Содержание номера Архив Главная страница


"Вестник" №13(220), 22 июня 1999

Михаил ГОЛУБОВСКИЙ (Санкт-Петербург)

БИБЛИЯ, РОД АВРААМА И ГЕНЕТИКА

Памяти выдающегося историка И.Д.Амусина, давшего благословение на эти изыскания.

Мне хочется начать прекрасными словами из предисловия к Брюссельскому (1983) русскому изданию: "Библия - книга совершенно исключительная, неисчерпаемая, книга, в которой все сказано как о Боге, так и человеке... Библия содержит в себе учение религиозного порядка, богооткровенную истину, но и человеческое знание, и вся наша умственная деятельность находит в ней пищу богатства неиссякаемого". Вряд ли какой-либо другой сюжет Ветхого Завета может сравниться по своему влиянию на религиозную жизнь, философско-теологическую мысль, историю и художественное творчество, нежели повествование о роде Авраама. Авраама почитают духовным родоначальником и иудеи, и христиане, и мусульмане. Его личность замечательна не только обращением к монотеизму, заключением Завета с Богом, но и своими чисто человеческими деяниями, всем стилем поведения. Когда возник спор из-за границ, пастбищ, Авраам не стал "качать права", напоминать своему племяннику о старшинстве, о том, как он вызволил Лота из плена, а просто сказал: "Да не нет раздора между мною и тобою, и между пастухами моими и пастухами твоими... Если ты налево, то я направо; а если ты направо, то я налево" (Быт. 13:8). Этот универсальный метод погашения споров между людьми и народами можно назвать "принципом Авраама".

С позиций веры не имеет особого значения, насколько историчны все события о семье Авраама, поведанные в книге Бытия. Однако с тех пор как на заре ХХ века археологи в долинах Двуречья "с Библией в руках", по словам Э.Церена, раскапывали один за другим упомянутые в библейских текстах города Вавилон, Ниппур, Урук и, наконец, в устье Ефрата знаменитый Ур халдеев, родину Авраама, - утвердилось доверие к Библии как к ценнейшему географическому и историческому памятнику.

Для биологов Библия также была и остается источником важнейших сведений. В выдающемся труде "Выражение эмоций у человека и животных" Дарвин задается вопросом: краснели ли люди от стыда 2-3 тысячи лет тому назад? Обезьяны краснеют от возбуждения, но не от стыда. Дарвин находит, что эмоция, "покраснение", проявляются по-разному у человеческих рас. У англичан, к примеру, краснеет даже шея - вплоть до верхней части груди. У индусов краска стыда редко доходит до шеи. Любопытно, что характерные особенности покраснения могут наследоваться в отдельных семьях. Дарвин описывает семью, где женщины наследовали странный вариант покраснения: сначала появляется большое красное пятно на одной щеке, затем - хаотично рассеянные пятна на лице и шее. Далее Дарвин в этом удивительном (и кажется, уникальном до сих пор!) анализе обращается к Библии и прослеживает характер покраснения у семитических народов. Он цитирует пророка Иеремию (6:15), укоряющего свой народ: "Нет, никакого стыда не чувствуют и даже не знают, что значит краснеть".

Людям свойственно скрывать эмоцию покраснения: они отводят глаза, опускают голову, закрывают лицо руками. И свидетельства об этом Дарвин опять нашел в библейских текстах. Пророк Ездра (9:6) восклицает: "Боже мой! Стыжусь и боюсь поднять лицо мое к Тебе". И, соответственно, в книге Исайи (50:7): "Потому я не стыжусь и не скрываю лица своего". Теперь, конечно, редко увидишь, чтобы мужчина, покраснев, прятал лицо, как это делают маленькие дети, закрывшись руками или уткнувшись в юбку матери. Эмоция покраснения да и вообще другие эмоции 2-3 тысячи лет назад выражалась более непосредственно, по-детски.

Библия и биология, библия и медицина, библия и психология и, наконец, библия и генетика - увлекательные области изысканий. В этой статье я хочу вкратце рассказать о генетических доводах в пользу земной реальности Авраама и об особенностях проявления среди его потомков одной редкой мутации, вызывающей полярные аномалии в системе воспроизведения - бесплодие, перемежающееся с близнецовостью. Оказывается, родословная Авраама ставит весьма актуальные для медицинской генетики вопросы. Первое сообщение на эту тему было опубликовано мной в 1986 году в Израиле в узкоспециальном журнале Koroth, посвященном проблемам биологии и генетики в Библии и Талмуде. В июле 1998 года я обсуждал данный сюжет на IX-ом Международном конгрессе по близнецовым исследованиям в Хельсинки.

Мифологическое и реальное: пути выбора

Генетику интересует медико-генетическая подоплека тех описаний и событий, которые обычно в Библии окутаны или пронизаны мифологическим флером. Как сделать выбор между мифологическим и реальным? Вот строки из шедевра "Рахиль" в библейском триптихе Анны Ахматовой. Эпиграф к стиху взят из книги Бытия: "И служил Иаков за Рахиль семь лет; и они показались ему за несколько дней, потому что он любил ее".

Рахиль! Для того, кто во власти твоей,
Семь лет - словно семь ослепительных дней.

Но много премудр сребролюбец Лаван,
И жалость ему незнакома.
Он думает: каждый простится обман
Во славу Лаванова дома.
И Лию незрячую твердой рукой
Приводит к Иакову в брачный покой.

Течет над пустыней высокая ночь,
Роняет прохладные росы,
И стонет Лаванова младшая дочь,
Терзая пушистые косы.
Сестру проклинает, и бога хулит,
И ангелу смерти явиться велит.

Теперь - о генетической подоплеке этой драмы. Внук Авраама Иаков был женат на двоюродных сестрах, дочерях Лавана - Лии и Рахили. В родословной Авраама, забегая вперед, передавался в ряду поколений фактор, вызывающий частичное бесплодие. В силу менделевского закона расщепления он достался Рахили, но не Лии. На языке Библии это выражено так: "Господь узрел, что Лия была нелюбима, и отверз утробу ее, а Рахиль была неплодна" (Быт. 29:31). Именно из-за долгого 12-летнего изматывающего бесплодия терзалась и стонала Рахиль, завидуя своей плодоносной сестре. Она была готова уступить Лие ночную "очередность" возлежания с Иаковом за спасительные корни мандрагоры, лишь бы был шанс преодолеть бесплодие. Когда Лия родила Иакову четырех сыновей, Рахиль пришла в полное отчаяние: "Дай мне детей, а если не так, то я умираю". В романе-притче Томаса Манна "Иосиф и его братья" есть попытка иного дидактического истолкования странного различия в плодовитости двух сестер. Решение Господа направлено не против Рахили и не служит моральной компенсацией нелюбимой Лие. Оно символизирует возмездие самому Иакову за его необузданную пристрастность к Рахили, доходящую до идолопоклонства. И даже, считает Манн, это был акт своего рода ревности Бога к своей божественной привилегии на страсть и роскошество в чувствах.

Отыскивая естественно-историческую канву событий и фактов, следует всегда иметь в виду религиозные, мифологические и метафорические пласты языка Библии. Так, например, 6 дней творения - это вовсе не последовательные дни в нашем понимании, а символы или лики. Дни означают замкнутые в себе циклы, каждый со своим временем, причем сотворение мира не случайно, а происходит в соответствии с замыслом или планом. Библейская космогония распадается на две триады: первый - третий дни и четвертый - шестой. Каждая триада включает один астрономический и два биогеоценотических периода (или дня творения). Между триадами есть параллелизм и соответствие. Дни попарно соответствуют друг другу по смыслу событий. Соподчиненность и ритм циклов не противоречат современным космогоническим и геологическим представлениям (глубокое истолкование космогонии Библии можно найти, к примеру, в книге видного русского религиозного философа В.Н.Ильина "Шесть дней творения". - Париж, 1930).

Сходный принцип истолкования возможен и при исчислении возраста. Поразительные годы жизни первых библейских патриархов (Мафусаил - 969 лет, Ной - 950, Фарра - 205, Авраам - 175, Исаак - 180) могут не быть чистой символикой. Возможно, слово "год" для этого периода имеет другой смысл, нежели современный. Как полагал А.А.Любищев, у самых первых патриархов исчисление возраста всю или некоторый период жизни шло не по годам, а по лунным месяцам (все предки Авраама поклонялись луне). Тогда, считая 13 лунных месяцев в году, 900 "лет" будут соответствовать примерно 70 годам. Начиная с книги Царств, возраст героев вполне соответствует современному: например, царь Давид жил 70 лет.

Наследственные аномалии и Библия

Анализ изменчивости в проявлении и выражении эмоций среди разных рас, этнических групп и индивидов - область интересов Дарвина - по существу, относится к генетике человека. Среди персонажей Библии можно встретить много наследственных вариаций нормы и мутантов. Среди них шестипалость, чрезмерная волосатость, рыжеволосость и плешивость, леворукость, ожирение, подагра. Научное описание изменчивости и наследования признаков человека датируется началом ХХ века, когда были переоткрыты законы Менделя и появилась хромосомная теория. Накопление знаний в этой области дает возможность усматривать естественную подоплеку тех библейских событий, которые, казалось, имеют чисто религиозный смысл.

Так, одним из чудес, которые совершил пророк Моисей, было исторжение воды из скалы в пустыне Син на юге Палестины в селении Кадес: "И поднял Моисей руку свою: и ударил в скалу жезлом своим дважды, и потекло много воды: и пило общество и скот его". Является ли это чудо столь уж нереальным? Анна Ахматова пишет в автобиографической поэме "У самого моря":

Знали соседи - я чую воду
И, если рыли новый колодец,
Звали меня, чтоб нашла я место
И люди напрасно не трудились.

На 3-ем конгрессе по медицинской генетике в Чикаго в 1966 году итальянский исследователь Э.Мессери сообщил об анализе наследования описанной выше разновидности ясновидения - способности некоторых людей чувствовать воду под землей. Из 70 человек в семьях восьми профессиональных водоискателей около половины обладали способностью чувствовать подземные источники. Данный признак явно наследуется и зависит от действия одного или нескольких генов. Недаром и сестра Моисея Мириам обладала даром ясновидения и называлась "пророчицей". Способность "чуять воду" поддерживалась групповым отбором, ибо могла спасти от гибели все племя, кочующее по пустыне.

Другой пример - описание в Библии наследственного полиморфизма по лево-праворукости и влияния этого различия на жизнь и судьбу субпопуляции. Считается, что в большинстве случаев разделение людей на правшей и левшей зависит от одной пары генов R и r. По распространенной модели (но не единственной), ярко выраженные левши - это носители рецессивного варианта (rr), так что если оба родители - левши, то и дети у них, как правило, левши. Правши - носители доминантного гена, при этом носители двух генных вариантов, гетерозиготы Rr, это или правши, или люди, одинаково хорошо владеющие правой и левой рукой. Левши-спортсмены (теннисисты, фехтовальщики, боксеры) имеют явное преимущество в борьбе, ибо противник не успевает приспособиться к неожиданным левосторонним ударам.

Библия не обошла вниманием столь важное природное различие между людьми. В книге Судей речь идет о периоде 1200-1025 гг. до н.э., когда шла непрерывная борьба сынов Израилевых с населявшими Палестину народами. Это время драматичной любовной истории Самсона из племени Дана и филистимлянки Далилы. Но случай, связанный с леворукостью, особенно примечателен. Он касается истории убийства моавитского царя Еглона, которому евреи служили 18 лет. Аод, один из сынов Израиля, посланный с дарами к Еглону, был левша. Он изготовил короткий обоюдоострый меч и припоясал его под плащом необычно - к правому бедру. Усыпив тем самым бдительность телохранителей, Аод проник в покои тучного, страдающего от ожирения Еглона, "простер левую руку свою и взял меч с правого бедра своего и вонзил его в чрево его" (Суд. 3:15-21).

Жители города Гива из племени Вениамина надругались над наложницей, которая принадлежала одному из гостей, посетивших город. Остальные израильтяне решили отомстить им. Началась братоубийственная война. Потомков Вениамина набралось около 26 тысяч. Им противостояло до 400 тысяч. Но сыны Вениамина отыскали 700 отборных воинов-левшей, которые "не бросали мимо" камни из пращей. 700 левшей на 26 тысяч - это 2,7% гомозигот по гену леворукости. По законам популяционной генетики частота гетерозигот в данной популяции должна быть более 25%. То есть каждый четвертый из племени Вениамина одинаково хорошо владел и левой, и правой рукой. Это дало им явное примущество в борьбе, что и фиксирует Библия (Суд. 20:15).

Первый царь израильский Саул (1030-1010 гг. до н.э.) также происходил из племени Вениамина и имел резиденцию в той же леворучной и злополучной Гиве. Про сородичей Саула, пришедших после его смерти в дружину к новому царю Давиду (ок. 1010-970 гг. до н.э.), особо отмечено: "Вооруженные луком, правою и левою рукой бросавшие каменья и стрелявшие из лука - из братьев Саула от Вениамина" (1 Пар. 12:2). Видимо, повышенная частота гена леворукости сохранялась столетия среди жителей Гивы, потомков отца-основателя Вениамина. Интересно соотнести описание тех или иных особенностей библейских героев с современным знанием их наследования и проявления. Такого рода исследование предпринял генетик Ричард Гудман (1932-89), который опубликовал в 80-е годы в издательстве Университета Джонса Гопкинса книгу "Генетические нарушения среди евреев". В 1972 году Р.Гудман провел детальное изучение леворукости среди школьников из разных этнических сообществ Израиля. Были найдены более чем двукратные различия в частоте гена леворукости между группами. У евреев-сефардов частота строго леворуких составила около 10%, у ашкенази - около 7%, тогда как у евреев - выходцев из Северной Африки и Йемена - 5% и 3,5% соответственно. Эти данные вполне согласуются с тем, что описано в Библии и в отношении общего уровня встречаемости леворукости, и в отношении заметных различий в частоте признака между близкими популяциями.

Генеалогический метод - один из основных в генетике человека. И в этом смысле Библия представляет исключительный интерес, ибо она вся проникнута описаниями родословных. Родословные прослеживались на многие сотни лет: "от Авраама до Давида четырнадцать родов и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов" (Матф.1:17). Сведения о наследовании некоторых признаков в ряду поколений могли бы в том или ином виде содержаться в Библии и основанных на ней текстах. Так оно и оказалось.

В Талмуде зафиксирован первый пример медико-генетической консультации в отношении мутации гемофилии или кровоточивости. Недуг особенно опасен для народов, у которых распространен обычай обрезания. У евреев, как известно, обрезание делают на восьмой день после рождения, а у мусульман - мальчикам-подросткам. К гемофилии приводит рецессивная мутация, локализованная в Х-хромосоме. Младенцы, носители этой мутации, умирали от операции. До появления хромосомной теории наследование гемофилии представлялось капризным и запутанным. Пораженный болезнью отец почему-то не передает ее ни своим сыновьям, ни дочерям. Между тем от его здоровых дочерей гемофилия передается только внукам. Поскольку болезнь достаточно распространена (можно упомянуть королевские семьи Европы и единственного сына Николая II), то к XIX веку были выведены простейшие эмпирические правила ее наследования. Правило Нассе (1820) гласило, что гемофилией болеют только мальчики, но передается болезнь через их матерей и сестер. Это, конечно, "тепло", но не "горячо". Во-первых, не через всех сестер, а во-вторых, девочки редко, но способны болеть.

И вот оказывается, что библейские мудрецы, благодаря традиции скрупулезного слежения за родословными, проникли в сущность наследования гемофилии глубже, чем биологи и медики вплоть до начала XX века. В одном из трактатов Вавилонского Талмуда сообщалось о сестрах из Сефориса (нижняя Галилея). Первая произвела обрезание своему сыну, и он умер. Вторая - и ее ребенок умер. Третья - то же несчастье. Тогда четвертая пошла к рабби Симеону сыну Гамлиеля, и он разрешил отказаться от обрезания. (Я благодарен Самуилу Коттеку, профессору истории медицины Медицинской школы Хадасса в Иерусалиме за ссылку на первоисточник в Талмуде. - М.Г.).

Составители Талмуда дают точное указание: смерть от кровотечения освобождает от обрезания всех родных братьев умершего младенца, а также его двоюродных братьев, но только по женской линии, а не по мужской. Поскольку Х-хромосома с мутацией гемофилии передается именно от матери к сыну, то указание на передачу болезни по материнской линии нашло в рамках хромосомной теории наследственности естественное истолкование. Такое проникновение в запутанный характер наследования гемофилии имеет для генетика важное следствие. Оно означает, что родословные записи велись очень точно и передавались из поколения в поколение много сотен лет. Возникает желание посмотреть, не зафиксировано ли в библейских родословных наследование каких-либо других четких признаков.

Неожиданно мне удалось по-новому взглянуть на, казалось бы, изученную во всех извивах родословную Авраама. Это произошло случайно. В начале 70-х годов, когда я работал в Институте цитологии и генетики в Академгородке (Новосибирск), пришлось анализировать родословную одной большой еврейской семьи, в которой передавались две, казалось бы, противоположные аномалии - частичное или полное бесплодие и склонность к рождению близнецов. Характер наследования этой аномалии привел к мысли о действии не двух, а одного полудоминантного гена. Это мог быть своего рода ген-регулятор, изменение в котором вызывает сбой в репродуктивной системе. Воспользуюсь простой аналогией. Неисправность смесителя воды приводит к неустойчивости и к легкому сдвигу либо в плюс, либо в минус направлениях. Из крана течет то холодная, то горячая вода. Такое внешне противоречивое выражение активности генов описал известный генетик Н.В.Тимофеев-Ресовский. У мушки-дрозофилы среди носителей определенной мутации в одной семье можно было наблюдать то уменьшение, то увеличение числа щетинок на теле.

Характер течения многих процессов в организме, и в особенности работа систем воспроизведения, зависит от активности гормонов или от определенного соотношения их активностей. Мутации способны изменить уровень гормонов или характер тканевой чувствительности к ним. Женщины, долгое время страдавшие от бесплодия, при иньекции им в кровь гормона, стимулирующего рост фолликул, рождали близнецов и при том повторно. Сходным образом могла бы действовать мутация, меняющая активность гормонов в зависимости от генотипа или в плюс, или в минус сторону. Возможен и другой сценарий: мутация затрагивает ход образования половых клеток или влияет на характер взаимодействия мужских и женских половых клеток (гамет) в сложном процессе их оплодотворения.

Чтобы сделать выбор между разными генетическими моделями, я стал искать в специальной литературе аналогичные родословные, где бы по наследству передавалось бесплодие, и склонность к рождению близнецов. Выяснилось, что среди немногочисленных случаев такого рода, лучшая родословная описана в Библии, в генеалогическом древе Авраама в первой книге Бытия. Драматические повороты в судьбе семьи Авраама настолько хорошо известны по религиозным и теологическим текстам, по исторической и художественной литературе, живописи и музыке, что, казалось, ничего нового здесь не извлечь. Но между тем взгляд, который опирается на генетику и учитывает накопленные факты в области наследственной патологии воспроизведения, неожиданно позволил дать новое генетическое истолкование столь широко известным аномалиям членов семьи Авраама.

Наследование бесплодия и близнецовости в роду Авраама

Отвлеченное и неодухотворенное в тексте Библии может мифологически одушевляться и связываться с намерениями и действиями Бога. Изолированная популяция часто называется именем родоначальника. Слова "сын" и "дочь" употребляют в одном ряду со словами "потомок". А слова "брат и сестра" могут иногда нести смысл "родственник". Несмотря на подобные подводные камни, традиция строгого слежения за родословными позволяет все же не только построить непротиворечивое генеалогическое древо рода Авраама, но и установить передачу в ряду поколений одной удивительной, влияющей на воспроизведение мутации.

История рода Авраама подробно изложена в главах 11-50 книги Бытия. Его отец Фарра был главой небольшого племени, обитавшего в Месопотамии в районе города Ур. "И взял Фарра Аврама, сына своего, и Лота, сына Аранова, внука своего, и Сару, невестку свою, жену Аврама, сына своего, и вышел с ними из Ура Халдейского, чтобы идти в землю Ханаанскую: но, дойдя до Харрана, они остановились там" (Быт. 11:31). Аврам и Сара после рождения у них сына Исаака стали называться Авраамом и Саррой. События, связанные с переходом патриарха Фарры из Ура в Харран (около 500 км к северу от Ура) по мнению историков относятся к XVIII веку до н.э. или около 3800 лет тому назад. Это был весьма активный в истории цивилизации период: создание кодекса Хаммурапи в Вавилоне, нашествие гиксосов в Египте и начало сооружения грандиозного мегалитического комплекса Стоунхендж в Британии.

Рис 1. Обозначения: Женщины обозначены кружками, мужчины - квадратиками; линии, исходящие от центра кружка или квадрата, показывают данный брак, потомство этого брака указано по нисходящей вертикальной линии. Слева указано число поколений; члены родословной, страдавшие от беспладия, отмечены штриховкой, и данная линия брака отмечена особым значком. Близнецы указаны раздвоенной линией. На родословной хорошо видны два элемента структуры скрещивания в древних библейских популяциях: близкородственные браки и полигамия.

Используя генетическую символику, по имеющемуся тексту 11-20 глав Бытия можно составить непротиворечивую родословную Фарры и его потомков. Фрагмент такой родословной, охватывающий 8 поколений, показан на рис.1. Всмотримся в него. С позиций этнологии и генетики любопытны типичные, характерные для древних племен родственные браки и полигамия. Жена Авраама Сарра была его единородной сестрой, дочерью Фарры от другой жены. Сын Авраама Исаак вступил в брак с Ревеккой: по мужской линии она приходилась ему двоюродной племянницей, а по женской - двоюродной внучкой. От этого брака родились близнецы Исав и Иаков, последний был женат на двух двоюродных сестрах. Были запрещены инцестные связи брат-сестра или сын-мать (комплекс Эдипа). Однако, не было строгого запрета на связи отец-дочь, на что обратил внимание историк Соломон Лурье (на его специальную заметку указал мне И.Д.Амусин). Поэтому, история инцеста Лота и дочерей изложена в Библии без всякого назидания.

Генетическая запись родословной Фарры-Авраама позволяет проследить передачу по наследству одновременно двух признаков - бесплодия и склонности к рождению близнецов. Сарра, жена Авраама и его же сводная сестра, долгие годы "была неплодна и бездетна". Отчаявшись иметь детей, она, согласно обычаю, привела к Аврааму наложницу, египтянку Агарь, родившую Измаила. Затем была наложница Хеттура, родившая 6 сыновей (о потомках женского пола в текстах упоминается лишь эпизодически). Далее Библия повествует, что благодаря божественному вмешательству у престарелой Сарры родился, наконец, сын Иаков. Вмешательство богов в рождение героев - обычный атрибут древних текстов. Например, согласно египетским надписям, отцом царицы Хатшепсут был якобы не Тутмос I, а бог Амон-Ра, который явился к жене Тутмоса I и возвестил: "Хатшепсут - имя дочери моей, которую я вложил в твое тело".

Преклонный возраст, в котором у Авраама и Сарры родился сын Исаак, так же как и необычная продолжительность жизни, несомненно, имеют некий мифологический смысл, который трудно ныне точно дешифровать. Однако рождение ребенка за пределами постменопаузы, "когда обыкновенное у женщин у Сарры прекратилось" - нельзя исключить в принципе. Спорадические овуляции возможны и после возрастного наступления менопаузы. В последние годы в клинике итальянского гинеколога С.Антинори 13 женщин старше 50 лет стали матерями, а в 1994 году 59-летняя англичанка выносила и родила двойню (правда, после искусственного осеменения и гормональной терапии).

Сомерсет Моэм как-то заметил, что склонность к мифам - неотьемлимое свойство человеческой породы. Она страстно хватается за любые удивительные поступки людей, отличающихся чем-то от своих собратьев, и изобретает легенду, в которую затем фанатически верит. И эта вера способна творить чудеса. В 1980 году вышла книга путевых заметок известного эволюциониста и генетика Феодосия Добжанского, большую часть жизни творившего в США. Он родился в 1900 году в небольшом городке Немирове на Украине. История его появления на свет и происхождение его необычного имени удивительно напоминают библейский рассказ о рождении Исаака. Родители Добжанского были долгие годы бездетными, но страстно хотели иметь ребенка. И вот, когда матери уже давно пошел пятый десяток, а отцу было около 60-ти, бездетные супруги совершили паломничество в монастырь святого Феодосия в Чернигове. Мать молила Бога послать ей ребенка и, если произойдет чудо и родится мальчик, обещала назвать его в честь святого Феодосия. И чудо произошло! Свое появление на свет Добжанский рассматривал как некое предназначение свыше и завет развивать свой талант, несмотря на все превратности жизни. Оставшись в США в конце 20-х годов, он стал затем главой американских эволюционистов.

Как бы то ни было, но после долгих лет бесплодия Сарра родила Исаака. Жена Исаака Ревекка тоже страдала об бездетности. Супруги прожили вместе 20 лет, но детей у них не было. "И молился Исаак Господу о жене своей, потому что она была неплодна; и Господь услышал его, и зачала Ревекка, жена его". После долгого бесплодия Ревекка родила близнецов - Исава и Иакова. Близнецы бывают двух типов: однояйцевые (монозиготные или идентичные) и двуяйцевые (или дизиготные). Первые имеют одинаковые наборы генов, и потому они очень сходны. А вторые столь же различны, как родные братья или сестры. Библия не оставляет сомнений, что Исав и Иаков - это дизиготные близнецы, ибо резко отличались по фенотипу. Первенец Исав родился волосатым ("косматый") и "красный" (видимо, рыжий). Он был по натуре охотник, добродушен, вспыльчив, но отходчив. А Иаков вырос "человеком кротким, живущим в шатрах", был домовит, трудолюбив, изобретателен и хитер. По инициативе матери Ревекки, облачив руки козьими шкурами, Иаков обманным путем получил право первородства. И потому вынужден был бежать из дома, из Вирсавии (совр. Беэр-Шева), в Месопотамию, за 1000 км в Харран, где жил брат Ревекки Лаван.

Библия описывает необычный характер протекания близнецовых родов у Ревекки, чему в 1998 году посвящена заметка двух специалистов в области акушерства и гинекологии - Исаака Бликштейна из Израиля (Реховот) и Эдит Гуревич из США, госпиталь Джонса Гопкинса в Балтиморе (Obstetrics & Gynecology. - 4/98). Из библейского описания на основе современного опыта удалось сделать вывод о затылочном предлежании Исава и Иакова и очень быстром протекании родов, а также об очевидной искушенности автора библейского текста в акушерстве и гинекологии: роль раннего движения плода, знание длительности беременности и дородовая диагностика близнецовости!

Далее в родословной Авраама свидетельства проявления гена бесплодия находим у Рахили. Когда Лия родила Иакову уже четырех сыновей, несчастная Рахиль пришла к мужу в отчаянии: "Дай мне детей, а если не так, я умираю". Иаков в гневе возразил: "Разве я Бог, который не дал тебе плода чрева?" Рахили пришлось, как и Сарре, выбрать мужу красивую наложницу Валлу, которая вскоре сразу родила Иакову сына Дана, а потом - Неффалима. Длившееся 12 лет бесплодие удалось все же преодолеть. Рахиль прибегла к испытанному средству народной медицины - "мандрагоровым яблокам", найденным первенцем Лии Рувимом в поле во время жатвы пшеницы. Растения вида Mandragora officinarum, распространенные в Средиземноморье, относятся к семейству пасленовых и издревле использовались в самых разных целительных снадобьях. Вера в лечебные свойства мандрагоры усиливалась сходством ее корней с фигурой человека. Хотя в мандрагоре найдены биологически активные алкалоиды, прямых данных об их эффективности в случае бесплодия пока нет.

Однако, кажется, можно обсудить и другую возможность. В тексте сказано, что Рувим принес в дом не листья или корни, а именно "мандрагоровы яблоки", которые он нашел в поле во время жатвы пшеницы (Быт. 30:14). Вряд ли мандрагора растет как сорняк в пшеничном поле. Между тем колосья пшеницы и других злаков поражаются грибом Claviceps purpurea или пурпурной спорыньей, причем поражения могут иметь округлую форму и достигают максимальной величины как раз к периоду жатвы. Спорынью специально разводят на злаках (рожь) для получения из нее алкалоидов. Хотя ее официально ввели в медицину в начале XIX века, компоненты спорыньи ранее широко применяли в акушерстве. Кстати, и знаменитый галлюционоген ЛСД - производное алкалоидов спорыньи.

После рождения первенца Иосифа различие в плодовитости двух сестер сохранялось, и Рахиль умерла при рождении второго сына Вениамина. Действие гена, вызывающего аномалии в системе воспроизведения, распространялось в роду Фарры-Авраама и на мужчин. Особенно показательна ситуация с Иудой - четвертым сыном Лии (см. рис. 1). У Иуды было 3 сына: Ир, Онан и Шела. Брак первенца Ира с Фамарью оказался бесплодным. Ир рано умер и, по обычаю левирата, Фамарь была отдана в жены следующему сыну - Онану. "И сказал Иуда Онану: войди к жене брата твоего, женись на ней как деверь и восстанови семя брату твоему" (Быт. 38:8). Онан, однако, "когда входил к жене брата своего, изливал семя на землю". За этот грех, как сказано в Писании, Господь умертвил Онана. Такова мифологическая канва. Но можно думать, что причина бесплодия Онана вовсе не в его сознательном грехе. Онан, видимо, как и его старший брат Ир, оказался носителем доминантного гена с неполным проявлением, который затрагивает функцию воспроизведения и достался братьям от их отца Лавана.

Оригинальное и весьма правдоподобное медицинское истолкование истории мужского бесплодия братьев Ира и Онана предложил Вильям Обер (William Ober), профессор-клиницинист госпиталя Mount Sinai и затем Медицинского колледжа в Нью-Джерси. Во время командировки в Австралии в начале 90-х годов мне посчастливилось купить его полную эрудиции, мудрости и остроумия книгу с нарочито фривольным названием "Bottoms up!" и с подзаголовком: "Эссе патолога на темы медицины и культуры". Обер всю жизнь интересовался гуманитарными и культурологическими аспектами медицины. Его цель - проанализировать на ряде примеров, как разного рода патологии, болезни или эпидемии отражались в особенностях социального поведения или в творчестве отдельных личностей. Книга Обера, с ее сочетанием знаний профессионала с общегуманитарным подходом напоминает мне больше всего книгу профессора В.П.Эфроимсона "Генетика гениальности" где, в частности, обоснована и рассмотрена проблема гениопатии - то есть влияние патологических отклонений гениальных личностей на их поведение и творчество.

Одна из глав книги Обера касается бесплодия в семье Авраама. Обер анализирует, что же могло явиться причиной преждевременной смерти и аномалий в функции воспроизведения (бесплодие и coitus interruptis) братьев Ира и Онана. Медицинская трактовка этого случая в библейской критике оказалась затруднена путаницей и смысловым дрейфом. С именем Онана связали не преждевременное семяизвержение или прерванное половое сношение, coituis interruptis, а совсем другую аномалию - онанизм в смысле мастурбации. Такая персонифицированная языковая трансформация произошла в начале XVIII века сперва во французской литературе, а затем утвердилась в викторианской Англии. По мнению Обера, Ир и Онан могли страдать от врожденного и возможно наследственного дефекта - сужения или гипоплазии одной из основных коронарных артерий, питающих сердце. В этой ситуации резкое возрастание кровообращения приводит или к преждевременной эякуляции или к разрыву артерии в результате перенапряжения. Цитирую Обера: "Современная медицинская интерпретация подобных событий может быть связана с внезапной закупоркой основного ствола левой коронарной артерии или с сердечной аритмией, также как с полной блокадой сердца или фибрилляцией желудочков, нежели с вмешательством Господа". Известно немало случаев так называемой "смерти в седле". Наиболее одиозный из них - это смерть шестого президента Франции Феликса Фора. Он умер на руках своей любовницы.

У умершего рано Ира аномалия выражалась, видимо, в более резкой форме. Но наказание и проклятие Господа пало на страдавшего от того же недуга и невиновного в злом умысле Онана. Фамари предстояло стать женой третьего брата Шелы, который был еще мал. Иуда отправил Фамарь в дом к ее отцу ждать, когла Шела подрастет. Премудрый и сребролюбый Иуда, как указано в тексте Библии, опасался, что странная болезнь может постигнуть и его третьего сына. Поэтому когда Шела подрос, он не спешил соединить его с Фамарью. Прошло много времени, и вот когда Иуда остался вдовцом, Фамарь решилась на тонкий расчет и хитрость, чтобы не остаться бесплодной. Она узнала, в какое время и по какой дороге ее свекор ведет овец на стрижку, раскинула там шатер и притворилась блудницей, накрыв лицо покрывалом, чтобы Иуда не узнал ее. Расчет оказался верным, и после этой однократной связи родились близнецы - Фарес и Зара. Как остроумно замечает Вильям Обер, в случае Иуды мы имеем первый зарегистрированный в истории случай любовного ночного приключения во время служебной командировки.

Может возникнуть сомнение, что всего однократная связь Фамари с Иудой привела к беременности. Отчаянная Фамарь (ей грозило сожжение!) в своем сценарии не только точно рассчитала путь движения Иуды и способы, как заманить его в свой шатер и сохранить вещественные доказательства интимной связи (все отдал ей Иуда в залог - свою печать, трость и перевязь). У Фамари для осуществления замысла был один день или одна ночь, после чего она скрылась. И, видимо, в сценарии своей одноактной пьесы она точно выбрала не только место, но и время, оптимальное для успешного зачатия. В Библии и Талмуде есть свидетельства, что израильтяне имели ясное эмпирическое знание об особенностях протекания менструального цикла и об оптимальном периоде оплодотворения. Узаконенные правила (галаха) включали запрет на половые сношения в течение 7 дней от начала цикла и затем в последующие 7 дней: "Если женщина имеет истечение крови, текущей из тела ее, то она должна сидеть семь дней во время очищения своего... Если переспит с ней муж, то нечистота ее будет на нем; он нечист будет семь дней... А когда она освободится от истечения своего, тогда должна отсчитать себе семь дней и потом будет чиста" (Лев. 19:30).

Лишь в середине XX века было установлено, что овуляция происходит как раз в середине 28-дневного цикла и именно это время оптимально для оплодотворения. Кроме того, после вынужденной абстиненции у мужчин возрастает либидо, и на встречу с яйцеклеткой устремляется максимальное число спермиев. Уже через 3 месяца Иуде донесли, что его невестка "впала в блуд, и вот она беременна от блуда". Да, ранняя диагностика беременности у древних израильтян в роду Авраама была на отличном уровне! Бликштейн и Гуревич заключают, что, судя по описанию, характер близнецовых родов у Фамари был совсем иной, нежели у Ревекки. Эти роды были, по всей видимости, преждевременные и трудные, с возможным поперечным предлежанием и разрывом промежности - "как ты расторг себе преграду?" (Быт. 38:29). Авторы предполагают, что второй близнец Зара не выжил, однако это не так. Второго близнеца Зару удалось спасти. Есть указание в книге Числа (3:19): "И были сыны Иуды по поколениям их: от Шелы поколение Шелино, от Фареса поколение Фаресово, от Зары поколение Зарино".

Но вернемся к генетике. В семейном треугольнике Ир, Онан - Фамарь - Иуда, как и в случае рождения близнецов у Ревекки, можно усмотреть опять-таки пример действия гена, который вызывает либо бесплодие, либо повышает шансы рождения близнецов. Судя по характеру наследственной передачи (рис. 1), такой ген должен быть доминантен и, как говорят генетики, иметь неполное проявление и выражение. Это значит, что вовсе не у всякого носителя данного гена проявится наследственная аномалия в системе воспроизведения. Но все же в ряду поколений действие гена время от времени должно проявляться, если прослежено достаточно большое число потомков. Исходя из этой генетической логики, я решил специально поискать в тексте Библии хоть какие-то указания на сей счет. И они нашлись и впервые, кажется, обрели смысл!

В данном аспекте для генетика замечательны книги Хроник или Паралипоменон (по-греч. "пропущенное", "содержащее добавление"), которые содержат подробные перечисления родослоных древ. В этом как бы нудном перечислении именно среди потомков Иуды и его сына Фареса содержится указание на бесплодие, затрагивающее мужчин (о женщинах здесь, к сожалению, почти нет упоминаний). Одного из правнуков Фареса звали Онам. "Сыновья Онама были: Шаммай и Иада. Сыновья Шаммая: Надав и Авишур... Сыновья Надава: Селед и Афаим. И умер Селед бездетным. Сыновья Иады, брата Шаммаева: Иефер и Ионафан. Иефер умер бездетным" (Пар. 2:28-32).

Итак, круг замкнулся. Как генетик я твердо убежден в том, что невозможно придумать родословную с наследственной передачей такой характерной и сложной аномалии воспроизведения. То, что в современной еврейской семье, которую я анализировал, встретилось наследование подобной же мутации (но, видимо, не идентичной), подтверждает, что в основе библейского текста о семье Авраама - не вымысел, а реальность. То есть библейские персонажи от Фарры, Авраама и до Иосифа - реальные лица со всеми важными следствиями этого факта для библейской критики и истории.

"Феномен Иуды": отцы и близнецы

Итак, представляется высоко вероятным наследование в роду Авраама гена, вызывающего бесплодие наряду со склонностью к рождению близнецов. Случай с Иудой особенно показателен. Сыновья Иуды страдали бесплодием, а он сам стал отцом близнецов. Но тут возникает трудный вопрос. Вполне можно представить, что Иуда передал своим сыновьям ген(ы), который приводит к бесплодию. Но каким же образом генотип Иуды может непосредственно влиять на рождение близнецов у Фамари да еще в ситуации однократной связи? Приходится допустить какое-то мистическое прямое отцовское влияние на близнецовость. Как это может быть? Ответа до сих пор не найдено. Назовем условно эту загадку "феномен Иуды". Мне удалось предложить подходы к ее решению, что приводит к важным теоретическим и прикладным следствиям.

В ясной форме данная проблема была поставлена американским генетиком Ч.Дэвенпортом еще в 20-е годы. Прямое отцовское влияние на близнецовость у человека было выявлено в таких случаях, когда, к примеру, у одного и того же мужчины в браке с разными женщинами регулярно рождаются близнецы. Или же женщина в браке с одним мужчиной рождала повторно близнецов, а вдругом браке у нее были лишь одиночные роды. Сходные факты были получены и на других млекопитающих. В частности, в генетике животноводства, где благодаря методу искусственного оплодотворения уже давно получают сотни помтоков от отдельных быков-производителей, у некоторых из них возникало до 10% близнецов в потомстве. Косвенные данные указывают, что влияние отца на рождение близнецов не связано ни с его поведением, ни с его физиологическими признаками, но прямо зависит от его генов. Загадку феномена Иуды можно переформулировать так: в чем могут состоять генетические особенности мужских половых клеток, которые в процессе оплодотворения женских клеток приводят к появлению более чем одного эмбриона. Библейская Фамарь уже более 3700 лет назад была вполне искушена в особенностях полового цикла и смысла оплодотворения. Однако чтобы попытаться понять, почему у нее могли родиться близнецы, а Ир и Онан были бесплодными, придется сделать небольшой экскурс в современную биологию человека и познакомиться с сутью новых неожиданных открытий, сделанных в последние два десятилетия в репродуктивной генетике.

С позиций генетики процесс оплодотворения состоит в слиянии женской и мужской половых клеток (или гамет), которые имеют уменьшенное вдвое число хромосом. При слиянии ядер яйцеклетки и спермия образуется зигота, и нормальное двойное число хромосом восстанавливается. Половые клетки образуются в ходе особого типа деления клеток - мейоза, характер и ход которого резко различны у двух полов. У мужчин ко времени наступления половой зрелости число половых клеток, способных дать спермии, достигает 1 млрд. И непрерывно пополняется по мере их расходования. У девочек же к моменту рождения процесс созревания и деления половых клеток полностью блокируется, а при достижении полового возраста до 90% из них отмирает. Из оставшегося к 15-16 лет запаса в 300-400 яйцеклеток, одна из них раз в месяц претерпевает овуляцию. Эта выходящая на свидание со спермием яйцеклетка еще не докончила второго деления мейоза и не уменьшила число хромосом вдвое. Окончательное выделение ядра яйцеклетки и уменьшение числа ее хромосом вдвое заканчивается лишь при проникновении через оболочку одного спермия. И здесь очень важный пункт.

Выясняется, что процессы образования половых клеток и оплодотворения очень несовершенны и сопровождаются большим числом отклонений от нормы. Лишь менее 10% зигот могут развиваться более или менее нормально. В остальных же случаях происходит гибель зигот и абортирование эмбрионов на самых разных стадиях их развития. Причины гибели разные, но значительную долю среди спонтанных абортусов составляют хромосомные мутации. И среди них, в свою очередь, значительную часть составляют зиготы не с двойным, а с тройным набором хромосом, так называемые триплоиды. Триплоиды обычно абортируются, редко-редко они доживают до рождения, но потом погибают вследствие многочисленных аномалий развития.

Откуда же в аномальной зиготе или триплоидном эмбрионе третий лишний геном (хромосомный набор) - от мамы или папы? На рубеже 80-х годов совершенно неожиданно выяснилось, что в 70-75% случаев дополнительный набор хромосом приходит в зиготу от отца! Это значит, что в яйцеклетку проникает не один спермий, а два. Их ядра сливаются с ядром яйцеклетки и получается тройной несбалансированный набор хромосом и генов, приводящий к аномалиям или гибели. Другое важное открытие состоит в разгадке природы так называемых пузырных заносов (или "молей" от англ. hydatidiform mole). Так называются похожие на гроздь винограда аномальные продукты оплодотворения и развития, у которых зачастую вовсе нет эмбриона, но происходит лишь злокачественное разрастание клеток оболочки зародыша в местах образования плаценты. Около 1-3% от всех зачатий приводят к пузырным заносам или молям. Моли могут стать агрессивными - их клетки, распространяясь через кровоток, могут привести к злокачественным опухолям. Вдруг выяснилось, что наиболее агрессивные моли - результат так называемого андрогенеза - особого типа развития, которое начинается лишь при участии двух отцовских наборов генов и отсутствии материнского генома. Явление андрогенеза (от греч. "андрос" - мужской) встречается в природе у некоторых насекомых (наездники, палочники). Искусственный андрогенез у тутового шелкопряда открыл и успешно применил в селекции известный российский генетик Б.Л.Астауров. Получены и андрогенные растения. Но то, что естественный андрогенез, пусть и в ограниченной степени, существует у человека - абсолютно неожиданное открытие, настоящая сенсация. Этого никто не предполагал до начала 80-х годов. Совершенно непонятно, почему гибнет женское ядро, почему блокируется развитие эмбриона и возникает "неведома зверюшка", как в сказке Пушкина.

Вместе с тем новые открытия дают возможность предположить, как гены отца могут повлиять на исход оплодотворения и привести к рождению близнецов. Таковыми могут быть гены, которые, действуя уже в спермиях, повышают вероятность проникновения в яйцеклетку не одного, а двух из них. В этом случае возможно несколько сценариев оплодотворения. Как правило, ядра двух спермиев сливаются с ядром яйцеклетки и образуется триплоид, который абортируется. Слияние только двух сперимев может привести к аномальным продуктам оплодотворения - заносам. Итог в первом и втором вариантах - бесплодие. Возможен и третий сценарий, когда ядро одного из проникших спермиев сливается с собственно ядром яйцеклетки, а ядро второго спермия - с дочерним продуктом деления яйцеклетки (второе деление мейоза). И тогда могут родиться близнецы третьего типа. Их рождение будет собой представлять лишь удачный исход аномалии оплодотворения. Феномен Иуды - это синдром бесплодия - близнецовости, зависимый от генов отца.

И, наконец, в случаях диспермии возможен четвертый удивительный сценарий - рождение организмов-химер, образованных слиянием двух разных полноценных продуктов оплодотворения (зигот). Два потенциальных организма образуют одно целое. Химерные организмы легко получаются и широко используются ныне в модельных генетико-эмбриологических исследованиях на мышах и на других животных. Если произошло слияние на самых ранних стадиях развития двух однополых зигот, то обнаружить и доказать появление "двуединого" или "двуединой" особи-химеры очень трудно. Однополые химеры, которые описаны в литературе, могут ничем не отличаться внешне от обычных мужчин и женщин. Но вот если химеры получаются путем слияния разнополых зигот, тогда появляются особи-гермафродиты, мужчины или женщины по виду, но большей частью бесплодные. На уровне изучения хромосом и генов доказано существование нескольких десятков людей-химер. Возможно, это верхушка айсберга среди множества тех аномальных вариантов, которые абортируются и исчезают.

Например, лишь на рубеже 80-х годов обнаружен феномен "исчезающие близнецы" или vanishing twins. Оказалось, число близнецовых зачатий в 7-10 раз выше числа рождений близнецов. Один из членов близнецовой пары погибает на ранних стадиях развития. Это один из тех сценариев, когда, выражаясь языком Библии, "у женщины течет кровь многие дни не во время очищения ее". Известно, в каких ситуациях и насколько часто они возникают у человека. Писатель А.Явич в своих интересных воспоминаниях ("Книга жизни". - М., 1985) описал встречу с одним удивительным человеком, который привлек автора своим фенотипом: у него был раздвоенный нос, как будто срослись два носа или два лица. Оказалось, этот человек называл сам себя "незавершенной двойняшкой", постоянно ощущая в себе две личности.

Есть основания полагать, что в семьях с прямым отцовским влиянием на близнецовость (это своего рода индикатор), можно ожидать и бесплодия (триплодия и андрогенные моли), и близнецов третьего типа (промежуточные между моно- и дизиготными) и особей-химер. Все это предстоит доказать в будущем. Однако благодаря Библии размышление над родословной Авраама и "феноменом Иуды" дало возможность задуматься над нерешенными проблемами генетики оплодотворения и близнецовости. 


Смотри также:


Содержание номера Архив Главная страница