Содержание номера Архив Главная страница

[an error occurred while processing this directive]

"Вестник" #26(233), 21 декабря 1999

Алла ЦЫБУЛЬСКАЯ (Бостон)

СМЕШНО ИЛИ ПЕЧАЛЬНО?

Успех театрам в текущих сезонах приносят не только классические пьесы великих драматургов. Часто зритель охотно радуется "пустячкам", вскорости исчезающим из памяти. К тому же выясняется, актерские виртуозные возможности также могут высекать искры из вполне заурядной драматургии. Вот и любимый всенародно и повсеместно Олег Павлович Табаков мог бы в периоде зрелости Полония в "Гамлете" играть, а он чудеса в решете демонстрирует, выбрав нехитро скроенную пьесу Альдо Де Бенедетти "Сублимация любви".

Впрочем, сыграй О.Табаков Полония, нам бы его в Америке не видать, слишком уж много персонажей у Шекспира, чтобы нашелся продюсер и организовал гастроли. А милый, почти современный Бенедетти пьесу на троих сочинил в 1963 году. И в 1999-ом, благодаря компактности, нам ее и показали. И мы даже посмеялись. Ибо Олег Табаков - Мастер. И уж если на сцену выходит, то непременно какое-нибудь коленце да и отколет. Да еще неожиданно, весело, озорно! Мастер на подмостках - воздух становится театральным, переменчивым, переливающимся, искрящимся. С ним состязаться - пойди, попробуй! В.Гафт, И.Кваша - эти могут. Помните Виртуозов театра "Современник" (как бы я их назвала) в спектакле "Балалайкин и К ?" А каково молодым соответствовать? Оказывается, справляются. И Марина Зудина, и Виталий Егоров подхватывают стихию игры, и невольно вспоминается старинное, актерами Малого театра завещанное: "Ты мне петельку, я тебе крючочек"...

И не удивительно. Олег Павлович Табаков не только всю жизнь создавал образы на сцене и на экране. Он студию организовал, учеников воспитал и превратил в хороших актеров. Партнеры - одаренные и, думаю, счастливые, ибо развиваются под наблюдением, по направлению Учителя. А каким в молодости был он сам, сыгравший прекрасных мальчиков, начиная с розовского героя из " Шумного дня " и заканчивая пленительным Искремасом в фильме А.Митты "Гори, гори, моя звезда", никто не забудет...

Так о чем пьеса? Тут мое сознание раздваивается. Нет-нет, никаких набоковских или кафкианских усложнений. Все достаточно прямолинейно, как и у другого драматурга - Ноэля Коуарда, что везут в Америку один за другим гастролеры. Просто кто-то на кого-то имеет виды, и это естественное природное влечение не всегда совпадает у героев. Сознание раздваивается от того, что не знаешь, кому пожелать успеха, герою О.Табакова - солидному господину Леоне Саваста или его молодому приятелю, не лишенному при всем обаянии и легкого проходимства - Пьетро Дегани - Виталию Егорову...

Пьеса называется "Сублимация любви". Но о какой сублимации может идти речь, если нет самой любви? Любовные приключения? Пожалуй... В их поисках, а может быть, просто для развлечения изящная дама, достойная по облику заменить манекены в витринах лучших магазинов, появляется в квартире преуспевающего политика, депутата и, возможно, будущего лауреата. Это роль О.Табакова. А дама, с поэтическим именем Паола - М.Зудина. Можно предположить, что встреча завершится в романтическом ключе. Но...

Никакого порыва страсти не обнаруживается. Контрастом звучат арии из итальянских опер, полные любовного томления. И Леоне бы не прочь, и опыта не занимать, стоит поглядеть, как многозначительно дамскую ручку выше кисти целует... Но, пожалуй, ни с того, ни с сего... Он не забывает украдкой закапать глазные капли перед атакой. Обоим чуть неловко, и как-то ничего не разгорается... А она? Что нужно ей от него? М.Зудина играет роль светской окололитературной львицы. За Леоне, возможно, она и охотилась как за влиятельной фигурой. Но как мужчина он ей явно безразличен. И она меняет картинно позы на фоне декорации, весьма условно изображающей за окном Пизанскую башню (художник - Александр Боровский). А потом дама покидает господина Саваста. Вот тут-то и начинается интрига. Ибо... из-за дивана возникает высокий молодой человек, волей случая оказавшийся в чужой квартире. Он не вор, а всего лишь изголодавшийся бедняк, живущий в мансарде. Драматург, пьесы которого никто не ставит... Ситуация водевильная и забавная до курьеза.

Когда Пьетро Дегани - Виталий Егоров рассказывает, что он - человек с высшим образованием, Леоне Саваста - О.Табаков недоумевает, почему же тот нищ? И Пьетро объясняет - ничего удивительного. Он хочет сочинять пьесы и не заниматься ничем другим, но его творения никому не нужны... И контрастно к тому, что в предыдущей сцене между двумя людьми ничего не завязалось, у этих двоих - столь не схожих по возрасту и по темпераменту - возникает симпатия. На этом кульминационном витке действия Пьетро предлагает Леоне выдать его пьесы за свои и, используя немалое влияние, продвинуть на сцену..

Как может легко догадаться читатель, позднее господин Саваста в полном восторге от успеха присвоенных пьес. Олег Табаков блестяще проводит репризы, и, думаю, в Москве им смеются больше, там они злободневнее. Чего стоит фраза о том, что министром культуры никогда не поставят профессионала! Или, например: ныне литературных премий больше, чем писателей, и рано или поздно каждый автор станет лауреатом! К тому же и в парламенте не так уж много драматургов... По-прежнему легкий, пластичный и несколько располневший Олег Павлович искрометен. И когда ошеломившая его Паола появляется вторично, он полностью уверен в мужском реванше. Но...

Ситуация напоминает сюжеты Декамерона. Леоне не в состоянии выполнить долг кавалера, а приятель Пьетро тут как тут. Раньше досаждал несвоевременными появлениями, а сейчас как раз и подменит его в темноте спальни...

О чем же пьеса, изящно переведенная Т.Скуй? Дама осталась довольна, догадавшись обо всем? А Леоне не влюблен и не столь ревнив? А Пьетро - вовсе не промах? По поверхности сюжета - да, всего лишь об этом.

Но сыграна она чуть глубже, чем написана.

Вот история немолодого мужчины, ведь не так просто ухаживать за женщиной, если кровь уже поостыла. А одиночество ни для кого не подарок...

Тут вплелась судьба молодого героя, одаренного и не желающего прозябать. О нем временами можно было бы подумать и не лестно, но как искренне и печально прозвучал рассказ Пьетро: хотел умереть, но, встретив и пожалев бездомную собаку, вновь ощутил вкус к жизни...

Только чеканный и отшлифованный сценический рисунок роли Паолы - М.Зудиной не позволяет допустить, что эта личность тоже нетривиальна. Голос четкий, внятный, звонкий, ни разу не осекся, ничего не выдал... Нет оснований догадываться о втором плане, о чем-то еще ином... Может быть, нам и хотели показать всего-навсего элегантную и расчетливую особу? Может быть, режиссер - Александр Марин и партнер и муж актрисы Олег Табаков так и увидели эту женщину, манерную, наряженную и на непомерно высоких каблуках? Ведь подобные дамы тоже есть на свете! Не знаю... Представление - эффектно. Но не могу сказать, что произошло что-то очень радостное или очень грустное... В сущности было не очень смешно и совсем не печально.

Когда в репертуаре театра идет 10-12 наименований в сезоне, среди прочего, может иметь место и такая высокопрофессиональная постановка пьесы-пустячка, не претендующей ни на что, кроме того, чтобы послужить зарисовкой нравов... Но если она выбрана для гастрольного показа в Америке, где российская публика тоскует по Театру, то жаль... Нам не хватает драматургии, в которой комедийное было бы воистину комедийным, драматическое - воистину драматическим, ну а если водевильное, то, чтобы тоже были соблюдены законы жанра... О трагикомедии и вовсе мечтать не приходится. Не думаю, чтобы не находились пьесы. Есть в театрах Москвы и Питера спектакли, оставляющие след в душе. И не столь уже многочисленные по составам, чтобы были "неподъемными". Скорее всего не хватает просвещенных и влюбленных в искусство импресарио, продюсеров, знающих театральную жизнь, спектакли, актеров, программы, большие и малые сцены и ориентирующихся не только на кассу. В этом деле также необходимы профессионалы. Но опять же, вспомним пьесу, есть должности, на которые именно они и не попадают.


Смотри также:


Содержание номера Архив Главная страница