[an error occurred while processing this directive]

Список выпусков Содержание выпуска

АЛЕКСАНДР БЛОК

АННА ДАШКОВСКАЯ (Балтимор)

Сорок лет жизни. Как мало! Как всем гениям, Блоку была уготована короткая жизнь. Он говорил: "Искусство, как и жизнь, слабым не по плечу..." Он знал и понимал всю ответственность художника перед могущественной силой искусства. По утверждению Блока: "Только большие задания должен ставить перед собой писатель; ставить смело, не смущаясь своими личными малыми силами".

К искусству он относился строго и требовательно. А уж служил ему самозабвенно в полную меру своих "малых" человеческих сил.

После смерти Блока прошло много времени - целая эпоха, исполненная событий всемирно-исторического значения. Это были годы борьбы и созидания, годы испытаний и побед. Бурные годы не прошли бесследно для нашего понимания и нашей оценки поэзии Блока.

Время - это суровая проверка его творчества. Мы поняли и оценили многозвучный мир его поэзии. Искренность благородных чувств, человеческая страсть, неукротимая душевная тревога, мятежный дух свободолюбия - все это выразил Александр Блок на своем неповторимом поэтическом языке.

А. Блок.
Фотография Д.С. Здобнова (1907 г.)

Поэт родился 16 (28) ноября 1880 года в "ректорском доме" при Петербургском университете. Его отец, Александр Львович Блок - приват-доцент кафедры государственного права Варшавского университета. Мать, Александра Андреевна Бекетова, - дочь профессора и ректора Петербургского университета Андрея Николаевича Бекетова.

Прожив десять лет, родители Блока расходятся, и вскоре мать поэта снова выходит замуж за Франца Кублицкого, поручика лейб-гвардии гренадерского полка.

Живя в доме Бекетовых, Александр был всеобщим любимцем и баловнем. Интересоваться книгами начал рано. Первой его книгой была "Жизнь животных" Брема, а вечерами ему читали Пушкина. Так в детскую память запало волшебное имя "Пушкин".

Увлечение поэзией началось рано. Уже в семилетнем возрасте появляются первые робкие стихи и рассказы.

В 1890 году Блок поступает в гимназию им. Петра Первого.

Годы, проведенные в гимназии и все последующие годы, уже в бытность студентом юридического факультета Петербургского университета, Блок находился в гуще величайших социально-политических событий. Он отразил в своем творчестве существенные черты этого бурного, переломного времени. Поэт глубоко чувствовал свою органическую связь с движением века:

Никто из поэтов начала ХХ века (ни в России, ни на Западе) не сумел так глубоко проникнуть в душевный мир человека, потрясенного противоречиями эпохи и охваченного ощущением его катастрофы.

Здесь, в этих строках, выражены раздирающие Блока противоречия, которые в дальнейшем определили содержание его поэзии. Поэзии, которая является значительным явлением русского и мирового искусства.

Чтобы понять и определить суть идейного содержания поэзии того периода и литературного течения - символизма, к которому принадлежал Александр Блок, надо разобраться в натуре и культуре поэта.

Блок - поэт очень тонкий, сложный и противоречивый. Сторонники этого направления выражают тоску по духовной свободе, ими овладевает страх и трагическое предчувствие мировых социально-исторических сдвигов, доверие к вековым культурным ценностям. Представителями этого направления были А.Блок, А.Белый, Вячеслав Иванов, Ф.Сологуб и др.

Юношеская лирика Блока - это сны, мечты, метания. Душа борется "за право на жизнь". Но чувствуя шаткость старого мира и надвигающийся кризис его культуры, понимая, что дни этого мира сочтены, Блок глубоко верил в будущее. И только отрешась от канонов символизма, он создал бессмертные художественные ценности. Его монументальные поэмы "Возмездие", "Двенадцать" - отражают полный смысл и значение его творческого пути. Блок говорил: "Путь мой в основном своем устремлении - как стрела, прямой". Хоть и были на этом пути довольно крутые повороты, но была в нем неуклонная прямая перспектива. Через 15 лет после юношеских стихов "О Прекрасной Даме" он переходит к новому стилю - романтизму, но романтизму не обывательского толка, а конкретного, связанного с исторической средой и обстановкой. Романтизм его рождался из мировоззрения поэта. Надо помнить, что Блок был поэтом ХХ века и на его поэзии лежит печать великих исторических перемен. Именно зрелое творчество Блока и представляло собой такую форму романтического искусства. "Оно живет и верит в будущее".

Вот четкая и полная формула поэтического идеала Блока. Искренность его поэзии - это характерная черта самого поэта. Он предлагал рассматривать свои стихи как "дневники", т.е. делился с читателем самым сокровенным.

В поэзии Блока звучит драматическое напряжение, хоть со стороны казалось, что его жизнь протекала благополучно. По семейным связям и происхождению он принадлежал к верхушке дворянской научно-художественной интеллигенции. Его прабабка - воистину "обломок" старых поколений, человек, которому было суждено вращаться в пушкинском кругу. Была она ученицей Плетнева и подругой жены Дельвига.

Отца своего Блок почти не знал. Родители разошлись сразу же после его рождения. Но Александр Александрович питал глубокое уважение к отцу. Поэма "Возмездие", над которой он работал в общей сложности 12 лет, была посвящена отцу. Написана она была под впечатлением смерти этого интересного, цельного и сильного человека. В этой поэме тема судьбы отца переплелась с общей темой - судьбы целого рода.

Дед Александра А.Н.Бекетов, крупный русский ученый (ботаник), был видным общественным деятелем. Блок рос и воспитывался несколько в изолированной обстановке. Это не давало возможности, как он сам говорил, "сообщаться с миром".

В семье Бекетовых главную роль играла литература. Бабушка Блока - Е.Г.Бекетова была известной переводчицей. И не удивительно, что Александр начал писать стихи чуть ли не с пяти лет.

Какое-то время Блок увлекался театром. Даже хотел поступить на сцену, но поэзия победила. Трудно даже себе представить, кого бы мы потеряли, если бы случилось такое.

Революционные настроения Блока носили отвлеченно-романтический характер. Само представление его о будущем воплощалось в романтическом образе "больших кораблей", несущих усталым и обездоленным людям какую-то неясную и "нечаянную" радость:

Противоречивость идейно-художественных исканий поэта в "переходный период" сказалась и на самой его творческой манере. Особенно ощутимо это в тех стихах, где отражается городская "повседневность". Это "Холодный день", "В октябре", "Окна во двор" и др. Они просты и конкретны.

В тяжелые для России времена Блок полон тревожных раздумий о судьбах русского народа и русской культуры. В нем просыпается публицист с незаурядным общественным темпераментом. В ряде статей и устных публичных выступлений он поднимает важные вопросы о неправильно сложившихся отношениях между интеллигенцией и народом. Он мечтает о журнале с традициями "Современника" эпохи Некрасова и Добролюбова.

С 1907-1908 гг. тема родины, ее истории, ее судьбы выдвигается в первый ряд творческих тем Александра Блока.

Зрелый Блок в своем творчестве исходил из представления о единстве мира, общества и человека. Он мыслил грандиозными масштабами, связывая и сопоставляя факты из разных областей жизни и культуры. Поэт откликался на все события и явления русской и западноевропейской жизни. Это - смерть Льва Толстого, Врубеля и Комиссаржевской, процесс Бейлиса и убийство Столыпина, подготовка к мировой войне и массовые забастовки пролетариата. Это драгоценная для поэта способность единым взором охватить все, что окружало его в жизни. Способность передать биение пульса эпохи:

Цикл "Итальянские стихи" отличается строгостью своих структурных форм. Блок никогда не прибегал к готовым стихотворным формам. Он прокладывал собственный путь новаторского разрешения проблемы лирического стиля. Это под силу истинно большому поэту.

Годы 1907-08 вывели Блока "на люди". Он часто выступал на литературных вечерах. Самые распространенные журналы и газеты раскрывали перед ним свои страницы. Книги Блока "Нечаянная радость", "Снежная маска", "Земля в снегу" имели немалый успех.

В 1911-12 гг. и в 1916 году издавались трехтомные собрания его стихов.

Быт поэта производил впечатление устойчивого и благополучного. Он занимался только литературной работой. В 1910 году умер его отец, и оставленное наследство обеспечило ему материальную независимость. У него было его любимое Шахматово. Трижды он путешествовал по Европе (Италия, Германия, Франция, Бельгия, Голландия). Но все благополучие было лишь видимостью. Личная жизнь Александра Блока была омрачена тяжелыми семейными неурядицами...

Летом 1898 года началось его увлечение Любовью Дмитриевной Менделеевой - дочерью знаменитого ученого, друга его деда Бекетова. Какое-то время они не встречались, но где-то через 4 года судьба свела их на студенческом балу в зале Дворянского собрания. Все решилось молниеносно: Блок сделал ей предложение, Любовь Дмитриевна дала согласие. 17 августа 1902 года состоялось венчание в церкви села Тараканово.

Любовь Дмитриевна увлекалась театром, выступала на любительских сценах. Блок не разделял увлечения жены, но не вмешивался в ее дела. Он утверждал - если нет настоящего большого таланта, то можно спокойно бросить сцену. Ему хотелось, чтобы жена дышала воздухом настоящего искусства, не давая себе погрязать в "яме".

Жить под одной крышей с матерью Блока Александрой Андреевной было невозможно: она не ладила с невесткой. Молодые переезжают в другой дом.

Любовь Дмитриевна часто уезжает, изменяет. Поэту тяжело, и иногда он даже думает о самоубийстве. В чем-то винит себя, чувствуя боль о той, которая попала в "круговорот". Все эти переживания - в строках знаменитого стихотворения:

Любовь Дмитриевна ждала ребенка, и Блоку казалось, что это будет началом их новой жизни. Он был трогателен и заботлив. Он все простил... Родился мальчик, его назвали Дмитрием - в честь деда Менделеева. Но ребенок умер.

Александр Блок. (1921 г.)

Блок тяжело переживает утрату. Некоторое время еще "держится в седле". Но тяжелая усталость наваливается на него. Как будто все, что он пережил, превысило емкость души. Блоки отправляются в Венецию, чтобы хоть как-то поправить здоровье Александра, однако по возвращении он слег. Во время болезни почти никого не допускал к себе, кроме жены. Резко обострилась его всегдашняя нервность, внезапные перемены настроения. Летели на пол пузырьки с лекарствами. Страшнее всего было уничтожение многих записных книжек. Жизнь уходила. Поэт почти ни с кем ни разговаривал. Он писал К.Чуковскому: "Сейчас у меня ни души, ни тела нет, я болен, как не был никогда еще..."

7 августа 1921 года Блока не стало. По словам поэта: "Свершился дней круговорот".

Похоронили его на Смоленском кладбище. Затем прах перенесли на Литераторские мостки (Волково кладбище). На похоронах было много людей и много цветов. Блок предвидел, что его творчество не забудется:

Список выпусков Содержание выпуска

[an error occurred while processing this directive]