[an error occurred while processing this directive]

Список выпусков Содержание выпуска

С МАТЕМАТИКОЙ - В ХХI ВEK

ЛЕВ РУДСКИЙ (Балтимор)

В числе пяти основных задач, которые стоят сегодня перед Америкой и ждут своего скорейшего решения, все, и политики, и экономисты, и социологи, называют задачу коренного улучшения системы образования. Это объясняется тем, что нынешнее положение в этой сфере не соответствует высоким требованиям грядущего ХХI века. По данным ведущих аналитиков, сейчас возникла реальная угроза отставания американского школьного образования по сравнению со странами Западной Европы, России и Японии. Особенно это заметно в области естественных наук и математики. В своем ежегодном обращении "О положении страны" президент США Билл Клинтон еще раз подчеркнул, что в настоящее время в мире как никогда ранее приоритетны электронные коммуникации, компьютерные технологии. Клинтон даже провозгласил лозунг: "Каждой школе - парк компьютеров и выход на Интернет!"

Но реализация этих далеко идущих планов невозможна без качественных знаний именно математики. В статье "Школа для умных", опубликованной в газете "Еврейский мир" (144 за 7 февраля 1997 года), рассказывается о математической школе одного из крупнейших математиков современности, члена ведущих академий мира Израиля Гельфанда (в недалеком прошлом жившего в России). Автор, приводя слова великого ученого, утверждает, что математика доступна всем, вопрос только в том, кто и как учит. Действительно, методики преподавания математики в Америке и в бывшем СССР (откуда за последние годы приехало немало русскоязычных иммигрантов с детьми) отличаются друг от друга. Не секрет, что американская система школьного образования (вплоть до high school), в отличие от советской (российской), носит описательный характер, Видимо, поэтому бывшие советские дети, имеющие, бесспорно, более фундаментальные знания, поначалу испытывают трудности именно от того, что не понимают учителя. И задача учителей-иммигрантов как раз в том и состоит, чтобы суметь за короткое время адаптировать своих детей к новым условиям учебы, помочь им более глубоко освоить предмет, получить новые знания и, без ложной скромности, вывести их в ряды отличников. Что, к счастью, нередко и происходит.

Обо всем этом и шла речь за "круглым столом", проведенным недавно в Балтиморе, в котором участвовали преподаватели-эммигранты из бывшего Советского Союза - доктор технических наук, профессор Яков Гельфанд, Галина МакКи - она как раз и является руководителем здешней математической школы, Арнольд и Майя Шпичинецкие.

Г.МакКи. Наша школа работает всего лишь несколько месяцев. И детей немного - пока десять. Но мал золотник, да дорог. Каждый учитель занимается только с тремя детьми. Так что он может полностью уделить им все свое внимание. Почему же все-таки возникла сама идея создания нашей школы? Поначалу исходили из того, что большинство русскоязычных иммигрантов живет в Пайксвилле (район Балтимора), и сюда, в аудиторию фирмы ISEA (руководит ею профессор Яков Гельфанд), им будет легко добираться. Но ни это, конечно же, главное. Все проблемы адаптации к американской жизни мне пришлось испытать сполна на собственном опыте. Приехав в Америку около восьми лет назад, я, что греха таить, неожиданно для себя столкнулась с тем, что система образования здесь совершенно другая. Поначалу я даже предполагала, что задания на дом здесь не дают. А оказалось, что мой сын просто успевал их сделать в школе, - так легко ему все давалось. Вскоре я поняла, что учителя не звонят вам домой с требованием повлиять на ребенка, если он шалит, а пишут записки, на которые принято отвечать. Если вам надо узнать, как ребенок учится, то вы должны прийти в школу и расспросить учителей. Никто из них сам не проявит инициативы. Вот таким образом, методом проб и ошибок, посещая вместе с сыном школу, изучая технологию преподавания, а затем уже и став учителем американской школы, я и пришла к выводу, что теперь могу дать знания не только детям, но и помочь их родителям не потерять время на то, чтобы понять, как здесь вообще обстоят дела в образовательном процессе.

Когда появились желающие посещать нашу школу, я во время первой же встречи с родителями сказала: "Давайте проверим ребенка, все ли с ним в порядке, каков его уровень знаний по математике". Мы проводим так называемый диагностический тест на примерах именно того класса, в котором он учится. Необходимо выяснить, как ребенок решает задачи, каким путем он идет к поставленной цели. Только после этого, детально объяснив и ребенку, и родителям результаты теста, мы уже окончательно "утрясаем" оргвопросы и заключаем контракт. В нем мы гарантируем, что ребенок будет заниматься в группе из трех (не более!) детей, что в его знаниях не останется никаких "белых пятен". То есть, мы обязуемся оптимально организовать учебный процесс, тесно взаимодействовать с американской школой. Обязанность родителей только вовремя привозить ребенка в школу и платить 10 долларов за час обучения. Во избежание недоразумений мы просим вносить плату за месяц вперед.

А.Шпичинецкий. Разумеется, в своей работе с детьми мы не отвергаем все то положительное, что имеется в российской (советской) и американской математических школах. Но мне кажется, что наша методика преподавания все же более стройная, эффективная. Мы успешно используем задания из учебников таких известных ученых, как Погорелов, Виленкин, Нурк, Сканави и др. Дети, которых мы обучаем, прекрасно справляются с решением задач повышенной сложности. Так, если они учатся в 5 классе (я имею в виду американскую школу), то им нипочем задачки и

Есть у нас и девния обучения математике - впереди Россия. Но США с каждым днем все больше склоняются к тому, чтобы провести так называемую модернизацию своей системы обучения. Не так давно учащиеся восьмых классов Америки, вместе с детьми еще 40 индустриально развитых стран сдавали тесты по естествознанию и математике. Американцы заняли 17-е место по естествознанию и 28-е - по математике. Доминировали же дети Тихоокеанского региона и России. Так что, понимая все плюсы и минусы в методиках преподавания математики и в США, и в России, учителя нашей школы стремятся создать то, что наиболее приемлемо в современных условиях. Разработанная таким образом методика-"гибрид" помогает воспитывать полноценных математиков. У наших преподавателей есть три главные составляющие их жизни. Первая - они родители, которые прошли или проходят путь сопровождения своих детей внутри американской системы обучения. Вторая - они педагоги, имеющие большой опыт преподавания математики в бывшем СССР. Третья - они за годы жизни в Америке накопили достаточно знаний и опыта, чтобы понять здешнюю систему образования и органически "влиться" в процесс обучения.

М.Шпичинецкая. Это, конечно же, так. Но проблем еще предостаточно. Одна из них - родители. Большинству из них очень тяжело адаптироваться на новом месте. Детям намного легче. Возникают сложные вопросы взаимодействия со школой, учителями. И тут мы приходим к ним на помощь. Ведь как бы там ни было, а в Советском Союзе учитель, хотя и получал зарплату зачастую меньше, чем другие, однако пользовался уважением и у взрослых, и у детей.

Г.МакКи. Да, в Союзе слово "учитель" звучало. Сам учитель был поставлен на пьедестал. Я не могу сказать, что здесь к учителю относятся так уж плохо, но все-таки... Ведь в Америке все преподаватели боятся сказать что-то не так, не дай Бог, обидеть ребенка нетактичным словом (я уже о грубом не говорю). Половина энергии уходит на то, чтобы постоянно следить за собой, за своими словами, жестами.

Когда мы организовывали нашу школу, я была уверена, что к нам придут в основном старшеклассники, ведь им надо будет готовиться к вступительным экзаменам в колледж. Родители даже не могут себе представить, насколько важно понять, что хорошие знания плюс баллы, заработанные в школе (а это - производная именно от тех знаний, которые мы как раз и даем), - входные билеты в колледж. А следовательно - и фундамент будущей карьеры их детей.

М.Шпичинецкая. То, что в Нью-Джерси академик Израиль Гельфанд создал очно-заочную математическую школу, это, бесспорно, для всех очень важно. Но ребенок, как бы он ни был талантлив, должен все-таки выполнять задания повышенной трудности под присмотром взрослого: родителя или учителя. У нас есть мальчик Саша Паршай, он учится в пятом классе. Родители записали его в ЗМШ Гельфанда, оттуда ему присылают задачи (очень качественные, сильные), он их самостоятельно решает. Но иногда прибегает к нашей помощи. И тогда мы совместными усилиями ищем иные пути решения, более оригинальные, неординарные.

Есть у нас и девочки. Они - старательные, аккуратные, все делают скрупулезно-тщательно. Их надо просто направлять, давать каждой именно то задание, которое в данный момент им по силам, постепенно, от урока к уроку усложняя.

Вот так живут и работают учителя-энтузиасты в Балтиморе. Они исподволь убеждают своих учеников, да и их родителей тоже, в том, что в эпоху информационного бума знание математики жизненно необходимо. А быть математически образованным - даже престижно. Творчески совмещая лучшие традиции советского и американского образования, они прививают своим воспитанникам не только любовь к математике, но и к интеллектуальной деятельности в целом. Они воспитывают их свободными и инициативными людьми, которые уверенно войдут в двадцать первый век. Дай-то Бог!

Список выпусков Содержание выпуска

[an error occurred while processing this directive]