Содержание номера Архив Главная страница

[an error occurred while processing this directive]

"Вестник" #16(223), 3 августа 1999

Евгений КРИЧЕВСКИЙ (Мэриленд)

ВЫДАЮЩИЙСЯ ЕВРЕЙСКИЙ ИСТОРИК И ПИСАТЕЛЬ

"Наше прошлое печальное и отрадное - это великий учитель, который нас учит жить, страдать и надеяться; оно учит нас ценить духовное достояние, наследие наших предков и не менять его на призрачные житейские блага".

Ю.И.Гессен



Ю.Гессен

Автор этой статьи около 40 лет работал в области исследования и разработки некоторых металлургических технологий, а последние годы изучал историю развития одной из подотраслей черной металлургии. Поэтому мне хочется начать рассказ о жизни и творчестве Юлия Гессена с одного эпизода из его жизни, связанного с этой отраслью промышленности.

В 1937 году под редакцией Ю.Гессена и при его активном участии как автора вышел 1-й том работы по истории металлургических заводов России. В те годы металлургия в СССР бурно развивалась, металлурги были в большом почете и все, что было связано с металлургами и металлургией, вызывало большой общественный интерес. Эта работа была хорошо принята читателями, но мало кто знал, что под неизвестным большинству из них именем автора скрывается выдающийся историк еврейского народа в России Ю.Гессен.

В Советской России с 20-х годов начали проявляться тенденции давления на еврейскую прессу, значительно усилившиеся в 30-е годы и превратившиеся в государственную антисемитскую политику в 40-е годы. Последняя статья Гессена на еврейскую тему была опубликована в 1926 году. За 22 года послеоктябрьской жизни ему удалось опубликовать только 14 работ по истории евреев, а за 19 лет предшествующей научной деятельности - более 170. В 30-х годах еврейская историография в СССР прекратила свое существование.

Без надежды опубликовать новые и уже написанные крупные произведения по любимой теме он занимался историей труда в России, в 1930-35 гг. редактировал "Вестник Академии наук СССР", работал в области истории развития металлургии в России. С конца 1935 года занимался историей полярных исследований, подготовил труд по освоению Арктики. В работах последнего десятилетия ярко проявился его талант писателя и блестящее владение методологией научного исторического исследования.

* * *

Юлий Исидорович Гессен родился в Одессе в религиозной еврейской семье в 1871 году. Его отец Исидор Юльевич заведовал Днестровской линией Русского общества пароходства и торговли. Он связывал свои надежды на будущее с торгово-промышленной карьерой сына, который, однако, мечтал о литературном поприще. Юлий не продолжил семейной традиции (его дед, Юлий Исидорович, как и отец, занимался торгово-промышленной деятельностью и был купцом 2-й гильдии). Спустя много лет уже известный историк и писатель Юлий Исидорович Гессен с чувством глубокой любви и признательности посвящает памяти своего отца, скончавшегося в 1925 году, и матери Мине Ильиничне 2-й том главного труда своей жизни "История еврейского народа в России".

С 1896 года он живет в Санкт-Петербурге, 8 лет служит в банке и одновременно начинает вести исследования по истории евреев в России. Вскоре он становится автором статей во многих еврейских газетах и журналах.

Об этом времени Ю.Гессен пишет в своей автобиографии: "Начав свою литературную деятельность в 1895 году, я уже вскоре посвятил себя изучению исторических наук. Бесправное положение евреев вынудило меня сосредоточить главное внимание на их истории в России. А так как литература была крайне бедна, то я стал изучать историческое прошлое евреев по рукописным материалам в ряде правительственных архивов".

Большое влияние на него оказали труды Ильи Григорьевича Оршанского (1846-75), который, как вспоминал Гессен, "...имея в своем распоряжении скудный исторический материал, сумел силою своего яркого таланта вызвать в еврейском обществе интерес к нашему прошлому. Среди многих других и я, под влиянием его произведений, проникся потребностью изучить судьбы евреев в России".

Уже первые его работы по еврейской проблематике обратили на себя внимание. Его перевод с немецкого программной работы Л.Пинскера "Авто-эмансипация! Призыв русского еврея к своим соплеменникам", опубликованный в 1898 году, стал важной вехой в духовной жизни российского еврейства. Вот что писал позднее об этой работе Гессен:

"Евреи, - говорил Пинскер, - среди народов, с которыми они живут, фактически составляют чуждый элемент, который не может ассимилироваться ни с одной нацией, вследствие чего ни одной нацией не может быть терпим. Наряду с другими бессознательными суеверными представлениями, инстинктами, предубеждениями и юдофобия получила право гражданства у всех народов, с которыми евреи вступали в сношение. Надо быть слепым, чтобы не видеть, что евреи - "избранный народ" для всеобщей ненависти... И причина всех бедствий евреев заключается прежде всего в отсутствии в них стремления к национальной самостоятельности. Вот почему это стремление нужно во что бы то ни стало пробуждать и поддерживать - евреи должны стать нацией, а для этого им необходимо иметь правоохранное национальное убежище" (История еврейского народа в России. - т.II, сс.233-34, 1927).

В том же 1898 году Ю.Гессен организовал выпуск серии брошюр "Галерея еврейских деятелей", а в 1899 1900 гг. под его редакцией был издан ряд брошюр серии "Из истории и жизни евреев".

В 1900-04 гг. Гессен обратился к теме противостояния разных религиозных направлений (хасидизм, Гаскала и др.) среди русских евреев. К этой теме он неоднократно возвращался и в своих последующих работах.

Хасидизм как религиозное течение возник в ХVIII веке в Восточной Европе. Его основателем был Исраэль Бааль Шем Тов (1700-60). Противники хасидов, известные как митнагдим, считали своим лидером Элиягу из Вильно (Виленский гаон, т.е. Гений из Вильно) (1720-97). Современные евреи часто представляют себе хасида крайним ортодоксом, но первоначально хасидизм воспринимался как революционное и либерально-религиозное течение.

Самым известным немецким евреем ХVIII века был Моисей Мендельсон (1729-86), философ и просветитель. Он разработал систему идей, на базе которой его ученики и сторонники создали движение, ставшее известным под названием Гаскала ("просветительство"). Его сторонники призывали к еврейскому культурному ренессансу, использованию всего самого лучшего как из иудаизма, так и из остального светского мира. Другие направления иудаизма видели в просветительстве первый шаг на пути к ассимиляции евреев.

Рабби Йосеф Телушкин в своей книге "Еврейский мир" (Еврейский университет. - Иерусалим-Москва, 1992) писал: "На раннем этапе хасидизм активно преследовался митнагдим, которые опасались превращения их в новую еретическую секту... С течением времени и хасиды и митнагдим стали признавать, что различия между ними не столь существенны, - особенно после того, как обе группы в ХIХ веке оказались перед лицом общего врага - Гаскалы. Еврейские родители, хасиды и митнагдим, которые прежде опасались, что их ребенок перейдет в противоположный лагерь, теперь стали больше бояться, как бы он вообще не утратил веры".

Спустя несколько десятилетий Гаскала распространилась на евреев Польши и России. В статье "Сто лет назад. (Из эпохи духовного пробуждения русских евреев)" (Еженедельник "Будущность". - СПб, 1900) Ю.Гессен рассказал о просветительном движении среди евреев в конце ХVIII - начале ХIХ веков и пришел к выводу, что оно не было прямым копированием западноевропейской Гаскалы, а имело самобытный характер и сочеталось с борьбой за улучшение положения евреев. Автор считал этот период очень важным в жизни русских евреев и в дальнейшем неоднократно возвращался к нему в новых исследованиях.

Ю.Гессен исследовал и второй этап русской Гаскалы (40-е годы ХIХ века), при этом он создал запоминающийся портрет лидера еврейского просвещения того времени Исаака-Бер Левинзона (1788-1860).

Об острой борьбе мировоззрений автор рассказал в статье "К истории религиозной борьбы среди русских евреев в конце ХVIII - начале ХIХ веков".

В этот период и позже, вплоть до 20-х годов, Гессен неоднократно обращался к теме истории Гаскалы и хасидизма.

В течение многих лет значительное место в работах - исследованиях и публикациях - Гессена занимает тема "кровавого навета", или обвинений в ритуальных убийствах. Борьбу с кровавым наветом Гессен начал в 1902 году статьей "К истории "средневековых" обвинений". Рабби Йосеф Телушкин в упомянутой выше книге "Еврейский мир" рассказывает об одной из самых трагических страниц в еврейской истории. На протяжении столетий жертвами кровавого навета стали десятки тысяч ни в чем не повинных евреев. Парадоксально, что обвинения в ритуальных убийствах предъявлялись народу, который первым в истории поставил человеческие жертвоприношения вне закона и был единственным народом древнего Ближнего Востока, который запретил употребление какой бы то ни было крови1.

Значительное место в исследованиях Ю.И. Гессена занимает история создания черты еврейской оседлости.

"Черта постоянной еврейской оседлости" проложила резкую грань между евреями и прочим населением, бросила их в пропасть бесправия и морального унижения. 23 декабря 1791 года был издан указ Екатерины II, предоставлявший право "гражданства и мещанства" евреям только в Белоруссии, Екатеринославском наместничестве и Таврической области. Этим было положено начало "черты еврейской оседлости". Такого выражения тогда еще не было, но многие положения указа императрицы стали основой последующего законодательства о евреях в России, установив непреодолимые препятствия для их социально-экономического роста.

Ю.Гессен доказал, что экономические интересы русского купечества были основной причиной создания "черты еврейской оседлости", а религиозные вопросы при этом были на втором плане. Наиболее значительной в этой проблематике была статья "Закон и жизнь. Как созидались ограничительные законы о жительстве евреев в России". Она была опубликована в 1911 году, когда 166 депутатов Государственной думы вынесли на обсуждение законодательное предложение об отмене черты оседлости.

В 1906 году Гессен публикует две очень важные в его творческой биографии работы. Первая из них - сборник его работ "Евреи в России. Очерки общественной, правовой и экономической жизни русских евреев", в котором были собраны основные его публикации. За этот труд автор был удостоен премии им. А.Е.Ландау Общества для распространения просвещения между евреями в России (ОПЕ). Вторая публикация - книга "О жизни евреев в России. Записка в Государственную думу". Союз для достижения полноправия еврейского народа в России распространил эту книгу среди членов Государственной думы и Государственного совета, что сыграло положительную роль при обсуждении еврейского вопроса в думе.

В конце 1907 года была опубликована книга "Факты и мысли. Еврейский вопрос в России", написанная Гессеном совместно с графом И.И.Толстым - ученым, государственным и общественным деятелем, известным своим неприятием официальной антиеврейской политики. Он высоко оценил работы Гессена и согласился написать совместно с ним книгу, оказавшую заметное влияние на настроения в обществе в отношении еврейского вопроса.

В середине 10-х годов Гессен приступает к реализации своего давнего и грандиозного замысла о создании полной истории еврейского народа в России, о чем он рассказывал позднее: "...все очерки и статьи, которые я систематически разрабатывал по намеченному плану в течение многих лет, позволили мне, наконец, приступить к составлению общего труда по истории евреев в России. Первоначально я составил (1914) краткую "Историю евреев в России" за период с ХVII века по 1880-е годы. А затем я выпустил 1-й том моей более обширной "Истории еврейского народа в России", охватившей период пребывания евреев на территории России с древнейших времен до 1825 года".

Дальнейшая судьба "Истории" была осложнена Первой мировой войной и революционными событиями в России. В московском издательстве "Мир" готовился к изданию коллективный труд "История еврейского народа" в 15 томах, из которых в первых 10 предполагалось дать изложение всеобщей истории евреев с древнейших времен, а в последних пяти описать их историю в России. Вышел из печати даже "русский" одиннадцатый том под редакцией Гессена, а с двенадцатого тома должна была начаться публикация его "Истории еврейского народа в России". Однако в связи с началом Первой мировой войны издание 15-томного труда стало невозможным.

Печальной была попытка публикации этого труда отдельным изданием. Первый том "Истории" вышел в 1916 году. Выпуск второго тома в то время не состоялся. В начале 20-х годов Гессен предпринимает новые попытки опубликования второго тома "Истории". Но ему удалось опубликовать только первые пять глав второго тома, да и то в сокращенном виде в приложении к сборникам "Еврейская летопись". Однако в дальнейшем из-за нерегулярности выхода этого сборника публикация прекратилась.

Огромными усилиями за свой счет Гессен осуществил издание первого и второго томов в 1925 и 1927 гг. Первый том был сокращен в два раза по сравнению с изданием 1916 года; видимо, на столько же был сокращен и второй том.

Мы можем сожалеть о безвозвратной потере для последующих поколений ценнейшего исторического материала, не попавшего в последнее прижизненное издание "Истории еврейского народа в России", но в то же время должны отдать должное мужеству, настойчивости и таланту Гессена-историографа, поскольку мы имеем возможность читать и изучать честное и объективное, горькое, но полное надежд на будущее описание жизни и борьбы за свои человеческие права евреев в России.

В предисловии к первому тому "Истории" 1916 года Ю.Гессен писал: "Моя задача - дать беспристрастное, насколько это в моих силах, описание жизни еврейского народа в России. Лишь точное знание прошлого может указать пути к достижению лучшего будущего. Работая в течение двух лет над книгой, я старался быть глухим и к великим мировым событиям, и к потрясениям еврейской жизни; я старался уйти от текущих дел, полных недолгих надежд и горестных разочарований, чтобы всецело отдаться минувшему, ощутить дыхание отошедших поколений, пройти вместе с ними их земной путь. Но можно ли у берега не слышать взбаламученного моря? И когда волна общественных испытаний и личных переживаний поднималась слишком высоко, я откладывал перо и ждал, пока не наступит относительное спокойствие. Буря нынешнего дня не должна найти эхо в историческом исследовании".

Много времени и сил уделял Гессен активному участию в еврейской общественной жизни России. Как один из инициаторов создания в 1907 году "Общества для научных еврейских знаний" он много сделал для организации подготовки и выпуска в 1908-13 гг. 16-томной "Еврейской энциклопедии", сохранившей свое историческое и культурное значение до наших дней. Он был секретарем общей редакции энциклопедии и редактором VIII раздела "Евреи в России с 1772 года", а также автором более 20 крупных статей и такого же количества статей, написанных в соавторстве.

Ю.Гессен с 1898 года был членом ОПЕ, с 1908 года - членом комитета, а с 1910 года - секретарем еврейского историко-этнографического общества, был членом комитета Еврейского литературного общества, входил в редакцию журнала "Еврейская старина". В 1906-07 гг. был членом комитета и секретарем "Союза для достижения полноправия" - одной из национальных политических организаций, принимал участие в кампаниях по выборам еврейских депутатов в Государственную думу, неоднократно выступал с научными докладами перед широкой аудиторией.

Работая в 1918-20 гг. в Главном архивном управлении и хорошо зная архивные материалы о евреях, он много сделал для их сохранения. Интересно, что в 1919-23 гг. в Петроградском институте высших еврейских знаний (в те годы был и такой институт, но, к сожалению, недолго) он читал лекции по истории евреев в России.

Гессена отличали высокая работоспособность, увлеченность, объективность, профессионализм, талант исследователя и писателя. Благодаря этим качествам он пользовался огромным авторитетом среди своих друзей и единомышленников. Даже многие противники ценили и уважали его. Об этом мы можем судить по его собственному рассказу:

"Особо упомяну я об управляющем архивом Государственного совета Сергее Алексеевиче Панчулидзеве (1855-1917). Открытый недруг евреев, выступавший печатно против них, он не только дал мне возможность с полной свободой производить изыскания в названном архиве, но даже брал на свое имя нужные мне материалы из другого правительственного архива, в который я не имел доступа, и предоставлял их мне для занятий, говоря: "Противники должны иметь рапиры одинаковой длины".

* * *

В годы советской власти произведения Ю.Гессена, как и других еврейских историков, были недоступны широкому читателю - они практически не издавались, в букинистических магазинах старые издания его книг не продавались, в библиотеках его книги были изъяты из фондов хранения, кроме небольшого числа ведущих библиотек некоторых крупных городов, где их можно было получить только по специальному разрешению.

В результате несколько поколений евреев СССР не знали своей религии и своей истории. Но "изобретатели" такой политики просчитались - российские евреи не перестали быть евреями, не ассимилировались и находили пути для получения знаний о своем народе.

В последнее десятилетие в России обстановка стала изменяться к лучшему. В букинистических магазинах стали появляться в продаже старые книги с еврейской тематикой. Новые издания современных и старых произведений на русском языке стал осуществлять Еврейский университет в Москве.

...Передо мной лежит книга "История еврейского народа в России" Юлия Гессена с библиографией и предисловием "Юлий Гессен - историк еврейского народа в России" В.Ю.Гессена (Еврейский университет, Москва-Иерусалим, 1993-5753). Текст "Истории" воспроизведен с издания 1925-26 гг. К сожалению, книга издана мизерным тиражом - всего 5000 экземпляров, что, конечно, не может удовлетворить читательский спрос.

Эта книга, предисловие к ней и библиография основных трудов Ю.Гессена использованы при написании настоящей статьи. Все цитаты и эпиграф также взяты из этой книги и предисловия В.Гессена.

Книга Юлия Гессена вызывает массу размышлений, сопоставлений событий прошлого и дня сегодняшнего. Автор нигде не грешил против истины, опирался на архивные документы и свидетельства современников событий. Значит, такая уж у нас судьба, что все меняется и в то же время не меняется!

За столетия мир изменился неузнаваемо. Но антисемитизм и антисемиты ухитрились за это время не измениться. Та же звериная ненависть к евреем, то же желание переложить свои ошибки и свою вину на них, те же бесстыдная ложь и беспочвенные измышления, то же дремучее невежество.

Вот несколько примеров переклички прошлого и настоящего.

"В 1471 году в Новгороде обнаружилось религиозное движение, получившее название "ереси жидовствующих", виднейшее участие в котором приняли двое местных священников. Вскоре ересь приобрела многих последователей в Москве и проникла даже в семью великого князя Ивана III. Летописец поставил возникновение ереси в связь с тем обстоятельством, что в 1471 году в Новгород прибыло несколько евреев, ...состоявших в свите прибывшего туда на короткое время литовского князя. Однако... ни в насаждении ереси, несомненно возникшей еще до 1471 года и лишь открыто проявившейся в тот год, ни в ее дальнейшем распространении евреи не принимали никакого участия... В позднейшие времена, когда ересь была уже совершенно заглушена, с воспоминаниями о ней... соединялось представление, что виновниками ее появления были будто евреи" ("История", т. I, с.8).

Таким образом, в средневековом Новгороде, в котором евреев не было вовсе, уже умели приписывать им вину за несовершенные ими преступления. С тех пор стало печальной традицией обвинять евреев во всех несчастьях и неприятностях, которые случались с народами и странами.

Прошло более 500 лет. И вот в 1998 году на одном из митингов генерал-полковник, депутат Государственной думы Альберт Макашов, выступая перед телекамерами при большом стечении народа и потрясая в воздухе кулаками, обвиняет, как он выразился, "жидов" в том, что случилось с многострадальной Россией, и угрожает им смертью.

Самое удивительное состоит в том, что Государственная дума не нашла в этом выступлении ничего предосудительного и защитила своего депутата от обвинений в разжигании межнациональной розни. Когда же против него прокуратурой было возбуждено уголовное дело, бравый генерал заявил, что его единомышленниками в еврейском вопросе были и остаются классики русской литературы - Пушкин, Гоголь и Достоевский.

Еще один пример из глубины веков и из наших дней.

"В большом, сравнительно, числе появились евреи в Москве по прибытии туда из Польши Лжедмитрия I. (1605-06 гг.), которого сопровождала многочисленная польская свита и который вообще широко открыл двери в Москву перед иностранцами. В эту смутную пору русские правящие круги пережили глубокое национальное унижение... Когда же тяжкое испытание миновало и надо было восстановить пошатнувшийся престиж правящего класса, опорочить память Лжедмитрия, последнему было поставлено в упрек (в грамоте об избрании Михаила Романова на царство), что он привел с собою не только многих "злых еретиков...", но также "богоубийц жидов". Эпитет "богоубийц", не встречавшийся ни ранее, ни долго впоследствии, должен был получить особое значение, когда официально было объявлено, что Лжедмитрий II - "родом жидовин"!" ("История", т. I , с.9).

Получается, что почти 400 лет назад в России был придуман или перенесен с другой почвы надежный способ, как опорочить правителя. Для этого нужно заявить, что он еврей или его помощники - евреи! Несколько лет назад по всей России был пущен слух, что Б.Н.Ельцин - еврей, а его фамилия не Ельцин, а Эльцин. Конечно, слух был рассчитан на самые невежественные слои населения, но он действовал. Автору этих строк довелось слышать, как люди совершенно серьезно рассказывали об этом, и переубедить их в абсолютной нелепости слухов было невозможно.

Так говорили невежественные люди, а вот когда депутат Государственной думы, председатель одного из ее комитетов и непримиримый оппонент Б.Н.Ельцина Виктор Илюхин перед телекамерами заявил, что в руководстве страной много лиц еврейской национальности, то это, конечно, было использование изобретенного почти 400 лет назад способа опорочить власть в глазах населения. Расчет точный! Это было, конечно, не единственное обвинение исполнительной власти, но оно было точно рассчитано, и антисемитски настроенные слои населения приняли его.

Антиеврейские законы, распоряжения и положения, принимавшиеся в царской России на протяжении сотен лет, были использованы властями страны уже в советское время, когда действовали Сталинская Конституция и Конституция Л.И.Брежнева, провозгласившие равенство всех граждан страны.

Приведем выдержки из "Истории" Ю.Гессена об ограничении права евреев на получение образования и посмотрим, как этот вопрос решался в СССР с использованием опыта России конца ХIХ века .

"...в конце 1878 года минский губернатор... заявил о необходимости задержать стремление еврейского общества в общую школу. Помимо того мотива, что еврейская молодежь приобщается к революционному движению и действует в этом направлении на своих товарищей христиан, он указывал, что, обладая денежными средствами, евреи лучше обставляют воспитание своих детей, чем русские, что материальное положение еврейских учащихся лучше того, в котором находятся христиане, а потому, чтобы еврейский элемент не взял перевеса над остальным населением, надо ввести процентную норму приема евреев в среднюю школу в соответствии с численным отношением евреев ко всему населению данной местности, а кроме того, следует установить для евреев отдельные конкурсные экзамены, дабы христианам не приходилось конкурировать в знаниях с евреями... И тогда для евреев была установлена процентная норма ("История", т. II, сс.229-31).

Вероятно, многим читателям приходилось в России слышать подобную антиеврейскую аргументацию, сформулированную более ста лет назад не малограмотным крестьянином, а минским губернатором.

В последние десятилетия советской власти ограничения в приеме евреев в вузы приняли массовый характер. Например, в Москве и других городах СССР было много вузов, куда евреев практически не принимали.

Подобные ограничения коснулись и самого Ю.Гессена. После четырех лет рассмотрения ему, ученому с мировым именем, автору почти 200 научных работ - статей, брошюр и книг, - только за четыре месяца до кончины в 1939 году была присвоена ученая степень доктора исторических наук.

Можно было бы без конца находить подобные параллели между описанными в "Истории" Ю.Гессена событиями многовековой давности и современностью, но тогда это была бы уже статья на другую тему.

Юлий Исидорович Гессен скончался 22 августа 1939 года. Всю жизнь он был верен главной теме своей жизни - истории еврейского народа в России. Им опубликовано 178 статей, брошюр и книг, посвященных этой теме. Он мог бы сделать еще больше, если бы в последнее десятилетие жизни ему не запретили вести исследования и публиковать работы по еврейской тематике. К сожалению, мы уже никогда не прочтем некоторые крупные неопубликованные произведения, рукописи которых погибли в блокадном Ленинграде ("История евреев в Курляндии до конца ХVIII века", "История антисемитизма в России", мемуары). Вероятно, мы никогда не сможем прочесть и полную "Историю еврейского народа в России", которую автор был вынужден значительно сократить перед публикацией 1925-27 гг.

Сегодня нельзя представить себе историографию еврейского народа без трудов этого выдающегося историка и писателя. Подвижническая жизнь и творчество Юлия Исидоровича Гессена навсегда останутся в благодарной памяти евреев - и тех, кто живет в России, и тех, кто уехал из этой страны.


1 В ближайшее время в "Вестнике" будет опубликована большая статья С.Резника, посвящённая истории кровавых наветов.


Содержание номера Архив Главная страница