[an error occurred while processing this directive]

Список выпусков Содержание выпуска

ОДЕССА В ЖИЗНИ И СУДЬБЕ СВЯТОСЛАВА РИХТЕРА

МИХАИЛ ДЫХАН (Коламбус, Огайо)

12 ноября 1949 г. Иду по кривой узкой улочке в центре Лвова по Лермонтовской. Здесь расположились Консерватория и Концертный зал филармонии. Город необыкновенно красивый, 700 летний, европейский... Я студент 4 курса юрфака и недавно окончил второй класс Вечерней музыкальной школы по аккордеону. Очень люблю оперную и классическую музыку...

А сегодня, 12 ноября, фортепианный концерт неизвестного мне музыканта Святослава Рихтера, но интуиция подсказывает: иди, не пожалеешь...

- Добрий вечир, пани Мария.

- Добрий вечир, пан Михайло, - ответила мне кассирша.

- Будь ласка, мени квиток за 4 карбованця - самый дешевый.

Знакомая мне дама говорит, что я - 5-й слушатель, купивший билет...

Зал фактически пустой. Собралось 40-50 человек - не более, чувствую себя неловко, а в зале 700 мест...

Ровно в 8 часов вечера к роялю подошел высокий рыжеватый блондин, с арийской внешностью, с залысинами, лет 30-35. Глаза голубые, лицо суховатого, замкнутого человека. Засаленный черный фрак. Слегка поклонился аудитории, почти пустому залу. Короткая пауза...

Полилась удивительная сонатная музыка Бетховена... Зал замер. С первых аккордов мы, слушатели, поняли, что перед нами редкий талант, выдающийся пианист... Но беспокоит мысль: кто он, откуда, почему мы, меломаны, во всяком случае я, впервые слышим это имя. Чарующие звуки музыки удивительно воздействуют на мой внутренний мир, касаются сердца, самых сокровенных эмоций... словами это не передашь. Этот мир - недоступный слову.

После первой, 27-ой или 31-й сонаты - точно не помню (почти полвека прошло), зал взорвался. Шквал аплодисментов, хотя слушателей - с гулькин нос. По замершему залу несется спокойная и красивая, как лунный свет, 14-я, Лунная, соната... Стены концертного зала содрогаются от аплодисментов и криков браво! браво!

В перерыве некоторые участники вечера, еще до начала концерта купившие по рублю очень некачественные черно-белые снимки Рихтера, попросили дать им автограф. Среди этих счастливчиков был и я. К сожалению, автограф этот остался в Одессе, в моем архиве.

Во втором отделении восторг слушателей достиг апогея. Рихтер играл на бис. Сплошная овация, все стояли... Мы, участники этого вечера, были потрясены. Я долго не мог уснуть и уже жил ожиданием следующего концерта. 14 ноября я притащил буквально за уши, 11 студентов из университета. Остальные слушатели первого концерта Рихтера проделали то же самое.

Теперь в зале - уже около 500 слушателей. Звучали Бетховен, Брамс, Чайковский, Шопен, Римский-Корсаков, другие произведения. Снова все потрясены. Описать воздействие Рихтера на аудиторию просто невозможно...

Администрация Львовской филармонии решила продлить гастроли Рихтера. 16 ноября - зал уже переполнен. Весь город только и говорит о выдающемся музыканте. 18 ноября - все проходы в зале и балкон переполнены.

20 ноября, в воскресенье, в 12 часов дня Святослав Рихтер дает бесплатный концерт для всех студентов города, пожелавших послушать его.

В основном на всех пяти концертах звучала музыка Бетховена. Все исполнялось на память, ни одно музыкальное сочинение не исполнялось повторно, исключая бисирование.

Уже три года я живу в мире классической музыки. Слушал вокалистов, скрипачей, пианистов, в том числе превосходных - Григория Гинзбурга, Якова Флиера, Генриха Нейгауза и др.

Но такого всплеска эмоций, таких переживаний и потрясений я еще не испытывал. Его игра на всех пяти концертах была отмечена чертами яркой художественной индивидуальности, глубокой содержательностью. Волей-неволей я представлял себе игру Паганини на скрипке Гварнери или Листа за фортепиано. Перед нами выступал не артист, а дьявол в образе человека.

Огромная творческая воля, богатство красок индивидуальной интерпретации; он весь уходил в исполняемое произведение, по его лицу можно было читать всю гамму его переживаний...

5 лет учебы на юрфаке не оставили почти никакого следа в моей душе, очевидно, потому, что я учился на факультете ненужных вещей, как позже назвал юрфак знаменитый писатель Юрий Домбровский. А 5 музыкальных вечеров в обществе гениального пианиста, в сфере личных ценностей, какой является классическая музыка, радуют и будут радовать меня до конца моих дней.

В эти же незабываемые дни от знакомого одессита-аспиранта Львовского университета Виктора Мартынова я узнал, что Рихтер родился в Житомире (20 марта 1915 г. - М.Д.), что в юные годы его семья переехала в Одессу и их семьи дружили. Даже Виктор, очень музыкальный человек, сказал, что слушал Рихтера в 14-летнем возрасте, когда последний исполнял на рояле какую-то оперу своего сочинения.

Мартынов также сообщил мне, что в августе 1945 года Святослав Рихтер стал победителем 1-го Всесоюзного конкурса пианистов и что якобы его родители во время оккупации Одессы эвакуировались в Германию...

Вскоре после львовских гастролей, в 1950 году, Святослав Рихтер был удостоен Сталинской премии. Узнав об этом, я от радости "прыгал до потолка", подумав: теперь он купит себе новый фрак и хорошо поест в ресторане.

Позже я слушал Вана Клиберна (1960), Евгения Малинина, Павла Серебрякова, Татьяну Николаеву и многих других выдающихся музыкантов нашего времени, которые остались в моей душе навсегда. Но Святослав Рихтер - чудо. "Почему же он не приезжает в Одессу?" - Часто я спрашивал себя.

В июле 1960 года находясь на лечении в сочинском санатории "Красная Москва", я имел счастье побывать на трех концертах Святослава Рихтера и симфонического оркестра Московской филармонии под управлением Кирилла Кондрашина. После концертов Рихтера я слушал Георга Гаспаряна, Вана Клиберна, Павла Серебрякова, Бориса Дубровского.

В 1962 году в газете "Народна култура" (Болгария) я прочел интересную информацию о посещении Святославом Рихтером своей матери в городе Франкфурте-на-Майне. Был удивлен и поверил некоторым одесским сплетням, что его родители сотрудничали с немцами в годы оккупации Одессы.

Из той же газеты я узнал, что западные журналисты задавали вопрос Рихтеру, не желает ли тот переехать в Германию, к маме. За него ответила им мать. Она заявила, что Святослав Рихтер родился в России, воспитан там, достиг всемирной славы благодаря своему искусству, и ему нет никакой надобности покидать Россию.

И все-таки меня удивляло то обстоятельство, что Рихтер выступал в Херсоне и не приезжал на гастроли в Одессу.

Живя в Одессе, Святослав Рихтер получил начальное музыкальное образование под руководством отца-пианиста, органиста Одесского театра оперы и балета. В 1933-37 гг. С.Рихтер - концертмейстер этого же театра. В 1934 году он дал в Одессе самостоятельный концерт.

С 1937 по 1945 г., с перерывами, он учился в Московской консерватории у С.Г.Нейгауза. С 1940 года он начал концертировать по всей стране и в 1949 году я побывал на его концертах во Львове. В 1950 году он удостоен Сталинской премии за концертную деятельность. Но зарубежные поездки для него - табу. И лишь благодаря министру культуры Е.Фурцевой в 60-е годы он стал "выездным".

По свидетельству одесского дирижера М.Корсавина Рихтер в годы его учебы в Москве жил очень бедно. Перерывы в учебе Рихтера были связаны с его семейным положением. Ходили слухи, что во время оккупации Одессы его отец служил у немцев. Лишь в годы перестройки и гласности я узнал правду. Отец Рихтера в 1937 году был расстрелян в Одессе органами НКВД как враг народа. Стало понятным, почему Рихтер не хочет, не может посетить Одессу.

В 1939 году Анна Ахматова писала:

Половина страны была расстреляна, загнана в ГУЛАГ, а вторая половина, живя в страхе и отрекаясь от родных и близких, должна была снова учиться жить в этом аду, становясь манкуртами.

Память об Одессе у Рихтера была убита, но память об отце жива и будет жить в веках, поскольку отец передал сыну код гениальности и воспитал в нем величайшего пианиста нашего века.

В марте 1995 года Россия, все человечество отметили 80-летие Святослава Теофиловича Рихтера, как выдающееся событие в музыкальной культуре. Гениальный пианист современности охватил в своем творчестве почти все стили - от сочинений Баха, Дебюсси, Прокофьева, Шостаковича, Бетховена, Брамса до многих других.

Долгих, творческих лет музыканту века - гордости и славе человечества, Святославу Рихтеру.

Список выпусков Содержание выпуска

[an error occurred while processing this directive]