман были недавними пришельцами, поселившимися там гораздо позже евреев и христиан"2.

"Хотя в 1914 году 70% жителей смешанного квартала составляли евреи, англичане из политических целей переименовали его в арабский квартал"2. Это именно англичане изгнали из "арабского" квартала евреев под тем предлогом, что не смогут их защитить от мусульман. В 1920 году, перед тем как евреи были оттуда выселены и квартал переименован, "1160 из 1840 жителей (63%) Халдии, главной улицы квартала, были евреями. На улице находилось 22 синагоги, две иешивы и несколько еврейских общественных организаций"2. Официальные турецкие и английские документы однозначно свидетельствуют, что "до начала арабских волнений в 1920 году евреи являлись большинством не только в Иерусалиме и в старом городе, но и в самом "арабском" квартале" 2.

Кэнон Ханауэр написал в своем путеводителе по Иерусалиму в 1926 году: "Город в большой степени является еврейским. Это особенно заметно в субботу - в еврейский шабат, когда еврейские магазины закрыты, и крестьяне не считают имеющим смысла даже привозить продукты на рынки в этот день. На улицы возвращается субботний покой, традиция, начавшаяся еще при Нехемии 2372 года тому назад"2.

(Окончание в следующем номере)


1 Martin Gilbert: Jerusalem in the Twentieth Century. John Wiley Sons, Inc. New York, 1996.
2 Eliahu Tal: Whose Jerusalem? Israel, 1994.
3 Adil Salahi: Muhammad: Man and Prophet. Barnes Noble, New York, 1995.
4 Karen Armstrong: Jerusalem - One City Three Faiths. Alfred A. Knopf, New York, 1996.
5 Статистические данные из книги: Nachum Tim Gidal: Jerusalem In 3000 Years. Konemann. Cologne, 1995.



Содержание номера Архив Главная страница