Содержание номера Архив Главная страница

[an error occurred while processing this directive]

"Вестник" #21(228), 12 октября 1999

Савелий ДУДАКОВ (Иерусалим)

ИЕРУСАЛИМСКИЕ ЗАМЕТКИ

Проблема Иерусалима или, в более широком понятии, Святой Земли, имела в русской истории большое значение не только в духовной области, но и в политической.

Получив сравнительно поздно христианство из рук Византии, русские княжества не смогли принять участие в общеевропейских крестовых походах, целью которых как раз и являлось освобождение Иерусалима от "неверных". "Все европейские народы шли вперед в веках рука об руку; и как бы ни старались они теперь разойтись каждый своей дорогой, - они беспристанно сходятся на одном и том же пути. Чтобы убедиться в том, как родственно развитие этих народов, нет надобности изучать историю; прочтите только Тасса, и вы увидите их всех простертыми ниц у подножия Иерусалимских стен", - писал П.Я.Чаадаев (Первое философское письмо). Единственным исключением являлось паломничество Даниила-мниха ("игумена русская земли") в Палестину как раз во времена 2-го Крестового похода (1106-1108). Считается, что у него наряду с религиозными причинами имелись и дипломатические цели. Во всяком случае 16-месячное пребывание игумена сопровождалось встречами с иерусалимским королем Болдуином. ("Он знал меня хорошо и полюбил, потому что был муж благий, и кроткий, и нисколько не гордый"), который с вниманием отнесся к посланнику из далеких земель и даже ради него накануне Светлого Воскресения открыл Святую гробницу для того, чтобы Даниил смог поставить свечу ("кандило") за "всю Русскую землю и за всех христиан Русской земли". До него в 1062 году побывал на Святой Земле преподобный игумен Печерский Варлаам.

Впрочем, паломничества осуществлялись в те давние времена и многими другими. Обычно русские "калики перехожие" собирались в дружины и ходили в Иерусалим через Балканский полуостров. Эти калики и занесли на Русь многие апокрифы своих соседей. Их упоминают русские былины и Даниил, видевший их в Иерусалиме. Так что путешествия на Восток были достаточно "массовым явлением". Об этом свидетельствуют и вопросы Кирика новгородскому епископу Нифонту, поскольку церковные власти уже в XII веке старались сдерживать ревностных паломников, считавших, что лишь поклонение Святому Гробу необходимо для душевного спасения. Косвенно осуждал это и Даниил в своем "хожении", писавший о чрезмерной гордости совершивших путешествие в святые места - они "погубляют мзду труда своего", вместо того, чтобы, оставаясь дома, лучше служить Богу...

Идея "Москва - Третий Рим", воспринятая великими московскими князьями в XV веке, способствовала политическому росту бурно разрастающегося государства. Но обуреваемые христианским религиозным рвением идеологи XVI века создали так называемую "Книгу степенного царского родословия, иже в русской земли в благочестии просиявших богоутвержденных скипетродержателей". Это была не отвлеченная философия, это было практическое предначертание. (Впоследствие аналогии найдутся и даже не в XX веке, а в XVIII или XIX.) В Степенной книге автором русский народ провозглашается исключительным, единственным: "Русь - Новый Израиль", и, следовательно, русская история имеет вселенский характер. Собственно говоря, это подмена еврейского мессианизма русским: "Яко же семя Авраамле, и Исаково, и Израилево никто иже не может исчести, тако и семя блаженного Владимера, Нового Израиля: по божественному Давиду "зело бо утвердишася владычествия их и пачи песка умножатся".1 Россия была объявлена законной наследницей ветхозаветного народа, ибо "от племени Авраамля, иже суть Израильтяне, мнози многажды заблудиша от Бога данного им закона, блаженного же Владимера богорасленый плод в роды и роды и доныне никто же не отпаде благодатынаго Христова закона".2 Утверждение патриаршества в Московии и было первым актом "Нового Израиля".

Здесь уместно сказать об иеархии в патриаршестве. Вселенский патриарх располагался в Константинополе, затем следовал Александрийский, который до VII века именовался "папой" и носил титул "Судии вселенной", затем - Антиохийский, носящий титул "Патриарха великого града Божия Антиохии и всего Востока", наконец, следовал Иерусалимский - "Патриарх Святого града Иерусалима и всей Обетованной земли".

Московский патриарх занимал место непосредственно за Иерусалимским патриархом. Вместе с тем соотношение между святыми городами было неравнозначно. Ни Рим, ни Константинополь, не говоря уже о других городах, не могли претендовать на звание Святой столицы мира, и это ясно осознавалось всеми христианами. В русском фольклоре, в дивной "Голубой книге", сказано ясно:

Почему Иерусалим всем градам отец?
Потому Иерусалим всем градам отец,
Что распят был в нем Исус Христос,
Исус Христос, сам небесный царь,
Опричь царства Московского.3

Первая политическая платформа в отношении Святой земли была выдвинута Лжедмитрием Первым, желавшим пойти в коалицию с Западом для освобождения Иерусалима и Святой Земли от неверных. Особую пикантность этому придает и то обстоятельство, что его "alter ego", Лжедмитрий Второй, был евреем из Шклова...

Усилие российского государства, утвержедние патриархии приблизило Москву к Иерусалиму настолько, что патриарх Никон приказал воссоздать Новый Иерусалим в окрестностях столицы. В 1656 году был заложен храм на берегу Истры, подобный Иерусалимскому, вплоть до церкви Св.Елены, находящейся на глубине, куда ведут 33 ступени по годам жизни Спасителя - идентичной Иерусалимскому собору Св.Гроба. Воссоздание Иерусалимского храма для Никона была первостатейной задачей, подкреплявшей его основную мысль - священничество (духовность) - выше царства (светскости) - в силу превосходства его задач и правомочный при сопоставлении двух величин.4

Как известно, русско-турецкие войны продолжались на протяжении 300 лет. В 1699 году в мирном договоре, подписанном в Карловицах, впервые правительство Петра Первого настояло на защите со стороны России православных христиан, подданных Оттоманской империи. По специальному соглашению 1700 года русские паломники получили свободный доступ к святым местам.

В XVIII веке продолжавшееся усиление России и выход ее к берегам Черного моря привел в конце концов к созданию так называемого "Константинопольского проекта", где Св. Земля представлялась К.А.Потемкину под протекторатом России. Заселение Палестины и Иерусалима должно было быть предоставлено евреям, которых следовало туда "депортировать". В преддверии этого Потемкин даже попытался воссоздать еврейские вооруженные силы: Израильский полк - первое еврейское воинское соединение за 18 веков (об этом повествует в своих воспоминаниях маркиз де Линь).

К такому пониманию были близки и проекты декабристов - Дмитриева-Мамонова и Пестеля. Интересно и то, что, как видно из дела Соломона Плонского, русское правительство внимательно следило за сношениями своих подданых-евреев с Иерусалимом. Оно желало знать, какие средства собираются в пределах империи и на какие цели употребляются ("...он как бы питает надежду на восстановление Иерусалима и на образование там еврейского гсударства", - писал всесильный Н.Н.Новосильцев 5 в 1821 году царю Александру Первому. Но подозрительность русского правительства в отношении политических связей евреев с Турцией или Францией оказалась несостоятельной, ибо российские евреи были лояльными гражданами России, что они и доказали во время войны 1812 года.

Напомню, что еще в 1843 году, а затем в 1847 году в Палестину прибыл негласный агент Правительственного Синода и отчасти Министерства иностранных дел архимандрит Порфирий Успенский, ставший в Иерусалиме официальным главой Русской духовной миссии. Началась планомерная закупка земель в Палестине, собирание памятников древности. Порфирий открыл Синайский кодекс на пергаменте, относящийся к IV веку н.э. Среди сподвижников Успенского самым выдающимся был митрополит Антонин Капуст н, совмещавший в одной личности - духовное лицо, ученого (археолога и нумизмата) и незаурядного политического агента.

Когда мы говорим о Крымской войне, мы не должны забывать идеологическую причину. Собственно впервые здесь Россия выступила с чисто православной идеей - освобождения Гроба Господня от неверных. Указывалась одна из веских причин - ключи от самого святого места для христиан находятся в руках мусульман, а подданным разъяснялось, что в коалицию против православного государства, то есть России, кроме магометан, вошли и потерявшие чистоту веры паписты и протестанты.

Нельзя сказать, что поражение России обескуражило сторонников проникновения на Св. Землю. Наоборот, Россия не только "сосредоточилась" (по мнению Горчакова), но и с удвоенной энергией принялась за разработку старой идеи по проникновению в Палестину. Как ни странно, но Парижский трактат лишь укрепил положение России в Палестине,6 именно после злосчастной Восточной войны, началось усиленное проникновение русских эмиссаров.

В 1858 году в России был создан Палестинский комитет, затем в 1864 году - Палестинская комиссия при Министерстве иностранных дел. Создание Русского Православного Палестинского общества (21 мая 1882 года) с его безграничными финансовыми возможностями подкрепляло намерения России. При непрекращающейся конкуренции со стороны европейских правительств и несмотря на турецкие вымогательства и мусульманский фанатизм, Капустину удалось приобрести в российскую собственность "лакомые кусочки" Палестины, вроде Мамрийского дуба Авраама в Хевроне. В Иерусалиме был приобретен участок земли у абиссинцев, непосредственно прилегающий к Храму Гроба Господня. На этом месте была построена церковь Александра Невского, а на месте раскопок был найден "Порог Судных врат". Так как турецкое правительство не признавало Палестинское общество в качестве юридического лица, то приходилось все купчие делать через подставных лиц и членов миссии. (К 1914 году Палестинскому обществу принадлежало три подворья в Иерусалиме, где сразу можно было принять до 7 тысяч человек, Назаретское, вмещавшее до 1000 человек, и Хайфское.) Постоянно возрастал и поток русских пилигримов - не евреев, подданых России, а собственно православных.

Русско-турецкая война 1876-77 гг., проходившая под лозунгом спасения православных братьев на Балканах, снова привлекла к Палестине внимание российского общества. Парадоксально, но вместе с этим созревал государственный и общественный антисемитизм.

Как раз на 1881 год падает публикация романа Всеволода Крестовского "Тьма Египетская". В уста заезжего рабби Ионафана вложена целая программа завоевания евреями мира. Хотя автор и говорит о мечте евреев вернуться на родную землю, возобновить храм и восстановить скипетр Иуды и царя Давида, его герой, рабби Ионафан, считает, что высшей задачей иудейства является не возврат в маленькую Палестину: "...что они стали бы там делать и что такое, какую политическую силу они изображали бы собою?.. Да они там бы с голоду подохли бы... Нет, это была смерть еврейской идеи, смерть еврейства, ибо ограничение пределами маленькой Палестины, оно явилось бы сущим ничтожеством в среде могущественных держав и народов".7 Спустя 100 лет каждый может сравнить слова рабби - и Крестовского - с действительностью...

Одним из российских эмиссаров был известнейший русский художник Василий Васильевич Верещагин. Ему принадлежат замечательные полотна, воспевающие библейский Иерусалим. Кстати, он был не первым русским художником, посетившим Палестину. Его предшественниками были братья Захар и Никанор Чернецовы, побывавшие здесь дважды в 30-е и 40-е годы XIX века. Поленов создал свои лучшие полотна также в Палестине. Но Верещагин помимо картин составил и замечательные путевые записки о своем путешествии, в которых он отметил большое количество русских евреев в Иерусалиме в 1883-84 гг.: "Евреи, особенно пожилые, приходят в громадном числе в Святой город, чтобы провести здесь остаток своих дней и быть похороненными в долине Иосафата, откуда, по их верованию, они будут призваны ранее других к будущей жизни. Еврейское население сильно возросло за последние годы. Турецкое правительство не на шутку встревожилось этим еврейским нашествием и поэтому воспретило евреям оставаться на Святой земле более 30 дней и селиться здесь". Любопытное наблюдение - ведь это были годы первой алии. Верещагин рисовал несколько раз раввинов, а гонораром за позирование являлся... стакан водки.8 Рисовал художник и арабов, отмечая, что часть из них - христиане лишь по названию: они охотно за мзду переходят из одной религии в другую. Это же подтвердил ему и иерусалимский патриарх Никодим. "Денег мало, дайте больше денег, через десять лет я всю Палестину обращу в православие".9

Но через 10 лет Палестина не была обращена по той или иной причине в истинную веру. (Напомним, что противником патриарха Никодима были масоны, братья Ратисон, Мари Теодор и Альфонс-мари, крещеные евреи, основавшие в Иерусалиме орден Notre Dame de Sione и монастырь). Интересно и то, что Иерусалимский корреспондент "Нового времени", в свойственной этому изданию манере, вступался за русских евреев, выселяемых из Святого града Реуф-пашой: "...в Палестину не велели пускать русских евреев, снабженных нашими паспортами. Я помню, какой гвалт поднялся в Европе, когда одного английского еврея выслали из Петербурга на основании закона, запрещающего жить евреям в столице долее известного срока; здесь без всякого закона, губернатор, своей властью, сотни лиц русских подданых не пускает на турецкую территорию, хотя их паспорта визированы турецкими консулами... Неужели мы не можем заставить уважать права русских подданых, будь они евреи, армяне или татары. Нарушение же прав русского подданного затрагивает наше государство...".10

В это же время и в еврейской прессе, правда в ироническом контексте, высказывается та же затаенная мысль о возрождении древней родины... при помощи России: "...не имели ли в виду Россию и прочие наши пророки, говоря, например, о возрождении Палестины... Вот найдется завтра какой-нибудь... и докажет нам, "что восстановление поруганной и т.д. Иудеи" русскими штыками в таком-то году предсказано там-то и там-то у Исайи или Иеремии".11

Как бы там ни было, но за это время выросло новое течение, пришедшее на смену "палестинофильству", - сионизм. Результаты оказались налицо. Сын пресловутого А.С.Суворина - А.А.Суворин, путешествовавший по Святым местам и издавший роскошный альбом "Палестина" с иллюстрациями художников А.Кившенко и В.Навозова, обратил внимание, что в Иерусалиме в середине 90-х годов прошлого века было 28 тысяч евреев из общего 40-тысячного населения. Неоспоримый факт в "споре о Сионе".

Б.Б.Глинский (1860-1917), историк и журналист, в "Историческом вестнике" опубликовал обширную статью о книге Суворина. Для него это было лишь предлогом проанализировать положение еврейских дел в Палестине. Ему принадлежит и одна из первых и очень сочувственных статей о сионизме, в которой он говорит об исторической связи современного политического движения, корни которого лежат в археологии, преданиях и исторической географии с незапамятных времен: "...когда то, что мы разумеем в настоящее время в широком смысле "Палестина", была именно колыбелью иудейства, знаменитой родиной Авраама, Исаака и Иакова". Далее идет утверждение, не потерявшее своей актуальности на сегодня: "Поэтому я и позволю себе, говоря о тяготении современных народов к Палестине, по праву исторического первородства, поставить вопрос о евреях в Палестине и сионистское дело во главу настоящего очерка".12

Глинский, анализируя положение еврейства в современном мире, высоко оценивает созидательный труд еврейских колонистов и практически становится апологетом возрождения еврейства на Святой Земле. Он подчеркивает преобладание российского еврейского элемента в новом движении, включая и факт "географического" большинства "русских" делегатов на Базельском конгрессе (55 из общего числа 204). Глинский в восторге от еврейских земледельческих колоний, создавших виноделие и экспортировавших вино на рынки России, Германии, Англии, Франции: он восхищается созданием в Иерусалиме художественно-промышленной школы, производящей из оливкового дерева и перламутра изделия светского характера - веера, художественную мебель, перочинные ножи и т.п. В это же время была построена железная дорога из Яффо в Иерусалим, способствовавшая притоку иностранцев (по-современному, туристов). Их число превышало 20 тысяч в год. Итак: евреи - созидатели, христиане - миссионеры. Выводы читатель может сделать самостоятельно.

Конечно, не всегда русский путешественник или критик доброжелательно относится к поселениям в Палестине. Тот же самый "Исторический вестник" спустя 3 года опубликовал статью Ивана Павловича Ювачева (1850-?), бывшего народовольца и, между прочим, отца писателя Д.Хармса, "Паломничество в Палестину". И.Ювачев также говорит о сионизме и о положении евреев в Палестине и в мире. Его собеседник - болтливый еврей (стереотип русской литературы), выдающий "великие тайны" и чаянья своих соплеменников. Над разговором витает тень всемирного заговора евреев. Поначалу собеседник-еврей жалуется на турецкое правительство, воспрещающее еврейскую эмиграцию. Сам он каким-то образом обманул бдительность полиции. Затем разговор перешел на мечтания в духе сионизма. Еврей оказался адептом идеи и высказал несколько "практических идей": "Чтобы выкупить Палестину, - говорил он, - надо считаться не с одними турками: вся христианская Европа слишком заинтересована в Святой Земле и, конечно, не позволит туркам продавать ее евреям. Да и сами мусульмане ни за что не уступят нам свою святыню в Ель-Кудсе (Иерусалиме. - С.Д.). Но, мне кажется, нам, евреям, и не зачем выкупать землю. Господами мы сделаемся гораздо проще. Не сегодня - завтра Палестиной завладеют христиане, внесут в нее европейскую культуру, возделают голые скалы, как сад эдемский... Вот тогда придем и мы на готовенькое и возьмем себе львиную часть всех благ земли Израильской. Если теперь большая часть жителей Иерусалима евреи, то будьте покойны, когда-то их будет еще больший процент..." Нарисовав столь привлекательную картину будущего, где смешаны типологические черты еврейского хвастовства, штампы и стереотипы антисемитизма (хитрость, изворотливость, отлынивание от тяжелой работы и т.п.) "типичный болтливый еврей" задает провокационный вопрос: "Вы сомневаетесь?" Бывший народоволец не сомневается и рисует еще более ужасающую картину будущего в духе "Протоколов Сионистских мудрецов": "Нисколько! Напротив, охотно присоединяюсь к вашему мнению, - поспешил я согласиться с ним. - Только я смотрю несколько шире на этот вопрос. Мне страшно слышать, что евреи домогаются овладеть маленьким клочком земли, называемой Палестиной, когда они скоро завладеют всем земным шаром, всем миром. Ваши же пророки предсказали, что в последние дни евреи возобновят свое прежнее царство в Иерусалиме, и им подчинятся все другие народы. Только... при одном условии: когда сыны Израилевы "обратятся и взыщут Господа Бога своего и Давида, царя своего". То есть когда они признают "Сына Давидова" за Мессию. Разве не очевидно, что евреи, принявшие христианство, царят теперь во всех отраслях торговли, искусства и политики... Но подсчитайте, какая масса евреев скрывается под видом немцев, французов, англичан и вообще всех народностей. Итак, вопрос об еврейском царстве в последние времена разрешится сам собою". Настало время еврею-болтуну отвечать на эту инвективу. Вместо этого: "Сначала мой собеседник порывался возразить мне, но потом, сделав большие глаза, вопросительно взглянул на меня искоса и, не сказав ни слова, медленно удалился".13

В свое время об антисемитизме писали и народовольцы.14 Эту же эволюцию прошел и Лев Тихомиров, ставший корреспондентом С.А.Нилуса и поверивший во всемирный характер еврейского зла. Однако Ювачев, кажется, знаком с работой Вл.Соловьева "Три разговора" и, по-видимому, знает он и самиздатовский вариант "Протоколов Сионских мудрецов", возможно, гектографическое издание Степанова. Так как работа Вл.Соловьева была опубликована еще в 1899 году, знакомство с ней очевидно: в "Краткой повести об антихристе" как раз и говорится о последних днях, об обращении иудеев, и конечно, местом действия последней драмы является Иерусалим и его окрестности.

Введение в антисемитскую практику ссылок на "Протоколы Сионских мудрецов" стало нормативным уже с начала XX века. Укажем хотя бы на факт знакомства с "Протоколами" начальника Московского охранного отделения. Отмечая успехи в своей деятельности по борьбе с "Бундом", Сергей Васильевич почти дословно цитирует "Протоколы": "...среди них (евреев. - С.Д.) оказались лица, решившие твердо вступить на новый путь деятельности. Самодержавный идеал оказался им понятным; так как и самая еврейская религия учит верить в пришествие Мессии и восстановление еврейского государства с воцарением на престоле рода Давида, демократический же политический идеал является совершенно чуждым национальной политической мысли еврейства..."15 Сравните 14 последних "Протоколов", описывающих переход к всемирному самодержавию с царем из рода Давидова во главе, где самодержавная форма правления, в противовес демократии, превозносится как идеальная.

Как известно, издание "Протоколов" С.А.Нилусом, сопровождалось публикацией "Символического змея", охватывающую всю Европу. Выскажем догадку о появлении этой карты. Обычно на кораблях викингов ("морские волки", "морские кони") на несущей части изображался дракон, голова дракона или фантастического зверя. По английски викингский корабль так и назывался - Drake, старинная скандинавская галера с изображением дракона на носу (см. англо-русский словарь), по-шведски - drakskepp, по-французски - drakkar. Посмотрите на карту походов скандинавов - они огибают всю Европу: от Балтийского до Средиземного морей. Она охватывает огромные пространства - Англия, Нормандия, Франция, Испания, Сицилия, путь из варяг в греки, вплоть до Константинополя и Иерусалима. Норманнские дружины не раз совершали вооруженные паломничества в Св. Землю. Это были репетиции будущих крестовых походов, которые и осуществлялись благодаря союзу норманнов и папы... Им же принадлежала идея и будущего захвата схизматической Византии и Константинополя.

Напомню, что род Нилусов ведет себя от одного шведского военнопленного петровского времени. Свою генеалогию он знал и гордился ею. В его фантазии переплелись и старая русская сказка о Змее-Горыныче и добром молодце, и сказания о Георгии-Победоносце и лихих подвигах своих пращуров:

Встарь, во время оно,
Голову дракона,
В сказочном краю
Хвост и чешую.
Пробирался конный
Пламенем из зева
Степью по репью.

Рассеивал он свет...
Он спешил на сечу...
Туловище змея,
И увидел конный,
Как концом бича,
И приник к копью,
Поводило шеей...

Этот христианский мотив неоднократно повторялся в живописи. Необходимо отметить, что исходным пунктом зарождения великолепной легенды была Палестина. Неподалеку от Лода показывают гробницу Св. Георгия, но, возможно, его родиной было предместье Иерусалима. Во всяком случае, жители Бейт-Джаллы (по-евр. Гора Гило; там, где когда-то расмещались учительская семинария для девочек Русского Палестинского Общества) убеждены в этом: на воротах деревушки изображен Георгий-Победоносец с копьем, поражающий дракона - змея. А бывший настоятель Крестового (Грузинского) монастыря в Иерусалиме о.Серафим убежден, что исторический Св.Георгий - еврей (равно, как и его тетка, Св.Нина, дочь Звулона, крестительница Грузии), и потому он удивляется невежеству общества "Память", избравшего Георгия своей эмблемой... С другой стороны, мистический змий не был изобретением С.Нилуса. До него он появлялся в книгах И.И.Лютостантского, а также у Шмакова. Затем после Первой мировой войны продвижение "мистического змия" привел Г.В.Шварц-Бостунич в книге "Масонство и русская революция".16

Если мы говорим об антисемитизме, то в противовес ему надо говорить и о юдофилии. Можно даже говорить о психологии юдофильства. Высшей формой филосемитизма, по моему мнению, является полная идентификация себя с еврейским народом, то есть переход в иудаизм. Один из исследователей сектантства пишет о том, что, отказавшись от Христа и христианства, русские люди отказались и от своей народности и потому перестали быть русскими. Своей родиной они уже считают не Россию, а Палестину. Россию они называют не иначе, как Ассур, читая справа налево по-еврейски (Русса). Себя же субботники признают русскими узниками, евреев считают своими братьями. Богомолие они совершают в черных ермолках, надевают тфилин и носят цицит. Все, что сказано в Библии в адрес Вавилона, Ассирии и Египта, субботники относят к России. И, наконец, они отказываются приносить верноподданническую присягу.17

Т.И.Буткевич считает, что в прогрессе техники XIX века субботники видят очевидные признаки приближающего прихода Мессии, а сам прогресс облегчает евреям скорее собраться в Палестине. Прокладка железных дорог, рытье туннелей через горы, открытие Суэцкого и Панамских каналов - все это поможет иудействующим быстрее собраться в Иерусалиме, где в долине Иосафата Господь будет судить народы.18 Жидовствующие, проживавшие в селах Цареве, Пришибе и Заплавном (Астраханская губерния), еще в 80-х годах прошлого века решили переселиться на Святую Землю. Они вступили в переписку с бароном Ротшильдом, посылали ходоков в Палестину, собираясь в "круг", чертили на земле "плант" Обетованной родины...

В 1903 году жидовствующие Тамбовской и смежных губерний, распродав свое имущество, переехали в Палестину. Часть из них вернулась обратно (эта часть не превышала части еврейской "пеширы", отсева...). Но все-таки большинство прижилось и пустило корни на Земле Израильской. Наиболее знаменита семья Иоава и Дины Дубровиной, родом из Астрахани, ставшие "образцовыми сельскими хозяевами" в Палестине. Ныне их усадьба превращена в музей.

В музее диаспоры (Тель-Авив) вам подскажут десятки еврейских родов, в основе которых были русские субботники: Эфрони ведут свой род от Нечаевых, Шмуэли - от Протопоповых, Дроры - от Куракиных, Яакоби - от Матвеевых...19 Интересно описал свою встречу с герами поэт Довид Кнут. Он увидел типичного, прямо лубочного русского мужика Моше Куракина, который выполнял должность "габа" (синагогальный староста, поясняет поэт), как наиболее знающий в законе. При этом в поселке были и чистокровные евреи. Сын габа Куракина уже еле-еле говорил по-русски...20 О семействе Куракиных существует предание, что они - из княжеского рода, что один из Куракиных принял священнический сан и затем принял иудаизм и прибыл в Палестину. Предполагают, что Л.Н.Толстой именно с него написал своего Анатолия Курагина. Легенда красивая, но маловероятная.21

Обычно миссионерские обозрения весьма сдержанно относились к жидовствующим. Тем удивительнее появление ругательной статьи в одном из сборников 1904 года: "Ошибается тот, кто вздумает положиться на верность жидовствующих русской державе и русскому знамени!" 22 По мнению автора статьи, субботники собираются партиями в Одессе, ищут помощи у местного "кагала" и получают ее: "Через доверенного барона Ротшильда, раввина И.Любецкого, получая "поддержку из Парижа", конечно, от Всеобщего Израильского Союза и франкмасонства, столь могущественного и в правящих сферах Франции, наши жидовствующие целыми партиями и переселяются в Палестину..."23

Зачастую геры селились в Иерусалиме. Имеются интересные сведения, относящиеся к пребыванию неофитов в Иерусалиме и в Палестине между двумя войнами. Переход в иудаизм шел не только среди крестьян, но и в интеллигентских сферах. Так, незадолго до Первой мировой войны несколько семейств казаков на Кубани стали герами. Особено любопытна судьба полковника Яковлева, который с большим трудом прибыл в Палестину и стал правоверным евреем, изучающим Талмуд.24 В звучных виршах, напоминающих стихи Бенедиктова и капитана Лебядкина (и чем-то - Николая Заболоцкого), капитан Н.С.Ильин, основатель "Лесного братства", воспел "вечный город Иерусалим на преображенной земле".

Что за город, что за диво
Нам для жительства ты дал!
Как изящно, как игриво
И премудро ты создал!

"Сей город Иерусалимы будет спущен с неба... Окруженный огромной стеною из яшмы с 12 воротами из 12 жемчужин, город будет иметь в середине дворец Иеговы... Из-под дворца будет протекать река по всем улицам, а по берегам ее расти фруктовые деревья. От еды этих плодов люди не будут стариться, а будут пребывать в возрасте мужчин - 34-летних, а женщины - 16-летних. Войны здесь не будет, волк и ягненок будут пастись вместе; лев станет есть сено, а змея землю".25 Замечательная картина будущего. Немного терпения, и мы войдем в бессмертие.


Смотри также:


ЦИТИРУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ

1Полное собрание русских летописей, т.21 (Книга степенная царского родословия, ч.1). - СПб, 1908, с.133. 2Книга степенная царского родословия, ор., cit., с.135. 3См.: Древние Российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым. - М.Л., 1958, с.274. 4А.В.Карташев. Очерки по истории русской церкви. - Париж, 1959, т.2, с.195. 5Ш.Аскенази. Первый польский сионист. IN: Пережитое, #2, СПб., 1910, с.790. 6См. Я.Клебанов. Борьба международных влияний в Сирии и Палестине. - "Рассвет", Петроград, 1915, стлб.10-14. 7Вс.Крестовский. Собр.соч. - СПб., т.8, с.18. 8Воспоминания художника В.В.Верещагина. На Дальнем Востоке, в Палестине IN: Русская старина, 1889, август, с.439. 9Воспоминания художника В.В.Верещагина. Ор. cit. 10Цит. по: "Русский еврей", 1882, #12, стлб.21. 11Отголоски печати. Недельная хроника "Восхода", #47, 1888, стлб.1143. 12Б.Б.Глинский. Палестина и тяготение к ней разных народов. IN: Исторический вестник, янв., 1899, с.239. 13И.П.Ювачев. Паломничество в Палестину. IN: Исторический вестник, #1, 1902, с.680. 14См.: В.Свирский. "Народная воля" и еврейские погромы. IN: "Новое русское слово", 10.07.1991 г. 15См.: Новое о зубатовщине. IN: "Красный архив"(?), #1, с.293. 16См.: Г.В.Шварц-Бостунич. Масонство и русская революция. Новый Сад. 17Т.И.Буткевич. Обзор русских сект. - Харьков. 1910, сс.394-395. 18Т.И.Буткевич. Оp. cit., с.405. 19См.: Дм.Прокофьев. Русский Израиль. IN: "Столица", #2, сент., 1990. 20См.: Д.Кнут. Альбом путешественника. IN: "Гадегель", Харбин, #2, 1939, с.8. 21См.: Дм.Прокофьев. Русский Израиль. Ibid. 22Свящ. Михаил Тифлов. Из записок и дневников. IN: Миссионерское обозрение, #5, СПб., 1904, с.537. 23Свящ. Михаил Тифлов. Из записок и дневников. Op. сit., с.537. 24Э.Миго. Русские "герим" в Палестине IN: "Гадегель", Харбин, #18, 1940, сс.16-20. 25А.И.Обтемперанский. Иеговисты. IN: "Русские сектанты", их учение, культ.


Содержание номера Архив Главная страница