Содержание номера Архив Главная страница

[an error occurred while processing this directive]

"Вестник" #23(230), 9 ноября 1999

Алла ЦЫБУЛЬСКАЯ (Бостон)

НА КОНЦЕРТАХ АНСАМБЛЯ "НИГУН"

"Нигун" означает на иврите - мелодия. Это название дала классическому вокально-инструментальному ансамблю его создатель и художественный руководитель, пианистка Елена Неплохова. Впрочем, у нынешнего, уже полюбившегося в Бостоне, был предшественник...

Выпускница Санкт-Петербургской консерватории начала осуществлять пропаганду еврейской музыки еще до эмиграции. В 1991 году она организовала в Петербурге ансамбль. Этапным для коллектива стало выступление на конференции, посвященной 100-летию со дня рождения выдающегося фольклориста Моисея Береговского. Несмотря на неизбежный "заслон" репертуару, ансамбль завоевал право на выступления в таких прекрасных залах, как, скажем, Малый зал филармонии имени имени М.И.Глинки, Юсуповский дворец, Зеркальный зал дворца Белосельского-Белозерского, Октябрьский концертный... Пришел успех. Еврейская национальная музыка в классических обработках поэтизировала быт, мир, атмосферу маленьких еврейских местечек черты оседлости. Тех местечек, откуда в большой мир выходило творчество Менделя Сфорима и Шолом-Алейхема, Натана Альтмана и Марка Шагала...

Эмигрировав, Елена Неплохова твердо знала, что в новой жизни сумеет воссоздать с новыми музыкантами свою идею, что "Нигун" будет рожден вторично. И это действительно произошло. Но если в России ей пришлось столкнуться с традиционно негативным отношением к национальному искусству древнего народа, то в Америке - с организационными проблемами... И она начала все сначала. И опять на свет родился коллектив для популяризации еврейской музыки, созданной композиторами-евреями.

В Силли-холле - небольшом, но вместительном концертном зале, расположенном в здании Бостонской консерватории, на концертах ансамбля "Нигун" я побывала дважды. И оба раза был аншлаг. Публика выражала свое признание.

Еврейская народная инструментальная музыка казалась опоэтизированной и прозрачно воздушной. Возникала атмосфера забытых еврейских местечек, полуидущих-полулетящих шагаловских влюбленных, на которых глядит издали удивленными чудными глазами домашняя козочка...

Ныне педагог Бостонской консерватории и концертирующая пианистка, Елена Неплохова показала себя чутким ансамблистом, пианисткой, добивающейся мягкого, благородного звучания инструмента, умеющей ярко проявить себя в соло и тут же раствориться в ансамбле.

Широкое дыхание кантилены, красочный теплый звук рождали ощущение вечной печали в Еврейской мелодии Иозефа Ахрона и Палестинской песне Паула Кирмана. Скрипач Лев Гейстер возвел в ранг классического искусства этнический мелос этих произведений. В недавнем прошлом художественный руководитель Украинского камерного оркестра, он наследует традиции школы Давида Ойстраха. Во втором отделении, играя под аккомпанемент Елены Неплоховой, Лев вновь добился удивительной сосредоточенности, благоговейной тишины зала...

Так совпало, что концерт, состоявшийся 26 сентября, пришелся на канун трагической даты, - годовщины со дня расстрела евреев в Бабьем Яре.

После стольких лет гонений и истреблений в музыке звучал стойкий дух народа, народа, что смеется и плачет, радуется и печалится в веках...

И еще одна дата, рядом стоящая, освящала направление программы, - день рождения Д.Д.Шостаковича - великого композитора, создавшего в советские годы симфонию, в которой стихотворение Евгения Евтушенко "Бабий Яр" было положено на музыку, и знаменитый вокальный цикл "Из еврейской поэзии"...

В контексте концерта на первый взгляд неожиданным показалось включение оранжировки одной из "Песен без слов" Феликса Мендельсона. Но авторский голос композитора вдруг открылся с той характерной интонацией и нотами "мировой скорби", что может быть присуща лишь "сынам Израилевым"... Джоел Волф воплотил эти чувства в низком тягучем тембре виолончели...

Все участники - прекрасные ансамблисты. При этом каждый обнаружиавет собственную индивидуальность. Имя Валерии Шлеппи - камерной певицы уже знакомо любителям музыки в Бостоне. В рамках данной программы она, используя свои вокальные возможности, отнюдь не малый диапазон голоса, предстала живой характерной артисткой. "Молитва" Лазаря Вейнера звучала чисто и светло. Контрастом к ней, озорной шуткой-перебивкой следовали "Варенички". Включая популярные бытовые мелодии, Елена Неплохова осознанно демонстрировала, как они могут звучать в классических оранжировках. И тогда публика, поддавшаяся поначалу соблазну прихлопывать в такт, останавливала сама себя.

Очевидным открытием молодого таланта оказалось выступление певца-баритона Весли Томаса. Великолепный голос и умение петь с "запасом", чувство жанра и артистизм - в нем буквально очаровывают. В предстоящей премьере "Аиды" Верди в Бостонской Liric Opera он будет исполнять басовую партию Амонасро. В концерте ансамбля "Нигун" этот американец явил чудо перевоплощения. В песне "Если бы я был богат" (If I was a rich man) из "Скрипача на крыше" каждую строфу повтора он пел с новой надеждой, с меняющимся ритмом, с легкой шутливостью и затаенной мечтой... Знаменитые куплеты Тевье артист исполнял, следуя своему, не совсем привычному представлению об этом герое. Он еще далеко не стар и не забыл о волнениях любви. И думает он не о деньгах, а о том, что может быть достижимо только с их помощью... Он пел о молодости, влюбленности и мечтах... И разве достигшие жизненного успеха в поздние годы не вспоминают подобную пору как лучшую? В счастливое артистическое будущее Весли хочется верить...

Дуэт В.Шлеппи и В.Томаса превращал их пение в жанровые картинки, как, скажем, в "Шитье портного" (This is the way a tailor sews).

В этом концерте мы познакомились также с прекрасным кларнетистом - его имя Марк Марголис. Этот инструмент по его воле мог и восславить, и восплакать, и позабавить, и повести за собой... Во вступлении к пьесе "Sleeping Bird" ("Спящая птичка"), исполняемой всем ансамблем, блуждающий низко голос кларнета настраивал на ночную тишину, а потом внезапно подхлестывал ритмом и высокими, по-птичьему переливающимися нотами. Зачин кларнета, настраивавший на лирические чувства, и подхватывавшийся всем ансамблем, в танцевальном синкопированном ритме, запомнится и в "Jewish Folk Dance" (Еврейском народном танце), и в "Skocne"...

Honga - пьеса с включением фрагментов из Hava Nagila - стала апофеозом 1-го отделения, в котором прозвучали произведения Э.Блоха, Й.Ахрона, Л.Вейнера, а также аранжировки Хаздана, Баскина, Алпера и других... Каждая миниатюра раскрывала иные краски палитры, имела свою кульминацию и разрешение...

Музыканты ансамбля замечательно слушали друг друга, их вступления, их игра казалась построенной на долгой "сыгранности", а между тем состав ансамбля еще только утверждается. Поиски репертуара, современных интересных обработок, составление программ, репетиции с полным составом ансамбля и солистами, сводные выступления, одним из которых было участие в фестивале еврейской музыки "Европейское эхо" на сцене Джордан-Холла, - все это вполне понятные заботы художественного руководителя и артистического директора Елены Неплоховой.

Но ей приходится решать и другую задачу - ту, которой у американских артистов занимаются менеджеры. Судьба творческого коллектива в большой степени зависит от финансов. Где выступать, чем платить за аренду залов, где найти средства для хотя бы скромных гонораров исполнителям? В России надо было преодолевать предубежденность. В Америке - незаинтересованность тех, кто мог бы поддержать... А жаль. Переполненный зал Силли-холла - подтверждение того, что "Нигун" задевает сердечные струны большого числа слушателей.

Репертуар ансамбля в таком классическом исполнении уникален. В приглашении исполнителей проявлены высокая требовательность и вкус. К примеру, Марк Марголис преподает в Бостонском колледже и играет со многими камерными ансамблями; Джоуэл Волф имеет Master's degree из консерватории Сент-Луиса; Лев Гейстер - педагог Бостонской консерватории и концертирующий скрипач; Валерия Шлеппи - выпускница московского Гнесинского института...

Во втором отделении вновь звучали классически отточенные обработки еврейских мелодий. Музыка клезмеров была включена в программу, но только как encore.

"Жаворонок" прозвучал вновь в исполнении Льва Гейстера и Елены Неплоховой...

Хасидские религиозные песни, из глубины сердца и во имя национального единения, знаменитая Oseh Shalom, были исполнены всем составом.

Ансамбль "Нигун" доказывает, что народная музыка может принимать формы самого высокого искусства. Ведь и высокое искусство черпает вдохновение из простых народных истоков. Свою исполнительскую миссию Елена Неплохова видит в раскрытии общечеловеческой ценности еврейской народной музыки и донесении её до слушателей наравне с произведениями больших мастеров.


Содержание номера Архив Главная страница